УДК 37.013

Технологии позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в сельской дошкольной образовательной организации

Илясова Екатерина Елизаровна – аспирант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Аннотация: В статье проведен анализ психологических, педагогических исследований проблемы сельского социума и сельского детского сада как среды социализации детей дошкольного возраста. В статье раскрываются особенности сельского социума: является хранителем национальных ценностей, народных традиций, ограниченны контакты и доступ к культурным ценностям, доминирование сельскохозяйственных видов деятельности, в которых активное участие принимают наряду со взрослыми. Глобальные тенденции обусловили миграционные процессы, социальное расслоение сельских жителей, демографический спад в селе и т.п. Сельский социум в современных условиях трансформируется под воздействием интерактивных средств, отъездом молодежи в городские поселения, уменьшая количество сельского населения. Именно эти изменения влияют на сельские дошкольные образовательные организации, в которых сокращается количество воспитанников, снижается качество процесса воспитания, социализации, обучения в связи с отдаленностью сельского детского сада от городской среды и культурных центров. Сельский детский сад встал перед проблемой поиска новых путей социализации детей, проживающих в сельской местности. Актуализируется вопрос о ценностях, которые хранит село – народные традиции, общность и соборность, определяющие характер отношений между детьми и взрослыми, привязанность к земле, на которой выросло не одно поколение. Обращается внимание на потенциал сельской местности в позитивной социализации детей в трансформируемом сельском социуме. Раскрывается процесс проектирования и организации социокультурных практик всеми агентами социализации (семья, школа, институты культуры, спорта, администрация сельского поселения и др.) на принципах межвозрастной общности, единства деятельности агентов социализации по приобщению к социально-значимой и трудовой деятельности на своей земле и др.

Ключевые слова: сельский социум, социализация детей в сельском социуме, технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста.

Проблема исследования состоит в выявление особенностей социализации детей в условиях современного сельского социума. В процессе анализа научной литературы установлены следующие особенности сельского социума:

  • замкнутость, ограниченность социальных коммуникаций, однообразие социальных и производственных отношений, тесное сотрудничество семьи, школы, общественных организаций и др., которые влияют на формирование образа социального поведения детей и подростков как отражение моделей своих родителей или близких людей;
  • появление новых трендов в виртуальном пространстве – СМИ, телевидение, социальные сети, гаджеты, Интернет и др. определяют предпосылки для освоения детьми и подростками новых не типичных для сельского социума моделей поведения, что изменяет картину жизни ребенка, его культурную идентичность и устремления в будущий неизведанный мир социальных отношений;
  • трансформация социального мира, отражающая усиление социального расслоения, этнических конфликтов, доминирование социального аспекта над духовным, смену культурной и исторической идентичности и социальных ролей и др. приводит к кризису духовно-нравственных отношений в семье и детско-родительских отношений как модели взаимодействия в обществе.

Цель исследования:

  • выявить и актуализировать проблемы социализации детей в сельском социуме;
  • спроектировать социокультурные практики социализации детей в сельском социуме как среде выработки модели социального поведения, характеризующего человека сопричастного к своей культуре, истории, малой Родине, готового к служению и деятельности на малой Родине.

Методы исследования: теоретический анализ и сравнение исследований по проблеме социализации детей в современном сельском социуме; проектирование социокультурных практик социализации детей в сельской местности.

Проблема социализации детей в сельском социуме: теоретический аспект

Особенности изучения сельского социума нашли отражения в работах таких ученых, как Д.А. Воробьева, М.П. Гурьянова, И.В. Нечаева, И.С. Осипова, Р.Р. Сафарова и др. [1; 3; 11; 13; 15]. И.С. Осипова пишет: «Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций» [13, с. 27]. «Привязанность к земле», отмечена в работах и Е.Д. Нелуновой, В. Назаровой, в которых авторы подчеркнули такую ценность сельской местности в социализации детей, как, несмотря на отдаленность от центра, сельский житель всегда связан с родной землей, с нравственными традициями своего рода, что имеет значимость «в эпоху перехода цивилизации в открытое информационное общество». [10, с. 221]. В работах В.В. Игнатовой, Е.И. Тихомировой отмечаются ограничения сельского социума для социализации детей: небольшое количество рабочих мест, невысокий жизненный уровень населения, неразвитая инфраструктура, миграция населения, близость к природе, народным традициям и ремеслам, открытость жителей различным событиям жизнедеятельности села и т.п., что обуславливает необходимость изменения образовательного процесса и процесса социализации детей [5; 16]. Миграционные процессы изменяют сельскую местность, придавая ей такие особенности, как отмечал А.Л. Маршак, «Налицо социальная неоднородность общества, которое делится на бедных и богатых, «русских» и «нерусских», «левых» и «правых», «демократов» и «консерваторов», людей различных вероисповеданий. Все это усложняется в условиях процесса модернизации, который, по сути своей, носит социокультурный характер, в его центре – процессы изменения типа поведения и культурного состояния». [7, с. 53].

Сельская социальная среда – это всегда ограниченное пространство и не всегда благоприятные социальные контакты, несущие социальные, культурные, нравственные модели поведения. Сельский социум не всегда отвечает культурным и образовательным потребностям ребенка и семьи. Ограниченность информационных каналов в доступе многих сельских семей, приоритет бытовых народных традициях, фактическое закрытие институтов культуры и т.п. фактически ограничивают влияние образовательных организаций на процессы социализации детей и подростков. Следует согласиться с утверждением Р.Р. Сафаровой о том, что «ограниченность социальных контактов в сельском социуме влияет на стиль отношений между педагогами и родителями, определяя его так называемую семейственность» [15, с. 60]. В.С. Шмаков подчеркивает некоторые нестабильные аспекты сельского социума: изменение сельских сообществ, демографический кризис, миграционные процессы, особенности экономических основ семьи, лояльность сельского населения, модели личных подсобных хозяйств, характер нормативных документов, изменяющих социальные процессы [17]. «Вместо ожидаемой модернизации села, утверждает Д.А. Воробьева, по ряду направлений (демографическое, социально-профессиональное, социокультурное, организационно-экономическое, поселенческо-расселенческое) мы получили деструктивные явления, порой переходящие в полную деградацию». [1, с. 68]. И.В. Нечаева отмечает интеграционные и трансформационные аспекты жизнедеятельности села, где люди всегда готовы к саморегулированию и самоорганизации, в этом и заключен смысл интеграции сельского социума - социальное объединение, социальная интеграция, консолидация людей в ситуации общей проблемы. «Сельская солидарность, выраженная во взаимопомощи, взаимовыручке остается значимым моментом интеграции сельчан». Интегративные процессы придают сельским локациям общность, несколько обезличивают отношения, проявляют семьи как структуры несколько поколений, сохраняющих сельскую традиционную культуру. Именно это позволяет сохранить устойчивость локального сообщества как среды социализации подрастающего поколения [11, c. 287]. И.В. Нечаева подчеркивает такую уникальную особенность сельского социума, как «сохранять социокультурные установки сельского сообщества, алгоритм жизни, что сдерживает определенным образом модернизационные и информационные процессы в селе» [11, с. 287].

Сельская социальная среда представляет совокупность факторов (экономических, социальных, национальных и др.), которые необходимо учитывать при реализации задач социализации детей и подростков и форм организации их социально значимых видов деятельности. Кроме этого социальная среда жизнедеятельности семьи, ее национальные традиции воспитания детей, тип детско-родительских отношений, социальный статус родителей и т.п. влияют на характер социализации ребенка в семье школе и сельском социуме. М.П. Гурьянова отмечает тот факт, что сельские жители являются носителями традиционной национальной культуры, хранителями социальной, культурной, исторической памяти, что определяет особенности организации социокультурных практик детей в сельском социуме [3], ценность которых состоит в сохранении и воспроизведении «духовности, народности, державности – как сути национальной идеи России», как русского менталитета и культурной идентичности личности [11]. Г.Б. Юстус определяет «… сельский образовательный социум как единый образовательный комплекс, который направлена на решение задач обучения и воспитания личности, создание условий для формирования гражданской ориентацией, что будет способствовать развитию коллективных преобразований на селе ... объектами и субъектами педагогической деятельности на селе становятся не только дети, но и взрослые, содержание и формы, обучения которых адекватны потребностям, интересам, социально - психологическим особенностям данного контингента … важно учитывать целостность социума, функций школ и специфики среды» [18, c. 178].

Образовательные организации (школа, детский сад) в селе являются социокультурным центром просвещение родителей и воспитания детей, выступают «как некое сообщество личностей, объединяющих свою деятельность на достижение единой цели, действующих в едином территориальном и временном пространстве, организующих положительное эмоциональное пространство» [16]. Перед педагогами возникают проблемы поиска технологий социализации детей, обеспечивая им интеграцию, как в сообщество сверстников, так и в сообщество взрослых, обеспечивая при этом условия адаптации ребенка в социуме и его индивидуальной самореализации в деятельности, в работе в команде, в виртуальной и реальной среде жизнедеятельности. Н.Б. Крылова называет в качества таких условий - социокультурные практики «разнообразные виды самостоятельной деятельности в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей; … опыт общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми и сверстниками; приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.» [6, с. 68]. И.М. Миннехаметова определяет социокультурную практику «как процесс социальных и профессиональных проб, обретения социального опыта и формирования социальных компетенций» [8, с. 19].

Анализ педагогических исследований позволил выявить различные виды социокультурных практик в форме деятельности, содержательной направленности социальных событий, социального партнерства в открытой социальной среде, волонтерства, детского движения, игровых практик, конкурсов, социальных проектов и др. Социокультурные практики всегда организуются взрослыми, и значимость их заключается в интеграции культурных ценностей, социальных правил жизни людей, лучших традиций народа в реальную детскую социокультурную практику для получения социальных эффектов. Эффективность социализации детей в сельской среде обеспечивается разновозрастным сообществом в силу того, что в нем происходит столкновение мнений, противоречий, потребностей, детского и взрослого опыта и разрешение этих противоречий определяет социальные эффекты социализации. В исследовании С.А. Гореловой подчеркивается ценность сельской среды как среды социализации детей - коммуникативная открытость, изолированность и территориальная удаленность села, приоритеты сельскохозяйственного труда [2]. В этом случае, сельские образовательные организации выступают трансляторами социальных ценностей, фактором, объединяющим сообщество на достижение экономических и социальных целей, на удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и взрослых в социальной инфраструктуре школы, детского сада [2] Сельская школа является социальным и образовательным фактором в сельском социуме, реализующая социальный заказ. Однако, на наш взгляд, решая задачи воспитания и позитивной социализации, детский сад формирует у подрастающего поколения потребность жить на своей земле, как малой Родине, восполнять рабочий дефицит на селе. Важно у детей сформировать потребность заниматься сельскохозяйственными видами деятельности, модернизировать сельскохозяйственную технику, облегчая труд сельского жителя и расширяя возможности самоорганизации в социокультурной и досуговой деятельности. Как мы отмечали, выше сельская школа испытывает «социокультурный дефицит», поэтому педагоги проектируют различные виды социокультурной деятельности как компенсация данного дефицита. В этом заключен мощный социальный и воспитательный потенциал сельского социума и сельского детского сада в формировании социальной активности, самостоятельности, целеустремленности в достижении поставленных целей, в воспитании гражданственности на основе сохраненных народных традиций, доброжелательного отношения к людям (знакомым и незнакомым), трудолюбия и любви к родной земле. Сельский социум является пока еще хранителем традиционных механизмов социализации (нормы, обычаи, традиции), цифровые технологии, входящие в систему образования, изменяют условия социализации детей в детском саду и средства удовлетворения духовно-нравственных потребностей детей, семьи, сельского сообщества. Сельский детский сад, являясь транслятором ценностей, выступает объединяющим фактором таких агентов социализации, как семья, учреждения социальной инфраструктуры, решающих задачи социализации и воспитания любви детей к малой родине. «Максимальное использование и реализация богатейшего потенциала сельского социума как ценности в воспитании, образовании и развитии личности позволяет приобретать опыт социальной адаптации и обособления в обществе» [14, 117].

Исследование социокультурного потенциала сельского социума, специфики его трансформации и устойчивости, особенностей функций сельского детского сада как транслятора духовных ценностей народа позволило спроектировать различные виды социокультурных практик в открытом сельском социуме, каждая из которых решала специфические цели и задачи (таблица 1). Процесс проектирования и организации социокультурных практик всеми агентами социализации (семья, школа, институты культуры, спорта, администрация сельского поселения и др.) осуществлялись на принципах интеграции традиционных народных ценностей и новых средств цифровых коммуникаций в познании моделей поведения, межвозрастной общности – детско-взрослой и межпоколенной, единства деятельности агентов социализации по приобщению к социально-значимой и трудовой деятельности на своей земле, ориентации на будущее устойчивое развитие сельской местности. Цель социокультурных практик в сельском детском саду состоит в том, чтобы создать условия сотрудничества всех агентов социализации в сельской местности на основе социально-значимых и трудовых видов деятельности. Задачами социокультурных практик являются:

  1. Формирование социального опыта детей проявлять свое гуманное отношение к сельчанам и родной земле, на которой родился
  2. Формирование позитивных моделей социального поведения, гражданской, культурной, социальной идентичности,
  3. Освоение социальных навыков в социально значимой и трудовой деятельности как служение своей малой родине.
  4. Воспитывать потребность у нового поколения бережно относиться к накопленному опыту создания, сохранения и улучшения места своего жительства.
  5. Воспитание чувства сопричастности к истории, культуре и земле родного поселения.

Таблица 1. Социокультурные практики в открытом сельском социуме.

№пп

Социальные практики

Формы реализации в сельском открытом социуме

1

Социально-интеллектуальные.

Цель: познание новых социальных ролей и ожиданий.

«Мы - будущие школьники» (детские сады совместно с обучающимися начальной школы)

2

Социальное исследование.

Цель: формирование социальной и исторической памяти, социокультурной идентичности.

«Исторические места памяти в селе» (детский сад, школа совместно с Советом ветеранов)

3

Социально-имитационные.

Цель: освоение социальных моделей поведения.

«Я как мама (папа)» (детский сад, школа совместно с родителями)

4

Социальное проектирование.

Цель: развитие умений социального прогнозирования социальных моделей.

«Будущее нашего села» (детский сад, школа совместно с приглашенными художниками и архитекторами)

5

Социально-ролевые игры.

Цель: освоение опыта социального поведения в разновозрастной среде

«Сельский хоровод (народные игры)» (взрослые совместно с детьми различного возраста)

6

Социальное волонтерство.

Цель: формирование опыта и потребности оказывать помощь старшим, младшим, слабым и т.п.

«Посетим и поможем» (детский сад, школа совместно с органами социальной защиты)

7

Социальный театр.

Цель: формирование опыта социальных моделей поведения.

Спектакль «Возьмемся за руки друзья» (совместно с ровесниками и родителями, с сотрудниками Дома творчества)

8

Социальные экскурсии.

Цель: воспитание социальных и гражданских чувств к месту своей жизни.

«Мои любимые места в селе» (дошкольники совместно с младшими школьниками, родителями).

9

Социальные выставки.

Цель: формирование способности выражать свое эстетическое отношение к социальному пространству жизни.

«Мое любимое село» (детский сад, школа совместно с социальными партнерами)

10

Социальные квесты.

Цель: развитие мотивации активно познавать и открывать новые места социальной жизни человека.

«Открываем мир людей села» (детский сад, школа совместно с администрацией села)

Социальная значимость спроектированных социокультурных практик состоит, по справедливому замечанию М.П. Гурьяновой, в том, что «Место жительства как малый социум жизнедеятельности растущего человека детей обладает потенциальными возможностями, чтобы стать благоприятной социальной средой для воспитания. В этом пространстве можно создавать условия для самореализации детей, подростков, родителей, общественников; обучать детей искусству жизнетворчества, активизировать общественные ресурсы в интересах детей и их семей, реализовывать модели межведомственного взаимодействия в целях профилактики неблагополучия детей, консолидировать усилия власти и населения в решении злободневных социально-педагогических проблем детей, семей; гармонизировать детско-родительские отношения, развивать традиции добрососедства» [3, с. 15-16]. Социальный эффект социализации детей и подростков в сельской школе зависит от того, как сообщество активно включается в «социальный контроль» как поведением подрастающего поколения, «сохраняют элементы традиционной соседской общины» [4]. Сельской школе приходится осуществлять оптимальные пути достижения баланса и устойчивости между трансформациями сельского социума и процессами социализации в сельской школе, между традиционными культурными ценностями и новыми цифровыми средствами, входящими в современную сельскую школу, между школой и семьей, как первичной средой социализации детей. Однако, как справедливо замечает Ф.А Мустаева, современная сельская семья претерпевает тоже духовный и финансовый кризис, поэтому ее социальное влияние на ребенка ослаблено и родители в силу этих причин не могут преодолеть депривации детей, их отчуждение от семьи, предупредить компьютерную зависимость подростков [9, с. 4]. 

Результаты исследования

Как показал анализ исследований, трансформации мира изменяют сельскую местность, характер социальных отношений, структуру семей, отношения к земле, на которой родились и проживают местное население. Миграционные процессы усилили межнациональные конфликты и отток молодого поколения из сельской местности. Снизилась рождаемость детей в сельской местности, что изменяет демографическую картину села. Сегодня в сельском сообществе происходит разрыв тесных и доверительных отношений, которые традиционно характерны были для сельского социума.

Трансформации сельской местности изменили и сельскую школу, в которой сократилось количество детей в результате демографического кризиса в селе, сократились контакты школы с культурными центрами по причине экономического спада и сокращения бюджета по финансированию расходов на культурные и спортивные расходы. Цифровизация общества изменяет сельскую местность и жизнедеятельность людей в селе, а также среду социализации в сельской школе, отодвинув приоритет народных традиций и культурных ценностей, изменив образ «Я детей» и их модели поведения.

Сельская школа, учитывая лучшие традиции жизнедеятельности сельской местности (соборность, духовность, добрососедство и др.), проектирует процессы социализации детей и подростков на основе социокультурных практик на принципах интеграции традиционных народных ценностей и новых средств цифровых коммуникаций в познании моделей поведения, межвозрастной общности – детско-взрослой и межпоколенной, единства деятельности агентов социализации по приобщению к социально-значимой и трудовой деятельности на своей земле, ориентации на будущее устойчивое развитие сельской местности. В качестве социальных практик в открытом сельском социуме выступили следующие виды деятельности: социально-интеллектуальные, социальное исследование, социально-имитационные, социальное проектирование, социально-ролевые игры, социальное волонтерство, социальный театр, социальные экскурсии, социальные выставки, социальные квесты. Социальные практики как особый вид социального партнерства, изменяющий сельский социум, содержат социально-значимые и трудовые виды деятельности.

Заключение

Проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики в сельском детском саду вскрыл причины, вызывающие проблемы в социализации детей в сельском социуме, к которым отнесены – не понимание педагогической ценности социальных объектов и социальных агентов, которые органично вошли в обыденный опыт жизнедеятельности школы, детей, семьи; многие образовательные организации не имеют оригинальных программ, проектов и моделей социализации в условиях сельского социума; разобщенность в деятельности организаций, несущих ответственность за социальное воспроизводство нового поколения.
  2. Сельский социум в научных исследованиях представляет специфическое единство близких социальных отношений, культурно-исторических ценностей, отношений к природе и хозяйству, и поступкам детей со стороны взрослых. Сельский социум можно рассматривать как естественную социальную среду становления социального поведения детей и подростков, в которой отмечено сильное влияние старших подростков к младшим детям, для которых подросток – лучшая модель подражания и социального становления. Сельский социум является сложной интегративной структурой, содержащей элементы традиций и трансформаций.
  3. В исследованиях установлены зависимости между трансформациями сельского социума под воздействиями глобальных тенденций (кризисы, современные тренды, политические события и др.) и состоянием процесса социализации в сельском детском саду, между запросами сельской молодежи покинуть родные места проживания и родовой привязанностью к земле своих предков, между традиционными культурными и цифровыми средствами социализации детей. Выявленные зависимости сельский детский сад учитывает при проектировании условий социализации детей на основе социокультурных практик всех агентов социализации.

Список литературы

  1. Воробьева Д. А. Аспект человеческого капитала в сельском социуме//NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - №12 (52). Т. 5. 2008. - C. 68-71.
  2. Горелова С. А. Образование школьников в контексте сельского социума// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 2, 2008. С.181-185.
  3. Гурьянова М.П. Место жительства: пространство социально-педагогических преобразований. Образование и наука. - № 19(10), 2017. – С. 128-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-128-147
  4. Жигимонт С. Н. Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социально-территориальным общностям городской и сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1981–1985. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85397.htm
  5. Игнатова В.В. Кузьмина Э.В. Организация социокультурных практик по формированию готовности сельских школьников к нравственному выбору//Современное педагогическео образование. - № 11, 2020 [СПО]. – С. 67-71.
  6. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 269 с.
  7. Маршак А.Л. Национальная идентичность как условие культурного и духовного самоопределения современной России// Власть. – №04, 2014. – С. 50-54.
  8. Миннехаметова И.М. Социально-культурные практики как средство формирования профессионально-значимых качеств аниматора. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialnokulturnye-praktiki-kak-sredstvo-formirovaniyaprofessionalno-znachimykh-kachestv-a (дата обращения: 17.10.2020).].
  9. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка в городской и сельской семье// Электронный научный журнал «A cерия: гуманитарные науки»/. – №4, 2015. – С. 1-10.
  10. Нелунова Е.Д. Назарова В. Опыт социализации подростков в сельском социуме// Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 1 (23). – С. 221-223.
  11. Нечаева И.В. Социокультурные аспекты интеграции сельского социума//Никоновские чтения. – № 15, 2010. – С.286-288.
  12. Новиков A. M. России необходима национальная идея// www.anovikov.ru
  13. Осипова И.С. Проблемы организации занятий физической культурой в сельской школе// Вестник Шадринского государственного педагогического университет. – №1 (33), 2017. – С.27-30.
  14. Охлопкова Д.К., Пономарева Т.Н. Социально-педагогические технологии использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме (на примере опыта работы школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов) // Педагогика и просвещение. – №4, 2019. –DOI: 10.7256/2454-0676.2019.4.31466 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31466]
  15. Сафарова Р.Р. Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях сельской местности// Достижения науки и образования. - №9 (63), 2020. – С.59-62.
  16. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения. Электронный научно-методический журнал «Письма в Emissia. Offline». – 2006. – ART 1031. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/ offline/2006/1031.htm
  17. Шмаков В.С. Моделирование динамики развития сельского социума// Никоновские чтения. – № 17, 2012. – С.177-180.
  18. Юстус Г.Б. Воспитательно-образовательная среда в сельском социуме// Социально-гуманитарные знания. – №4, 2008. – С. 315-318.

Интересная статья? Поделись ей с другими: