Проблемы взаимодействия российских и зарубежных производственных предприятий в рамках крупных инновационных проектов

Черкасов Михаил Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансового менеджмента МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э.Циолковского. (г.Москва)

Аннотация: В статье рассмотрен механизм управления инновационным развитием производственных предприятий. Выделены факторы обуславливающие влияние на стремление к сотрудничеству российских производственных предприятий и зарубежных компаний при освоении крупных инновационных проектов.

Ключевые слова: Инновационное развитие, управление инновациями, международное сотрудничество, производственное предприятие, инновационные проекты

Трудность создания и ресурсного оснащения механизма инновационного развития производственных предприятий представляется главной теоретической и практической проблемой структурной перестройки экономики.

Под механизмом управления инновационным развитием нами предполагается совокупность методик, технологий, инструментов воздействия на инновационный объект с целью реализации итогов прогрессивного формирования и внедрения новации.

Ключевой составляющей механизма инновационного развития производственных предприятий, характеризующей его первоосновные данные, являются сами инновации [1].

Й. Шумпетер определил инновацию «как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом». В понимании Ю. Яковца «инновация – это внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности»”. В рамках т.н. «Руководства Осло» (международный стандарт, принятый ОЭСР в 1992 г.) инновация определена как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта,  внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

Инновация не представляет собой исключительное, редкое явление. Напротив, инновации осуществляются повсеместно: в любую эпоху, во всех сферах деятельности, независимо от месторасположения объекта.

В основе инновации любого вида лежат знания, т.е. созданная инноватором либо адаптированная им под нужды собственного предприятия (объекта управления) информация, использование которой может дать социально-экономический эффект. Следует заметить, что речь идёт только о тех знаниях, которые обусловливают новизну. К примеру, коммерциализация нового продукта иногда бывает связана с технологическими ноухау, которыми организация обладала задолго до этого.

Как правило, инновация является комплексным процессом. Например, создание нового продукта требует внесения необходимых изменений в технологический процесс; выход на новый рынок требует изменения организационной структуры и т.д. При этом инновации одного вида, например технологические, могут быть взаимозависимы: радикальная инновация требует множества улучшающих нововведений. Поэтому инновацию следует рассматривать не как однократный, но как не имеющий чётких временных границ кумулятивный процесс практической реализации новых знаний.

В современной экономике инновации играют огромную роль. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны.

Таким образом, инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники. Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе.

Обычно инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:
- инициация инновации;
- маркетинг инновации;
- выпуск (производство) инновации;
- реализация инновации;
- продвижение инновации;
- оценка экономической эффективности инновации;
- диффузия (распространение) инновации.

В основном инновационный процесс сводится к выполнению того или иного инновационного проекта, который должен принести социально-экономический эффект производственному предприятию.

Под инновационным проектом понимается система взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, коммерческих и других мероприятий, организованных по ресурсам, срокам и исполнителям. К основным элементам инновационных проектов относятся:
- однозначно сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проектов;
- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка по ресурсам и исполнителям;
- основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом, до частных – по отдельным заданиям, темам, этапам, исполнителям).

Инновационные проекты могут формироваться как в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Исследование и рассмотрение направлений инновационного развития предпринимательства играет существеннейшую роль в качестве эффективного элемента создания организации инновационной инфраструктуры. В свою очередь, течение инновационного развития предполагает изучение и отбор наиболее реальных направлений, которые должны сформировать базу для создания инновационной экономики [2].

Стремление к совместной работе отечественных производственных предприятий и иностранных компаний при освоении крупных инновационных проектов обуславливается:
- общественно-исторической ролью перехода сегодняшней экономики на современный курс формирования. В последнее время в развитых странах мира до 75 % прироста ВВП образовывается именно благодаря инновациям. За последние 15 лет количество работников инновационной области в США и Западной Европе повысилась в 2 раза, в Юго-Восточной Азии – в 4 раза. В Европейском Союзе доля инновационно-активных промышленных компаний составляет более 50%. Порождение новых идей, воплощаемых в высоких технологиях, инновациях сейчас во многом устанавливает качество социально-экономического становления стран и уровень благополучия их граждан. От значения инновационной активности, положения государства на мировом рынке наукоемкой продукции непосредственно зависит и ее национальная безопасность;
- потребностью эффективной и единой модернизации отечественной экономики. Стратегическая проблема России в начале XXI столетия заключается в выборе между энерго-сырьевым и инновационным путями становления экономики. Поставленная Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию (май 2006 г.) цель по изменению структуры экономики России, приданию ей инновационного свойства, устанавливает потребность перехода к инновационному социально направленному типу становления государства. Основным элементом такого перехода считается создание национальной инновационной системы, обращенной на разумное сочетание и эффективное внедрение высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциалов, уникальных природных ресурсов государства, и обеспечивающей требуемые условия для исследования новых технологий, быстрейшего их введения, налаживания масштабного создания конкурентоспособных на мировом уровне продуктов и услуг;
- важностью рассмотрения международного опыта становления инновационных концепций с целью вероятного применения определившихся в мире подходов к созданию национальной модели инновационного развития, применению инновационной активности для экономического роста. Проблема создания национальных инновационных систем считается очень важной как для развитых, так и развивающихся государств; как для крупных, так и небольших государств. Мировой опыт указывает, что для перехода нашей экономики на современный курс становления, построения экономики, основанной на знаниях, свободной от экспортно-сырьевой зависимости, с высокой динамикой финансового роста важны ее радикальная модификация, осваивание энергоэффективных и других современных (прорывных) технологий, существенное повышение объема инвестиций в инновационную среду;
- потребностью разработки эффективных инструментов государственного содействия инфраструктуры инновационной работы. Создание национальной инновационной системы требует, с одной стороны, государственного управления и координации мероприятий всех ее субъектов, с другой – независимых усилий всех субъектов, заинтересованных в осуществлении инноваций, формировании условий, содействующих инновационному течению и введению достижений науки и техники в отечественную экономику;
-    значительно возросшей в условиях прошедшего мирового финансового кризиса ролью доведения теоретико-методологических основ создания национальной инновационной системы России, ее институционального и нормативно-правового оформления до значения четких технологий, практических рекомендаций и технологий.

Главной задачей создания и развития инновационной работы считается исследование и исполнение главных базовых технологий, способных выразить решающее воздействие на усиление эффективности производимой продукции и обеспечение ее конкурентоспособности [3, с. 109].

Безусловно, сейчас высокая капиталоемкость большинства международных производственных инновационных проектов делает показатели их рентабельности значительно более низкими, чем подобные показатели других внутрирегиональных проектов. Следствием этого является снижение привлекательности отечественных производственных предприятий для иностранных компаний, трудности в привлечении технологий и ресурсов, существенное запаздывание научно – исследовательского процесса деятельности отечественных производственных предприятий.

Международные производственные инновационные проекты российских производственных предприятий дополнительно обременены большой долей социальных затрат в виде строительства необходимой эффективной инфраструктуры жизнедеятельности. Например, в высоких широтах отсутствуют развитая транспортная инфраструктура, в том числе инфраструктура береговой части, единая система связи, единая система антитеррористической, экологической и радиационной безопасности, навигационно-гидрографическое обеспечение, береговые базы и портовая инфраструктура недостаточно оснащены.

Еще одной проблемной областью является недостаточное научное обеспечение и сопровождение проектов. В частности, по большому числу направлений НИОКР[5, с. 27 – 37] которые ведутся в мировой науке отсутствуют специализированные научные и проектно-конструкторские организации, что влечет размещение заказов на проектирование за рубежом, отсутствие необходимой информации для освоения результатов НИОКР.

На сегодня недостаточно развита система подготовки кадров[4] (научных, проектных и производственных) для реализации международных производственных инновационных проектов, что в перспективе может повлечь невозможность сотрудничества российских производственных предприятий и зарубежных компаний при освоении крупных инновационных проектов.

Таким образом, экономически эффективное сотрудничество российских производственных предприятий и зарубежных компаний при освоении крупных инновационных проектов требует создания и освоения большого количества новых технологий, по сложности не уступающих зарубежным технологиям, что не под силу большему числу отечественных производственных предприятий. Следовательно, сотрудничество российских производственных предприятий при освоении крупных инновационных проектов возможно только в условиях постоянного диалога, партнерства и сотрудничества с зарубежными компаниями. И активное участие России в инновационном сотрудничестве с зарубежными странами, является объективной реальностью современного состояния развития.

Для того, что бы Россия заняла достойного положение в мировом хозяйстве, произошло закрепление российской наукоемкой продукции на новых перспективных рынках, требуется сделать следующие шаги:
1. Определить приоритетные направления  инновационного сотрудничества с позиций интересов России.
2. Наладить инфраструктуру поддержки  инновационного сотрудничества России и зарубежных стран.
3. Пересмотреть законы об инновационной деятельности для устранения возможности использования их в преступных целях
4. Активизировать трансграничное инновационное сотрудничество на уровне регионов и кластеров.
5. Провести широкую пропаганду среди руководителей предприятий и населения страны необходимости инновационного пути развития России.

Главной целью инновационного сотрудничества России и зарубежных стран должно стать привлечение инноваций с территории государства-партнера или совместной генерации инноваций в целях создания социально-экономических условий для роста уровня жизни населения России.

Всестороннее развитие форм и направлений инновационного сотрудничества России и зарубежных стран позволит улучшить качество связей, внесет необходимые изменения в уже сложившуюся структуру экономических отношений, а также будет способствовать росту эффективности функционирования российской экономики, что повысит конкурентные позиции участников инновационного сотрудничества на мировом рынке.

Список литературы:

1. Государство и рын ок: механ измы и методы регулирован ия в условиях преодолен ия кризиса и перехода к ин н овацион н ому развитию / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотн икова. Т. 1. – СПб.: «Астерион », 2010.
2. Заболотский С.А., Марков Л.С. Ин н овацион н ая активн ость предприятий отечествен н ой химической промышлен н ости // ЭКО. 2010. № 3.
3. Ковальчук Ю.А. Стратегическое управлен ие эффективн остью модерн изации: мон ография. – М.: БИН ОМ: Лаборатория зн ан ий, 2010. –246с.
4. Колоколов В.А. Ин н овацион н ые механ измы фун кцион ирован ия предприн имательских структур // Мен еджмен т в России и за рубежом. – 2012, № 1. – Ин терн ет–ресурс. Режим доступа: http://www. masters.donntu.edu.ua/2008/fem/parvina/library/st6.htm (06.06.2011)
5. Чесалин  Д. С. Формирован ие структуры бизн еса и управлен ческого учета в промышлен н ых орган изациях // Н аучн ые труды Московского гуман итарн ого ун иверситета. М., 2010. Вып. 122. С. 27–37.