УДК 336.22

Налоговый федерализм в Российской Федерации

Мусуков Мурат Магометович – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье отражена значимость налогового федерализма в РФ. Приведены основные задачи и методы налогового федерализма, дана их полная характеристика. Отражены основные принципы российской налоговой системы. Рассмотрены инструменты реализации налогового федерализма и приведены основные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации. Уточнено понятие налогового федерализма. На основании исследования сделан вывод, что налоговый федерализм играет огромную роль в развитии экономики страны его развитие неотделимо связано с предоставлением большей самостоятельности в сфере налогов органам местного самоуправления, региональным и местным властям.

Ключевые слова: налоговый федерализм, экономика, налоги, бюджет, субъекты Федерации.

В современное время налоговая система является универсальным и эффективным механизмом, регулирующим различные макроэкономические процессы, происходящие в обществе. Государство при помощи налогов может реализовать финансово-экономическую политику, стимулировать инвестиционную активность, осуществлять социальное регулирование, поддерживать экономическое развитие. Именно от сбалансированности и эффективности налоговой системы зависят экономические условия, необходимые для развития государства. Поэтому выбранная тема исследования является очень актуальной в наши дни.

В условиях федеративной формы государственного устройства налоговый федерализм решает проблемы, касающиеся налоговых полномочий между разными уровнями управления.

Налоговой федерализм следует рассматривать как направление налоговой политики или как самостоятельный отдельный элемент.

 В случае недостаточного количества налогов на территории РФ осуществляется перераспределение регулирующих федеральных налогов в пределах налогового единого пространства государства.

К основным задачам налогового федерализма в РФ относятся:

  1. осуществление передачи инициативы в сфере налогов местным и региональным органам власти в пределах единого пространства;
  2. региональное распределение между уровнями системы бюджета части ВВП, взимаемой в виде налогов;
  3. обеспечение единства страны;
  4. обеспечение стабильности развития экономики государства с помощью удовлетворения потребностей в финансовых средствах всех уровней.

Распределение доходов по уровням бюджетной системы на сегодняшний день в Российской Федерации базируется на сочетании нормативного, фиксированного, дистрибутивного метода. Рассмотрим данные методы более подробно (таблица 1) [4, с.87].

Таблица 1. Методы бюджетного федерализма в РФ.

Наименование метода

Характеристика методы

Нормативный

Распределение между уровнями бюджетной системы дохода от налога происходит с помощью установленных нормативов

Фиксированный

Закрепление и разграничение налогов между уровнями управления происходит на основе принципов налогового федерализма

Дистрибутивный

Объединение налоговых поступлений изначально происходит на едином счете, в дальнейшем налоговые поступления перераспределяются между уровнями бюджетной системы

Налоговая государственная политика руководствуется использованием инструментов, которые оказывают значительное влияние на создание условий, способствующих изменению налоговых ресурсов в налоговые доходы бюджета и на развитие налоговых систем субъектов РФ. Важную роль в трансформации играет налоговое администрирование, включающая в себя управление и систему организации всей налоговой политики [5, с.28].

Субъекты РФ и местные органы власти на сегодняшний день обладают следующими налоговыми полномочиями: введение дополнительных налоговых льгот, установление сроков и порядка уплаты регионов, установление ставок по налогам в соответствии с НК РФ.

 Реализация налогового федерализма в РФ осуществляется с помощью следующих принципов: равенство обязанностей и прав административно-территориальных единиц; сбалансированность бюджетов; заинтересованность в увеличении собственных доходов; равномерность получения в течение года налоговых платежей [1, с.54].

Отметим два способа реализации налогового федерализма в РФ:

  1. метод разделения налоговых ставок (разделение налога на прибыль, предназначенную для поступления налога в бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет)
  2. согласно НК РФ все сборы, платежи, налоги, подразделяются на местные, региональные и федеральные и по каждой группе определяются границы изменения и установления элементов налогообложения в соответствии с уровнем государственной власти.

Необходимыми элементами, способствующими эффективности организации налогового федерализма, являются на сегодняшний день социальная справедливость и экономическая эффективность. Реализация социальной справедливости происходит за счет передачи неравномерно распределяющихся налогов внутри страны на более высокий уровень системы бюджета. Стоит отметить, что передача дополнительных налогов на региональный уровень не должна приводить к экономической дифференциации субъектов РФ. Передача налогов на более низкие уровни системы бюджета определяют рациональный уровень потребительских расходов потребления. Основная задача экономической эффективности состоит в создании условий, способных замотивировать уровни власти к увлечению налогового потенциала.

Рассмотрим структуру поступления налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ по состоянию на 01.06.2022 года (рисунок 1) [2, с.59].

1

Рисунок 1. Структура поступления налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ по состоянию на 01.06.2022 года, %.

Большое количество субъектов РФ осложняет результативную реализацию налоговых полномочий. Многие специалисты считают, что на увеличение саморазвития регионов может повлиять налоговая конкуренция, способная привлечь на свою территорию налогоплательщиков и расширить контроль за налоговой системой. Однако на практике в РФ конкуренция выражается в стремлении овладеть трансфертами, нежели налогами. К причинам слабого развития налоговой системы различных регионов относят состояние культурных, человеческих, природных, экономических факторов. К примеру, экономическое развитие республик Северного Кавказа осложняется из-за больших барьеров для инвестиций и «издержек легализации». Поэтому для увеличения эффективного налогового регулирования необходимо использовать другие инструменты региональной политики [3, с.96].

В ходе проведенного исследования определено, что налоговый федерализм представляет собой организационный принцип функционирования системы налогов страны, в соответствии с которым разным уровня управления присваиваются различные полномочия и ответственность по установлению налоговых отчислений и налогов, а также перераспределению налоговых доходов между уровнями бюджетов для обеспечения их финансовой независимости.

Таким образов, налоговой федерализм играет огромную роль в экономике страны. Модель налогового федерализма в РФ является централизованной. Поэтому развитие налогового федерализма неотделимо связано с предоставлением большей самостоятельности в сфере налогов органам местного самоуправления, региональным и местным властям.

Список литературы

  1. Ворожбит, О.Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система Российской Федерации / О.Ю. Ворожбит. - М.: РИОР, 2018. - 210 с.
  2. Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум / Л.И. Гончаренко. - Москва: ИЛ, 2022. - 257 c.
  3. Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. - М.: Знание, 2019. - 104 c.
  4. Пансков, В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 496 c.
  5. Рассел, Джесси Налоговая система / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2021. - 334 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: