Факторы формирования социально-психологического климата в педагогическом коллективе

Наговицына Анастасия Алексеевна - магистр факультета управления и предпринимательства Белгородского государственного национального исследовательского университета. (г.Белгород)

Аннотация: Социально-психологический климат - основа эффективного функционирования организации. Для возможности его анализа необходимо изучить факторы, влияющие на формирование благоприятного климата в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: Социально-психологический климат, факторы формирования климата, педагогический коллектив.

Проблема формирования и поддержания благоприятного социально – психологического климата, актуальна для современного педагогического коллектива.

Администрация школы должна уделять большое внимание психологическому состоянию работников внутри коллектива, а также слаженности их взаимодействия, для эффективного достижения целей организации, а именно образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Климат социально – психологический - качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [1].

На формирование социально – психологического климата влияют определенные факторы. Рассмотрим те из них, которые смогут помочь анализу климата педагогического коллектива:
1) Социально-психологическая совместимость членов коллектива, она проявляется во взаимопонимании, сочувствии, сопереживании друг другу. Чем выше совместимость, тем эффективнее работает коллектив в целом. В случае несовместимости некоторых работников, проявляется стремление членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов, они могут привести к отрицательному эмоциональному состоянию и к конфликтам.
2) Стиль управления коллективом администрации в целом, конкретно директора школы. Отношение руководителей к работникам, социальная дистанция между администрацией и коллективом.
3) Система оплаты труда, своевременное получение заработной платы.
4) Успешный, либо неуспешный ход преподавательской деятельности. Перспективы развития творческого потенциала педагога, возможность повышения квалификации, доверительные, дружеские отношения с учениками и родителями.
5) Применяемая шкала поощрений и наказаний, адекватная оценка труда педагога, признание результатов деятельности, не только администрацией, но и коллективом в целом.
6) Условия труда и оборудование рабочих мест. Наличие учебного кабинета закрепленного за учителем, соответствующего санитарным нормам, обеспеченность класса учебными пособиями и материалами, а также наличие нового учебного оборудования, повышают эффективность работы педагога и удовлетворенность собственным трудом.
7) Характер коммуникаций и информированность коллектива. Отсутствие полной или не точной информации, по вопросам составления документов, либо предоставления документов для отчетов, проведении конкурсов и конференций, скорость ее донесения коллективу, в школьной среде ведет к возникновению недоверия и негативно-настроенного отношения к администрации школы.
8) Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
Совокупность этих факторов составляет социально – психологический климат в педагогическом коллективе. Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать, поэтому перед администрацией стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально – психологическим климатом.

Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер. 2006. 528с.