УДК 37.091.33

Компетентностный подход и надпрофессиональные компетенции в отечественном образовании

Жилин Даниил Андреевич – аспирант кафедры Педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию надпрофессиональных компетенций в отечественном образовании. Анализируются различные подходы к понятию «компетенция», рассматривается применение компетентностного подхода в процессе обучения. Проводиться обзор надпрофессиональных компетенций в контексте образовательных стандартов высшего и среднего образования, а также анализируются различные наборы надпрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, внеучебная деятельность, компетентность, формирование компетенций, профессиональная деятельность, университет, студенты, компетентностный подход, soft-skills.

В прошлом веке, было принято считать квалифицированным специалистом того, кто обладает соответствующим уровнем узконаправленных профессиональных навыков. Но происходящие процессы модернизации, глобализации и цифровизации обусловили абсолютно другую ситуацию: успешность работника определяется его квалификацией не только в конкретной профессиональной специализации, но также требует развития иных качеств, называемых «компетенциями». В соответствии с текущими общественными потребностями профессиональная среда обуславливает актуальность мобильных и гибких работников, которые могут легко адаптироваться и осваиваться в рыночной системе.

За последние 5 лет наиболее ярко видна потребность в формировании цифровых компетенций, умении пользоваться компьютерными программами, цифровыми технологиями, особенно на фоне пандемии COVID-19.

В качестве исследователей, которые посвятили свои труды развитию компетенций следует выделить А.В. Хуторского, О.В. Лебедева, И.Я. Зимнюю и др., рассмотревших возможность подготовки выпускников вузов, а также изучивших профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Ключевое значение во время образовательного процесса в вузе следует отдать развитию компетенций, как профессиональных, так и надпрофессиональных, которые помогут выпускнику быстро адаптироваться к профессиональной среде [10].

Что касается надпрофессиональных компетенций, то они получили свое развитие в США, во второй половине XX века, где разделяя профессиональные навыки, выделяли мягкие навыки, именуемые soft-skills, и жесткие навыки, обозначаемые как hard-skills. Продолжительный период времени в качестве приоритетного направления совершенствования деятельности человека выделяли hard skills, в соответствии с развитием которых была определена деятельность системы высшего образования. Но в XXI веке ученые выделяют и приоритизируют развитие soft skills, т.е. тех умений и навыков, за счет которых происходит личностный рост человека, способствующий и повышению характеристик и показателей в профессиональной деятельности. Soft skills – и есть надпрофессиональные компетенции в русифицированном варианте. Если говорить о функционировании отечественной системы образования, к сожалению, в большинстве, на сегодняшний день приоритетным остается развитие только профессиональных компетенций.

Существующие научные труды на сегодняшний день не отражают единой классификации компетенций. При этом также нет единого подхода к определению самой «компетенции». В качестве отправной точки применения данного термина можно отметить труды следующих ученых: Л.А.Петровской, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой. Таким образом, можно отметить, что в конце ХХ века в отечественной педагогике было не только употреблено определение «компетенции»,

Если говорить об отечественной системе образования и формировании в процессе обучения надпрофессиональных компетенций, следует начать с компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход стали применять не так давно, что обусловлено проблемой развития отечественного образования [1].

Рассматривая педагогические исследования понятия «компетентностный подход», мы можем сделать вывод о фигурировании антитезы существовавшим ранее традиционным ценностям педагогической системы [6], а также отметить наличие большого количества определений «компетентностного подхода», обратимся к Рисунку 1 и рассмотрим наиболее актуальные из них. Представленные понятия являются различными. В качестве приоритетного мнения выделяют следующее понимание: основная индивидуальная особенность личности, которая была определена на основании уровня его знаний, умственных способностей и модели поведения.

1

Рисунок 1. Трактовки понятия «компетентностный подход» [3, 4, 7, 11, 12].

Видится, что наиболее полным является определение, данное Лебедевым О.Е. , который отразил сущность компетентностного подхода, его цели, образовательный процесс и результат. Обратимся к рисунку 2.

Если опираться на данное определение, компетенция (в том числе и компетентность) является фундаментальным и основным понятием компетентностного подхода.

Компетентностный подход на сегодняшний день является относительно новым. В то же время нельзя сказать, что исследования также стали осуществляться недавно, ученые в рамках данного подхода осуществляют свою деятельность длительный период времени. Соответственно, можно утверждать, что создавать новые педагогические средства, направленные на развитие надпрофессиональных компетенций, необходимости нет [13].

2

Рисунок 2. Компетентностный подход по Лебедеву О.Е.

Компетентностный подход рассматривается как приоритетная ориентация современного российского высшего образования на его результаты, как формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. Компетентностный профиль студента классического университета – это результат данного процесса.

Перейдем к надпрофессиональным компетенциям. Под надпрофессиональными (soft-skills) компетенциями мы подразумеваем совокупность социальных, коммуникативных навыков и качеств человека, позволяющих грамотно и эффективно работать в условиях постоянного изменения экономики и общества, используя весь личностный потенциал [14].

3

Рисунок 3. Надпрофессиональные компетенции в стандартах высшего и среднего образования.

С точки зрения профессионального образования (высшего и среднего профессионального), компетенции, формируемые в процессе обучения закреплены во ФГОС ВО и ФГОС СПО. Для наглядности обратимся к рисунку 3. Стандарты в свою очередь не жестко регламентируют образовательный процесс, что даёт образовательным учреждениям определенный уровень свободы при работе над учебными планами и воспитательными программами.

В ФГОС ВО (3++) было закреплено понятие УК – универсальные компетенции. Представленные компетенции уровня бакалавриата не считаются профессиональными на основании того, что они развиваются на всех специальностях высшего образования, как следствие мы можем отнести их к надпрофессиональным компетенциям, поскольку они обладают масштабным диапазоном применения, это: системное и критическое мышление (УК-1); разработка и реализация проектов (УК-2); командная работа и лидерство (УК-3); коммуникация (УК-4); межкультурное взаимодействие (УК-5); самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) (УК-6, УК-7); безопасность жизнедеятельности (УК-8).

На уровне ФГОС СПО также существуют ОП – общие компетенции и ПК – профессиональные компетенции, которыми должен овладеть специалист по итогу освоения, в данном случае можно провести параллель между надпрофессиональными (soft-skills) и профессиональными (hard-skills) компетенциями [5].

Говоря о надпрофессиональных компетенциях в рамках образования, стоит отметить, что ученые разных стран утверждают острую необходимость профессиональной переподготовки преподавателей, в том числе и высшей школы, в части овладения цифровыми компетенциями, как важное условие подготовки современных специалистов [8,14]. Ведь именно от качества подготовки педагогов, их профессионального мастерства, гибкости и инициативности, зависит качество подготовки специалиста.

Что качается существующих концепций надпрофессиональных (soft-skills) компетенций, то можно найти представления о десятках различных «наборах» компетенций. Это и наиболее упоминаемый в научных истояниках, сформированный в рамках форума в Давосе (Швейцария) «список» из десяти компетенций: комплексное многоуровневое решение проблем, комплексное многоуровневое решение проблем, креативность, управление людьми, эмоциональный интеллект и др., и концепция 4К, состоящая из четырех основных компетенций: коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация, 6-8К компетенции, и модель SHL, которая определяет на низшем уровне 122 составных компетенции и 8 компетенций на высшем уровне.

Большой массив данных и отсутствие единого подхода предоставляет возможность проведения исследований с целью систематизации и конкретизации надпрофессиональных компетенций. Обратившись к отечественным концепциям надпрофессиональных компетенций, наиболее убедительным видится «набор» компетенций, представленный в ресурсе «Атлас новых профессий». В нём представлены надпрофессиональные компетенции, которые, по мнению авторов в XXI веке являются приоритетными и изображены на рисунке 4.

Подводя итог, можно сказать, что тема надпрофессиональных компетенций достаточно перспективна как для исследования, так и для внедрения в образовательный процесс в контексте компетентностного подхода на всех уровнях.

4

Рисунок 4. Надпрофессиональные компетенции XXI века.

Сформированные в ходе обучения надпрофессиональные компетенции способствуют профессиональному и социальному становлению специалиста. Принимая во внимание компетентностный подход и формируя надпрофессиональные компетенции, образовательное учреждение сможет подготовить конкурентоспособного выпускника учебного заведения.

Список литературы

  1. Андреева, И.В., Кошелева, С.В., Спивак, В.А. Управление персоналом [Текст] / И.В. Андреева, С.В. Кошелева, В.А. Спивак. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМАПРЕСС, 2003. – 224 с.
  2. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://atlasru (дата обращения 09.12.2022).
  3. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. – 2010. – Т.58. – №1. – С. 59-63.
  4. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... док. пед. наук. -М, 2009. – 39 с.
  5. Жилин Д.А. Воспитательная деятельность вуза как средство формирования надпрофессиональных компетенций будущего педагога. ВКР 44.04.01. – Волгоград., 99с.
  6. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. – 2004. – №3 (27). – С. 42-52.
  7. Калекин A.A. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – №3. – С. 245-250.
  8. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2017 – №. 1 (19). – C. 127–131.
  9. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М. : Корпорация «Российский учебник», 2019 – 76, [4] с.
  10. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с.
  11. Старова Н.М. Компетентностный подход – конкретно-научный уровень методологии формирования профессионально-компетентностной культуры будущего специалиста // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – №36. – С.24-39.
  12. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Обновление российской школы: доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции (26 авг. – 10 сент. 2002 г.). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eidos.ru/conf. (дата обращения 22.11.2022).
  13. Ястребов, А.В., Зуева, М.Л. Феномен дополнительной функции педагогического инструмента [Текст] / А.В.Ястребов, М.Л.Зуева // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 2. – С. 126- 130.
  14. Al‐Ansari H. Internet use by the faculty members of Kuwait University // The electronic library. – 2006, – vol. 24 (No. 6). – pp. 791–803.

Интересная статья? Поделись ей с другими: