Стимулы и ограничения демографической политики

Макарова Светлана Ильинична – аспирант, заместитель главного бухгалтера Ульяновского государственного университета. (г.Ульяновск)

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы демографической политики направленной на сохранение или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения. В зависимости от сложившейся ситуации меры демографической политики в разных странах могут быть различны. Меры демографической политики, с точки зрения их влияния на поведение, могут выступать как стимулы к воспроизводству населения или как ограничения рождаемости.

Ключевые слова: Демографическая политика, воспроизводство населения, численность, рождаемость, смертность.

Демографическая политика - это система административных, экономических, социальных, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. Основная цель демографической политики - формирование желательного режима воспроизводства населения, сохранение или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Экономические меры включают в себя оплачиваемые отпуска, пособия на детей, в зависимости от их числа, возраста, доходов семьи, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д. К административным мерам относятся законодательные акты, регламентирующие бракоразводные процессы, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, условия занятости, режим труда работающих матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию.

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Одно из основных направлений политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать социальными гарантиями.

Практически во всех странах мира признается необходимость проведения демографической политики. Контроль государства за процессами рождаемости проводится независимо от демографической ситуации в стране и темпов роста ее населения. Основная цель демографической политики заключается не только в изменении демографической ситуации в целом, но и в поддержке уже существующих демографических тенденций.

Численность народонаселения мира постоянно увеличивается. В 2050 году вместо нынешних 6,8 миллиарда человек на нашей планете будет вероятно, 9,1 миллиарда. При этом больше всего, почти в пять раз, вырастет число людей старше 85 лет - с 40 млн. в настоящее время до 219 млн. через ближайшие 30 лет. Число людей старше 65 лет утроится по всему миру к 2050 году. Две трети престарелых, большая часть из которых приходится на развитые страны, составят женщины.

В настоящее время намечается деление мира на три части. Так, в большинстве развитых стран –в Германии, Италии, Японии, России ,Южной Корее- отмечается резкое снижение численности населения. По среднесрочным прогнозам ООН численность населения старого континента к 2050 году сократится с 731 миллиона человек до 664 миллионов. Таким образом, доля европейского населения в общемировом снизится с 11% до 7%. Из 25 государств мира с самым высоким средним возрастом населения 23 расположены в Европе. В России люди старше 65 лет составляют уже 13% населения страны. Это не самый высокий показатель ,если сравнивать со странами Западной Европы, где он составляет 16-18%. А вот доля детей и подростков 16,5%жителей России- одна из самых низких в мире.

Совершенно другая картина наблюдается в наименее развитых странах: здесь доля возрастной группы от 0 до 15 лет составляет более 45% всего населения, а средний возраст составляет 16 лет. В будущем рост и преобладание в основном молодого населения будет наблюдаться в странах Африки.

Третью группу составляют некоторые развивающие страны и пороговые страны Латинской Америки, Южной Азии и Ближнего востока. Они находятся в стадии перехода от высоких показателей рождаемости и смертности к демографическим образцам, сравнимыми с соответствующими показателями промышленно развитого мира.

В большинстве экономически развитых стран, стоящих на пороге демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. Прежде всего, это относится к странам Европы.

В развивающихся странах, находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин. Одна из действенных мер демографической политики во многих развивающихся странах - законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии — соответственно до 21 года и 18 лет.

В США государственная демографическая политика в традиционной интерпретации фактически отсутствует.Въезд в страну молодых семей мигрантов позволил отчасти нивелировать негативное воздействие на рождаемость кризиса американской семьи, проявляющийся в сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. Здесь не стоит так остро проблема старения населения, чем в Европе. Гражданам в вопросе деторождения предоставлена полная свобода выбора, т.е. предпочтение отдается индивидуальным решениям каждой семьи, а любые принудительные меры и навязанные условия исключаются.Социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот , предоставляемых предприятиями.

Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где сохраняются национально-религиозные традиции многодетной семьи.

Таким образом, демографическую политику нельзя рассматривать отдельно от анализа динамики численности населения, его возрастной структуры и расселения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обуславливают и определенный характер, и целевую направленность политики в той или иной стране. Демографическая политика не подменяет социальную, экономическую и семейную политику.

Список литературы:

1. Основы демографии и государственной политики народонаселения: учебное пособие/А.И.Щербаков; М.Г. Мдинарадзе-М: Академический проект,2007.
2. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №25(277),2005.
3. Официальный сайт http://demoscope.ru .