УДК 614.1

Проблема полового воспитания учеников старших классов в возрасте от 16 до 18 лет

Рожкова Екатерина Ильинична – студентка Ижевской государственной медицинской академии

Лепяцкая Яна Владимировна – студентка Ижевской государственной медицинской академии

Толмачев Денис Анатольевич – доктор медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии

Аннотация: Статья посвящена проблеме полового воспитания среди подростков старшего школьного возраста. Представлены результаты анкетирования, отражающие их знания в сфере сексуальных отношений и уровень ответственности за свое здоровье в период полового созревания. На формирование личности подростка влияет вся окружающая его обстановка: семья, школьная атмосфера, друзья, подростковые кризисы. Они особенно подвержены отрицательному влиянию среды и общества, это сказывается в том числе и на их здоровье, что вызывает тревогу со стороны родителей, педагогов и медицинских работников. Целью исследования является определить уровень информированности и необходимости в получении информации по вопросам полового воспитания среди подростков.

Ключевые слова: подросток, половое воспитание, инфекции, передаваемые половым путем.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. В широком смысле термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида [1, 5].

Вместе с тем, прямо или косвенно на формирование личности влияют не только определенные лица, семейный и школьный уклад, но и вся окружающая обстановка [1, 5].

Современное состояние здоровья детей подросткового возраста, которые как никто подвержены отрицательному влиянию среды и общества, вызывает тревогу как со стороны родителей, педагогов, так и со стороны медицинских работников. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодня широко распространены среди подростков наркомания, алкоголизм, токсикомания, инфекции, передаваемые половым путем [2, 124]. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), представляют медико-социальную проблему, не теряя актуальности на протяжении многих лет [4, 26]. Все это в конечном счете негативно отражается как на духовном, так и на телесном здоровье подростков [2,124]. Снижение возраста полового созревание наряду с отсутствием грамотного и этичного полового воспитания в семье и школе могут привести к росту незащищенных половых связей, венерических заболеваний и нежелательных беременностей в подростковой среде [5,13]. Вместе с тем современные исследования отмечают, что сейчас у молодежи имеется тенденция к переходу на западную модель планирования семьи: увеличение возраста вступления в брак и отсрочки рождения первенца [3, 26].

Цель исследования: определить уровень информированности и необходимости в получении информации по вопросам полового воспитания, инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) среди подростков 16-18 лет и разработать на этой основе рекомендации, направленные на повышение их грамотности.

Материалы и методы

Разработанная авторами анкета «Половое воспитание подростков 16-18 лет». Исследование проводилось в 2022-2023 гг. на базе МБОУ "СОШ №69 с углубленным изучением отдельных предметов". Проведен социологический опрос 92 подростков 16-18 лет. Методы исследования: аналитический, статистический, социологический.

Результаты исследования

В 2022-2023 гг. проведено анкетирование учеников 10-11 классов МБОУ "СОШ №69 с углубленным изучением отдельных предметов", среди которых было 77 девушек (84,0%) и 15 юношей (16,0%).

По данным анкетирования большая часть учащихся (57,1%) не имеет полового опыта, 11,1% подростков сообщили, что их первый сексуальный опыт произошел в 14-15 лет, у 25,4% в возрасте 16-17 лет, процент вступления в половую жизнь с 18 лет составил 6,3%, причем 10,2% анкетируемых признались, что их первый половой контакт произошел, когда они не были к нему готовы. Из них 7,7% вступили в сексуальные отношения под давлением со стороны партнера, а 2,5% под давлением сверстников. У остальных (89,8%) первый половой акт произошел по собственному желанию и взаимному согласию.

Преобладающее большинство 90,0% в выборе метода контрацепции отдали предпочтение презервативам, оральными методами контрацепции пользуется каждый десятый анкетируемый (10,0%), такое же количество использовали препараты экстренной контрацепции, практически каждый третий (38,0%) использовал в качестве защитных мер прерванный половой акт.

В вопросе о знаниях различных методов контрацепции преобладающее большинство указало мужские презервативы (93,7%) и оральные контрацептивы (82,5%), о существовании внутриматочных спиралей осведомлен каждый третий (38,1%), каждый 10 анкетируемый (11,1%) написал о хирургических методах контрацепции: вазэктомии и перевязке маточных труб. Такие методы контрацепции, как прерванный половой акт, женские презервативы и воздержание указывали в 4,8% случаях на каждый соответственно, также 4,8% опрошенных написали, что не знают о методах контрацепции. Остальная часть опрошенных указали в методах контрацепции календарный метод, противозачаточный пластырь, противозачаточные свечи и латексные салфетки.

Главной причиной использования контрацептивов 87,3% анкетируемых назвали «защиту от нежелательной беременности», защиту от ИППП указало меньшее количество школьников 76,2%, 1,5% затруднились ответить на этот вопрос.

Больше половины школьников (65,1%) знают, что забеременеть можно как при первом половом контакте, так и во время месячных.

Почти единогласно (98,4%) молодые люди решили, что ответственность за безопасность полового акта лежит на обоих партнерах, путем обсуждения своих предпочтений заранее и договоренности между собой об использовании определенного метода контрацепции, 1,6% считает, что решение данного вопроса остается за юношей.

Большинство подростков (69,8%) указали, что им неважно наличие полового опыта у своих партнеров, 25,4% считают, что присутствие такого опыта важно, указав такие причины, как «более вероятное получение удовольствия», «присутствие такого опыта у себя и поэтому высоких ожиданий от партнера», «чувство дискомфорта в отношениях с неопытным партнером», 4,8% затруднились дать ответ.

Больше половины анкетируемых (59,0%), у которых уже имеются сексуальные отношения, указали, что прежде чем в них вступить обговаривали с партером вопросы о собственном здоровье, границах и предпочтениях, по 7,7% говорили только о здоровье и только о границах, 10,2% затрагивали исключительно тему предпочтений, 15,4% не разговаривали на эти темы с партнером, но считают это важным.

В семьях большинства подростков (66,7%) родители не затрагивали тему полового воспитания, у 12,7% состоялся подробный разговор и в 20,6% случаях рассказали только о важности применения контрацепции. Преобладающее число молодых людей (93,7%) считает, что в образовательные учреждения необходимо ввести уроки полового воспитания.

Ежегодно проверяют свое половое здоровье 23,8% анкетируемых, 4,8% осматриваются гинекологом или урологом каждые полгода и 71,4% посещают данных специалистов только при необходимости.

Большинство подростков знают, что ВИЧ-инфекция (95,2%) и сифилис (90,5%) передаются половым путем, чуть больше 2/3 школьников (69,8%) верно отнесли к ИППП хламидиоз. Половина учащихся знает о гонококковой инфекции (50,8%), только треть (36,5%) отметили, что трихомониаз относится к ИППП. Меньше всего подростки осведомлены о том, что половым путем передаются урогенитальный микоплазмоз (47,6%), гепатит В (46,0%), вирус папилломы человека (44,4%) и вирус простого герпеса (41,3%). При этом 19,1% учащихся ошибочно отнесли к ИППП другие, не передающиеся половым путем, инфекционные заболевания.

Почти единогласно (98,4%) молодые люди указали, что большинством ИППП можно заразиться при половом контакте, более половины назвали способом заражения – переливание крови (58,7%), путь передачи «от матери к ребенку» (61,9%) и анальный секс (57,1%), чуть больше трети подростков (41,3%) отметили среди путей заражения ИППП – оральный секс, 11,1% считают, что ИППП передаются при поцелуе.

Все подростки считают, что в случае заражения ИППП необходимо известить об этом партнера, из них 3,2% считают, что сообщить необходимо только постоянному партнеру.

Выводы

Возраст вступления в половую жизнь подростков, преимущественно 16-17 лет. Среди школьников 16-18 лет отмечается низкий уровень знаний по вопросам контрацепции, видам ИППП и способам их передачи. Однако молодые люди думают, как о своем здоровье, так и о здоровье партнера, обсуждают вопросы ответственности и своих предпочтений, считают важным введение уроков полового воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников (66,7%) не обсуждают тему полового воспитания с родителями.

Отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в семье и школе могут привести к росту незащищенных половых связей, венерических заболеваний и нежелательных беременностей в подростковой среде.

На основании результатов проведенного исследования сформированы рекомендации по повышению уровня полового воспитания среди подростков:

  1. Обучение родителей правильной подаче разговора о половом воспитании и предоставление ресурсов с достоверной информации о половом воспитании и развитии.
  2. Стенды с брошюрами по вопросам путей распространения и профилактики венерических заболеваний, половой конституции, определении допустимых границ в отношении с половым партнером, с ссылками на актуальную статистику, дополнительную литературы и информационные источники.
  3. Регулярное анкетирование подростков с целью определения уровня полового воспитания и наиболее интересующих вопросов, проведение лекций в образовательных учреждениях с психологами, учителями или волонтерами-медиками.

Список литературы

  1. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – Ленинград : Медицина, 1980. – 184 с.
  2. Петрова Л.В. Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования / Л.В. Петрова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 124-127.
  3. Попова Н.М. Характеристика рождаемости на территориях Приволжского федерального округа / Н.М. Попова, Д.А. Толмачев, А.В. Попов // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов – 2014. – № 4. – С. 22-26.
  4. Потекаев Н.Н. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, в Российской Федерации в 2014–2019 гг. / Н.Н. Потекаев, И.А. Купеева, М.А Иванова [и др.] // Клиническая дерматология и венерология. – 2021. – Т. 20, № 1. – С. 25-32.
  5. Толмачев Д.А. Половое воспитание подростков и роль семьи на современном этапе / Д.А. Толмачев, Е.А. Зимина, М.К. Исхакова, Е.В. Димакова // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов – 2015. – № 1. – С. 13-16.

Интересная статья? Поделись ей с другими: