Реализация духовной преемственности между средней и старшей школой в рамках работы школьного химического общества

Корчевский Алексей Анатольевич - преподаватель кафедры органической химии Юго-Западного государственного университета. (г.Курск)

Аннотация: В статье приводятся целевые основания создания современного школьного химического общества, раскрывается концепция реализации духовной преемственности между средней и старшей школой в рамках работы химического общества.

Ключевые слова: Школьное химическое общество, социальная преемственность, средняя и старшая школа, личностное и духовное развитие.

Современное профильное естественнонаучное образование, в соответствии с нормативными требованиями стандартов нового поколения, ориентирует на развитие социальных и культурных компетенций личности в образовательной среде, и направлено на пробуждение субъективной активности, на аутоменджмент и саморегуляцию [2].  Иначе говоря, в любой воспитательной и образовательной системе приоритет отдается духовно-нравственному развитию обучающихся и реализации его в процессе смены поколений, в том числе и в рамках школьных химических обществ.

Создавая современное школьное химическое общество, необходимо, на наш взгляд закладывать две цели: во-первых, личностного развития психологического, познавательного и социального характера, а, во-вторых, реализации мотивации учащихся в углублённом изучении химии для прохождения итоговой аттестации и осуществления жизненных установок и устремлений [3].

В процессе реализации поставленной цели в рамках учебной и внеклассной работы большое внимание уделяется преемственности духовно-нравственных основ школьного химического общества и взаимодействию между средней школой (только начинающих ознакомление с химией потенциальных участников химического общества) и старшей школой (носителей традиций и духа химического общества). Преемственность поколений участников школьного химического общества определяет и регулирует систему ценностей, микроклимат в коллективе и психологическую комфортность совместной работы. Эти основы прописаны в уставе общества и соблюдаются всеми участниками. Реализация духовно-нравственной концепции общества и её преемственность достигается при работе по следующим направлениям:

1) предметно-урочное, реализуемое учителем в процессе урока химии, в содержание которого входят биографии выдающихся зарубежных и отечественных химиков и примеры их научного и трудового подвига - историческое и патриотическое воспитание в процессе педагогической деятельности;

2) внутриобщественное, в котором комитет по этике химического общества строго следит за исполнением культурно-этических традиций всеми участниками;

3) творческое, заключающееся в осуществлении совместных внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел, художественных вечеров, а также проведение неформальных культурно – массовых мероприятий;

4) культурно-развивающее, реализуемое с помощью встреч с интересными людьми (художниками, поэтами, учеными, преподавателями и т.д.) в неформальной обстановке или осуществлении экскурсионных поездок по историческим местам;

5) теоретико-просветительское, предназначенное оказывать внимание и адаптивную помощь новым участникам, приобщать их к традициям химического общества;

6) исследовательское, реализуемое при выполнении социально-значимых проектов по вопросам химии, экологии и биологии, где с помощью эксперимента и анализа полученных результатов можно оценить роль антропогенной деятельности человека и её влияние на природу и окружающую среду, при этом старшие участники оказывают консультационную помощь и являются проводниками в осуществлении данной работы;

7) аксиологическое, раскрывающее роль знания, как высшей ценности, и мобилизующее школьников на самостоятельную работу, самообразование и углубленное изучение химии;

8) психологическое, формирующее сознание успеха и важности проделанной работы в системе химического общества, значимости соблюдения и поддержания традиций и устоев научных объединений школьников [1].

Таким образом реализация духовной преемственности между средней и старшей школой позволяет всем участникам школьного химического общества становиться органичной составляющей не только коллектива школьного химического общества, но и социальной среды – посредством соблюдения общественных традиций и передачи их из поколения в поколение.

Список литературы:

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002. – С. 174.
2. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. для ВУЗов. М.: Просвещение, 2005 г. – С. 102-103.
3. Корчевский А.А. Естественнонаучное школьное химическое общество «Архея» начало раскрывать свои способности и таланты в химии. – Курск: ООО «Учитель», 2009. – С. 9-10.