Профессиональный статус специалиста по социальной работе в условиях трансформации системы образования

Пашинина Екатерина Игоревна - к.с.н., доцент кафедры «Социологии, социальной антропологии и социальной работы» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А. (г.Саратов)

Аннотация: Неоднозначность профессиональной позиции социальных работников в условиях трансформации системы образования проявляется в формулировках выпускных степеней и квалификаций и их соответствии должностям практикующих специалистов.

Ключевые слова: Профессионализация социальной работы, профессиональные сообщества, профессиональный статус, трансформация системы образования, профессиональная идентичность.

Социальная работа, как интегративная система знания и практики, представляет собой значимый инструмент по решению социальных проблем современного общества. Профессиональный статус специалиста по социальной работе формируется под влиянием целого комплекса факторов, в частности: определения обществом значимости самой профессии, ее узнаваемостью и признанием ценности ее заслуг; наличием доступных механизмов социально-профессиональной мобильности в соответствии с уровнем достижений и образованием ее представителей; возможностями влиять на общественное мнение и социально-политические решения.

Действия по повышению уровня и качества жизни, преодолению трудных жизненных ситуаций, опираются не только на материально-технические ресурсы, но и на определяющие компетентность специалистов по социальной работе ресурсы научно-исследовательского сообщества, профессионального образования (ПО). Трансформация системы образования по социальной работе в связи с переходом с формы подготовки специалистов по социальной работе на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров выявляет несоответствие требований подготовки выпускников и их последующего трудоустройства в организациях социального обслуживания и защиты: отсутствуют должности, учитывающие специфику подготовки.

Согласно Е.Р.Ярской-Смирновой, сущность современных трактовок профессионализма в социальной работе представлена функционалистским, атрибутивным и интерпретативным подходами. Они позволяют увидеть систему значений, основных критериев определения профессии и смыслов, придаваемых практикующими специалистами своей деятельности, что необходимо для обретения профессиональной идентичности и становления профессиональных сообществ. Выявляя несоответствия в процессах идентификации, со стороны общественности, проблемного поля профессии и самих специалистов по социальной работе, автор отмечает, что «такая неточность ведет к нераспознаванию социальной работы общественным мнением, к размытости критериев профессиональной принадлежности и профессиональных достижений» [2, 91]. Смешение базового и организационно-аналитического уровней социальной работы, различных для должностей «социальный работник» и «специалист по социальной работе», вкупе с желательным, но не обязательным (как показывает практика) требованием профильного высшего ПО специалистов приводит к снижению профессионального престижа, мотивации выпускников и администрации социальных служб трудоустраивать(ся) по специальности.

В соответствии со списком должностей служащих (ОКПДТР ОК 016-94), профессии «социальный работник» и «специалист по социальной работе» (коды профессии соответственно 26527 и 216588) отвечают уровням подготовки по государственным образовательным стандартам второго поколения (начальная подготовка и специалитет), определяя как названия представителей профессии, так и саму профессию. В ближайшие годы выпуск бакалавров и магистров социальной работы будет ориентирован на должность «специалист по социальной работе» в учреждениях социального обслуживания, тогда как подготовка выпускников с квалификацией «специалист по социальной работе» завершается. В условиях повсеместного перехода к обучению по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, указанное несоответствие заставляет задуматься о принятии единой концепции, о стратегии соответствия названий профессии в образовательных стандартах и должностях.

На наш взгляд, устойчивость профессионального статуса, определенность его границ и сфер влияния включает четкость артикуляции названия профессии и проблемного поля ее деятельности. Название должностей и распределение трудовых обязанностей в учреждениях разных направлений социальной работы демонстрирует сохраняющийся разрыв теории и практики социальной работы, слабость механизмов поддержания профессиональной идентичности и профессионального сообщества, упрощенно представленного как системное единство всех представителей профессии. Так, мы видим, что специалисты, осуществляющие социальную работу, к примеру, в сфере занятости и миграции, правонарушений несовершеннолетних, называются «инспектор», «ведущий специалист» и т.п.

Требование унификации формулировок, стандартизации и конкретизации в позиционировании профессии может предусматривать изменение формулировок выпускных степеней и квалификаций, изменение названий в классификаторе профессий, либо введение инструкций и регламентов, снимающих вопросы технического свойства, но не профессионального самоопределения, либо проведение работы по поддержанию профессиональной культуры и имиджа. Так, Кодекс этики социального педагога и социального работника (2001г.) как своеобразный эталон профессиональной деятельности, определяет в качестве нормы этического поведения повышение статуса социальной работы и укрепление у людей различных социальных групп веры в ее необходимость, защиту профессии от необоснованной критики. В данном Кодексе указывается «социальный работник» как представитель профессии, тогда как в российской практике этот статус соответствует должности с выполнением обязанностей социальной сестры (брата), домработницы или сиделки, т.е. базового уровня социальной работы, не требующего подготовки на уровне высшей школы.

Становление профессионализации тормозится неопределенностью процесса «узнавания» или идентификации специалиста по социальной работе, в частности, в связи со смешением названий квалификаций и должностей ее представителей. Терминологическое соответствие может быть достигнуто путем формирования площадок для конструирования профессионального статуса социальной работы и обсуждения предложений представителей профессиональных ассоциаций. На основе дискуссии со студентами старших курсов специальности и направления «Социальная работа», в качестве вариантов обозначения должностей представителей профессии с высшим ПО можно предложить «инспектор по социальной работе», «социальный инспектор», «специалист по управлению социальными системами», «социальный менеджер», «менеджер социальных сервисов; со средним ПО - «администратор системы социального обслуживания (защиты)», тогда как базовый уровень социальной работы (начальное ПО) можно представить должностью «социальной сестры (брата)» (social nursing). Рост влияния профессии в обществе, однозначное понимание ее сущности, формирование профессиональной идентичности и позитивного образа создает условия для развития профессионального сообщества социальных работников, что отражается на повышении возможностей института социальной работы по решению социально значимых проблем и задач.

Список литературы:

1. Ловцова Н.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональные компетенции в структуре подготовки по направлению «Социальная работа» // Вестник УМО вузов, осуществляющих подготовку по социальной работе. 2008. №2.
2. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001. № 5.