УДК 159.9

Стресс как фактор некомпетентности

Порошин Даниил Олегович – студент кафедры Инноватики и интегрированных систем качества Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Аннотация: В статье раскрыта важность такого фактора как стресс у студентов в процессе их обучения. Рассмотрены методы борьбы со стрессом и потенциальный результат от применения данных методов.

Ключевые слова: стресс, компетентность, студент, обучение, общество.

В современном мире каждый день происходит множество событий, которые отражаются на жизни людей. Некоторые их них носят положительный характер, например, открытие нового метода лечения болезни, а некоторые, наоборот, имеют отрицательный характер, например, кризис в экономике. Но, несмотря на то, что события имеют разные последствия есть то, что их объединяет – это стресс, который испытывает человек при наступлении и протекании этих событий.

Согласно определению, стресс – это состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов [1].

Существует два вида стресса:

  • эустресс– так называемый «полезный стресс», в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация;
  • дистресс – «негативный стресс», в результате которого происходит деструктивное воздействие на организм.

Само по себе кратковременное нахождение в стрессовых ситуациях не несет угрозы человеку, но длительное нахождение в стрессовых ситуациях несет множество негативных последствий, что существенно влияет на жизнь человека.

К негативным последствиям стресса (дистресса) можно отнести:

  • расстройство сердечно-сосудистой системы;
  • снижение иммунитета;
  • развитие кожных заболеваний;
  • депрессию;
  • ухудшение или частичную потерю зрения;
  • ухудшение памяти.

В данной статье будет рассмотрен аспект стресса, а именно дистресса, как фактора некомпетентности человека в его профессиональной деятельности.

Период студенчества в жизни человека – один из самых важных в вопросе становления специалистом.

Согласно данным, приведенным в статье «Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости» Б. Г. Ананьева академика АНП СССР, заслуженного деятеля науки [2] общий пик интеллектуальной эволюции отмечаются в возрасте 24-30 лет.

В данном возрасте люди обучаются на 3-4 курсах института и закладывают базовый спектр профессиональных знаний, именно в этот период формируется будущий компетентный специалист. 

Согласно статистике, за последний год число обращений россиян к психологам и психотерапевтам увеличилось в 7 раз. [3]

Основная доля пациентов психологов – это люди в возрасте 26-35 лет, на них приходится более 53% консультаций. Еще 17% пациентов – это молодежь от 18 до 25 лет.

Данные статистические факторы свидетельствуют о том, что проблема стресса весьма актуальна.

Как было отмечено ранее, стресс вызывает множество последствий, при появлении которых невозможно полноценно развиваться и становится более осведомленным в профессиональном вопросе.

Исходя из сформированного тезиса, можно констатировать, что в настоящий момент уровень компетентности специалистов существенно зависит от условий, в которых проходит обучение и от стресса, который испытывают студенты при изучении материала.

Для более точного понимания, сформированного выше вывода, рассмотрим уровень и количество стрессовых факторов, действующих на студентов медиков в процессе их обучения.

Согласно научной статье «Учебный стресс у студентов-медиков причины и проявления» И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О. Пьянкова [4] причинами стресса являются большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, неравномерность учебных нагрузок, конфликты в группе, разочарование в профессии, нежелание учиться. Также в статье отмечено, что уровень стресса повышается с углублением в профессии и изучением новых материалов.

Таким образом, совокупность факторов вызывающих дистресс, среда в которой возникают факторы, физиологические проявления существенно снижают уровень обучаемости людей и как следствие не дают в полной мере освоит выбранную область знаний.

В качестве примера воздействия стресс-факторов группа студентов-медиков была выбрана неслучайна. Профессия врач является фундаментальной частью общества, без квалифицированных специалистов в данной отрасли невозможно существование современного общества. Такую же аналогию можно провести и со студентами инженерами и другими фундаментальными профессиями, без которых невозможно существование общества.

Таким образом, при сохранении тенденции такого типа будет происходить деградация общества с его последующим разрушением.

Для предотвращения такого варианта развития событий необходимо комплексно подойти к решению проблемы стресса.

Помимо базовых методов борьбы со стрессом, таких как:

  • нормализация режима сна;
  • нормализация режима питания;
  • нормализация режима труда и отдыха;

Необходимо внедрить в программу обучения студентов систему обучения тайм-менеджменту.

Тайм-менеджмент – технология организации времени и повышения эффективности его использования.

Данное внедрение позволит обучить студентов планированию и распределению своих ресурсов для решения задач.

При наличии умения планировать и четкого понимания последовательности действий, уровень стресса будет снижен, так как будет отсутствовать фактор неизвестности.

Также в рамках решения проблемы стресса необходимо внедрить в процесс обучения работу с психологами, так как это также позволит снизить уровень стресса и его влияния на организм.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что стресс – это состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов. При данном состоянии существенно снижаются способности к обучению из-за проявления психологических и физических последствий стресса, в частности: ухудшение памяти, снижение зрения. В соответствии со статистикой, за последнее время уровень стресса у молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет существенно вырос. В данном возрасте происходит активное формирование навыков и компетенций будущих специалистов. Но в связи с тем, что уровень обучаемости снижен, освоение профессии невозможно в полной мере, что ведет к некомпетентности человека и как следствии деградации общества.

Для решения данной проблемы, необходимо комплексно рассматривать проблему стресса и корректировать учебный план в соответствии с ней. Целесообразно внедрить в программу обучения дисциплину тайм-менеджменту и работу с психологами. Данные решения позволит снизить общий уровень стресса у студентов, повысить эффективность их обучаемости и как следствие позволит стать компетентный специалистом. 

Список литературы

  1. Стресс [Электронный ресурс]. – URL: https://med.ulgov.ru/informasiya/5331/9316.html.
  2. Ананьев Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости// Психологические науки. – 2020. – №3. – с. 45-53.
  3. Уровень стресса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/01/17/v-2022-godu-stressov-u-rossiyan-bilo-v-7-raz-bolshe-chem-v-2021-statistika-vsk-po-obrascheniyam-v-sluzhbu-psihologicheskoi-podderzhki.
  4. Новгородцев И.В., Мусихин С.Е., Пьянков В.О. Учебный стресс у студентов-медиков причины и проявления // Вятский медицинский вестник. – 2017. – №3. – с. 34-36.

Интересная статья? Поделись ей с другими: