Формирование компетенций будущих инженеров в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Варламова Любовь Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. (СВФУ, г.Якутск)

Аннотация: Компетентностный подход в формировании современных инженеров. Проблемы сокращения часов практических занятий. Возможности использования педагогических технологий, средств для  формирования компетенций  практическими навыками в научных кружках.

Ключевые слова: Компетентность, педагогические технологии, средства, компоненты,  диверсификация, практическая подготовка, научные кружки.

В современных условиях высоких технологий, внедрения новейшей техники, инноваций, стремительных изменений в политической и социально-экономической жизни, техническое образование становится приоритетным и требует нового подхода.

Современный инженер – это не только хороший производственник, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества, ещё он должен отличаться научной и технической эрудицией, креативным мышлением, стремлением к постоянному саморазвитию, самообразованию профессиональных интересов, критическим и творческим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми.

В связи с этим актуальной теоретической и прикладной задачей современного образовательного пространства и методики преподавания  в вузах является проблема внедрения в учебный процесс компетентностного подхода, определение психологических, педагогических, дидактических и методических условий эффективности этого процесса. Учитывая необходимость подготовки квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда инженера, соответствующего уровня и профиля, готового к постоянному профессиональному росту в условиях информатизации и повсеместного внедрения инновационных, наукоемких  технологий, компетентностный подход провозглашен одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования  и положен в основу разработки образовательных стандартов нового поколения.  Таким образом, стратегической целью профессионального образования выступает формирование профессиональной  компетентности студентов. [2]

Многие исследования педагогической деятельности в вузах посвящены разработке основ преподавания специальных дисциплин как фактору, развивающему содержательный аспект обучения. Для целого ряда инженерных профессий  основополагающими являются специальные курсы, содержащие базовую информацию, разработаны структуры учебных курсов, методические принципы формирования его систем, перевода научно-информационной системы курса в знания, умения и навыки специалиста и бакалавра.  Педагогические условия при этом необходимы для формирования компонентов творческой деятельности человека, социально-психологического подхода к формированию мотивов творческой активности личности на стадии обучения, исследования технологических аспектов преподавания специальных дисциплин, влияния межличностных отношений между преподавателями и студентами на развитие творческой активности личности выпускника.[6]

С переходом в области подготовки инженерных специальностей в направления бакалавра, с внедрением стандартизованных результатов учебных процессов, которая свойственна современным педагогическим технологиям, появляются трудности в формировании профессионально-личностных компетенций. Как отмечает известный отечественный исследователь М.В. Кларин: «Полная ориентация обучения на стандартизованные его результаты, свойственная «технологическому» подходу, приводит к тому, что из построения учебного процесса выпадает также не поддающееся бихевиористской редукции эмоционально-личностное взаимодействие учителя и учащихся…».[1].

Трудности компетенций связаны с сокращением аудиторных часов практческих занятий, с внедрением балльной - рейтинговой системы (БРС), практически исчезает общение преподавателя со студентом, исчезает профессионально-личностная связь между обучающим и обучаемым.

Например,  в СВФУ им.М.К.Аммосова, в связи с переходом на бакалавриат по техническим профилям практические  аудиторные занятия по многим циклам  уменьшились в два раза. Рассмотрим это на примере дисциплины профессионального цикла «геодезия»  по направлению «землеустройство и кадастры»  по ГОС-2 и новому ФГОС (таблица 1).

Таблица 1  Учебные часы профессионального цикла «геодезия».

Наименование направления,

ГОС-2

1 семестр

2 семестр

3 семестр

Учебная геодезич. практика

лекции

лаб.раб.

лекции

лаб.раб.

лекции

лаб.раб.

в часах

в часах

в часах

Направление

120300 –

«землеустройство и кадастры»

17

34

34

34

17

17

144

Наименование направления,

ФГОС

 

2 семестр

3семестр

4 семестр

Учебная геодезич. практика

 

лекции

лаб.раб.

лекции

лаб.раб.

лекции

лаб.раб.

в часах

в часах

в часах

120700.62 –

«землеустройство и кадастры»

 

20

20

15

15

19

19

108

 

Анализ таблицы (рисунок 1) наглядно показывает сокращение аудиторных часов по дисциплине «геодезия» в действующем  ФГОС. Такая же проблема стоит и по другим дисциплинам профессионального цикла.

Анализ  лекционных  и практических аудиторных часов

Рисунок 1.  Анализ  лекционных  и практических аудиторных часов.

Какие педагогические технологии, условия необходимо применять, чтобы усилить, углубить, расширить практическую подготовку будущих инженеров в условиях рыночной экономики, в условиях модернизации современной высшей школы?

Важнейшим компонентом практической подготовки можно считать реализацию  научно-исследовательской работы студентов (НИРС).  Организация НИРС – одно из составляющих современных педагогических условий в формировании профессионально –личностных компетенций.

Студенческая  научно-исследовательская работа призвана стимулировать индивидуальное, профессиональное и личностное развитие студента. При реализации научно-исследовательской работы студент формирует такие профессионально-личностные качества как:
- творческое мышление;
- эффективное освоение накопленных знаний;
- самостоятельность в освоении инновационных разработок;
- освоение основами научного поиска и планирования научного исследования;
- ответственность за выполненную работу;
- высказывание и отстаивание своего мнения;
- самореализация и самоактуализация.

Выявление и всесторонняя поддержка студентов, склонных к научной деятельности, активное вовлечение  в научно-исследовательскую работу максимального числа обучающихся должна стать повседневной задачей профессорско-преподавательского высшего учебного заведения.

На инженерно-техническом институте СВФУ (Северо-Восточный федеральный университет) им.М.К. Аммосова,  основными организационными формами научно-исследовательской работы являются студенческие научные кружки, научно-образовательные центры, научно-исследовательские, учебные лаборатории, малые инновационные предприятия.

К педагогическим условиям формирования компетенций и профессионально – личностных качеств можно отнести деятельность студенческих кружков.

Студенческие научные кружки в современных условиях могут организовать свою деятельность совместно с планами работ учебных, научно-исследовательских лабораторий и обеспечить в некоторой степени формирование практических навыков. Например, при учебно-научной  лаборатории «Геодезии, топографии и геоинформатики» действует студенческий научно-исследовательский кружок «Современные геодезические технологии», в котором студенты во внеучебное время дополнительно осваивают современные цифровые и электронные геодезические приборы, исследуют программные системы для обработки данных. Так, студентами этого кружка реализованы проекты съемки по сохранению геометрических параметров архитектурно-ценностных зданий, подлежащих сносу, ведутся наблюдения за деформациями зданий, сооружений в условиях вечной мерзлоты. Один из студентов этого кружка успешно выступил на двух турах всероссийской олимпиады по геодезии. Во время каникул  студенты, члены научного кружка, имея дополнительные практические навыки, не предусмотренные учебным планом, могут устроиться на работу и участвовать в выполнении производственных видов геодезических работ.

Организацию и деятельность студенческих научных кружков можно считать одной из педагогических средств, реализация которых призвана способствовать достижению педагогических целей, характеризующихся  новизной культурно - досуговых событий, отвечающих потребностям  субъектов и одновременно содержащих элементы опережающего развития. Установлено, что становление и развитие личности осуществляется в сложном контексте разноплановых общественных трансформаций, характеризуемых термином диверсификация. Данный термин обозначает разнообразие, разностороннее развитие, что, с одной стороны, обусловливает безграничные возможности развития субъектов, а с другой – сопряжено с потерей ими ориентиров, выбором деструктивных траекторий развития [4].

В процессе деятельности научных кружков активные участники (обучающийся  и обучающий) совершают определенную систему действий, каждый вносит свой личный вклад для достижения общей цели (реализация какого-то конкретного проекта). «Операция представляет собой ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Цель операции – выполнение участниками процесса обучения определенных действий, в результате которых будет решена та или иная задача обучения и представляет собой сумму их действий».[3]

При данных условиях формирование компетентности будущих студентов ведется, не только ориентируясь, на количество дидактических единиц, которые студент усвоил, а  также на его компетенции. Участие студентов в конструкторской (проектной) работе – освоении современных программных систем, в  организационной работе – в студенческом самоуправлении, в профсоюзной и общественной деятельности,  в  научной работе – проведении исследований,  освоении новейших технологий, участие в научно – практических конференциях, в общей сложности формирует его профессиональные компетенции. Для этого  нашим вузом за последние годы проделана большая работа по созданию материальной базы согласно современным требованиям – приобретены уникальные дорогостоящие, экспериментальные, лабораторные оборудования. Студенты вуза ежегодно участвуют и побеждают в международных грантах «Север северу» и выезжают на стажировки в Швейцарию, Финляндию. В вузе стимулируется изучение иностранных языков не только студентов, но и преподавателей. Таким образом, при формировании компетенций в современных вузах, используя различные педагогические формы,  преподаватель и студент могут быть объединены общими целями,  поисковой деятельностью, творческим мышлением, стремлением к знаниям, новаторству, творческой активности и профессионализму.

Уровневая система призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Она крайне необходима, так как триада «знания, умения, навыки» недостаточна для современного производства. «Компетентностный» специалист, в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает, и обладать творческим потенциалом для саморазвития [5].  Одной из главных компетенций инженера является способность адаптироваться к возрастающим требованиям новым и новейшим технологиям.

Современные педагогические технологии, средства и формы их организации могут стать условием для достижения нового качества образования в условиях апробации новых  государственных образовательных стандартов.

Список литературы

1. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. Советская педагогика №4. – 1984. – С.117-122.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Приказ Минообразования России от 11.02.2002 №393.
3. Низкодубов Г.А. Диверсификация определений понятия «технология». – Вестник ТГПУ, Выпуск 6(108). – 2011. – С.24-26.
4.Степанова Т.П., Диверсификация  досугового общения: методология, теория, технологии, автореф.дисс. на соиск-е д-ра пед. наук. – Челябинск. – 2011, с.48.
5. Проблемы инженерно-технического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnicheskogo_obrazovania.html.
6. Формирование творческой личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.za4et.net.ru/referat/pnrmv.