УДК 372.874

Проблемные аспекты обучения акварельной живописи в системе дополнительного образования

Корнеевец Мария Владимировна – магистрант факультета искусств Омского государственного педагогического университета

Савлучинская Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка факультета искусств Омского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы освоения техники акварельной живописи в системе дополнительного образования. Среди них отмечаются качество используемых материалов, технические особенности акварели и мастерство педагога.

Ключевые слова: акварель, проблемы обучения, система дополнительного образования, педагогика, обучение.

Создание и развитие образовательной системы различных уровней и направлений является одной из системообразующих основ любого государства. Целью выступает формирование разносторонне развитого человека, который может, помимо получения основного образования, обучаться в соответствии со своими задатками, склонностями и особенностями, особенно до достижения совершеннолетия. В системе дополнительного образования детей сегодня одним из основных видов такого обучения является обучение искусству во всех его общепринятых проявлениях как неотъемлемой части культуры современного общества.

В нашей стране деятельность школ искусств и художественных школ регламентируется Федеральными государственными требованиями (ФГТ), и предполагают общий стандарт для всех таких детских учреждений.

Среди множества задач, на решение которых направлены ФГТ, нужно, прежде всего, выделить следующие:

  • выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Помимо этого, в регламентирующей части ФГТ четко прописаны требования к минимуму содержания программ (или сами примерные программы), по которым проводится обучение. Также определены ожидаемые результаты, структура и условия их реализации. Более подробная и глубокая проработка требований ФГТ реализуется в виде рабочих программ непосредственно в самих образовательных организациях.

Проведенный нами сравнительный анализ рабочих программ по обучению различным техникам живописи в системе предпрофессионального образования показал наличие ряда существенных проблем. Практика педагогической работы представлена в учебниках и методических пособиях зачастую с позиции сухого освоения ремесла художника. Структурная схожесть программ предполагает изучение основных закономерностей восприятия цвета и его свойств, построения живописного изображения, вопросы колорита, методики работы над художественным произведением с применением различных живописных техник. Однако, вариативная часть программ, касающихся обучения акварельной живописи, как и в других видах живописи, выставляют требования к полученным знаниям, умениям, навыками, в виде реалистичного рисования с натуры.

На наш взгляд, такой подход не дает в полной мере понять и применять все возможности акварели как в обучении, так и в творчестве в целом. Здесь следует выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, отсутствие у детей базового знания особенностей материалов и техник, применяемых в акварельной живописи, в том числе и нестандартных (например, аква-маркеры, жидкая текучая акварель, использование аэрографа). Необходимо сразу объяснять основные различия между акварельной бумагой (фактура, плотность) и обычной бумагой для рисования. Если ребёнок на этапах знакомства с акварелью станет работать неправильно и неподходящими материалами, то ему будет сложно, даже почти невозможно добиться нужного результата. В свою очередь, это может вызвать у него неприятие и неиспользование акварельной техники вообще.[2]

Об этом же говорит и опрос преподавателей, проведенный нами в рамках исследования. 100% педагогов отметили, что главная проблема при освоении акварели – отсутствие хороших материалов (бумаги, кистей) у учащихся. А некачественные инструменты могут отбить желание заниматься акварельной живописью, так как у ученика не будут получаться даже элементарные упражнения.

Вследствие этого, общий уровень владения акварельной техникой находится на среднем и ниже среднего уровнях. О чем также свидетельствует проведенный опрос педагогов, где 75% отмечают уровень владения акварелью у учеников на 2-3 балла по пятибалльной шкале, и только 12% на уровне 4 баллов.

Во-вторых, нет единства во мнениях педагогов о времени начала обучению акварельной живописи. Можно выделить два основных направления:

  1. Изучать акварельную технику после того, как получены основы владения более простыми техниками в процессе изобразительной деятельности (гуашь, графические материалы).
  2. Изучать акварельную технику до того, как будут получены основы знаний по освоению более простых техник рисования.

На первых этапах изучения изобразительной грамоты важно создать у ученика ощущение успеха, чтобы заинтересовать и побудить к дальнейшим занятиям изобразительной деятельностью. Поэтому, в первом случае, исправление неизбежных ошибок при работе цветными карандашами или гуашью вызовет намного меньше негативных эмоций, чем при работе акварелью. Это связано с тем, что при работе в первых двух техниках ошибки можно исправить, в то время как акварель является полной им противоположностью и ошибки исправить почти невозможно. Помимо этого, карандаши или гуашь, с точки зрения учащегося, ведут себя вполне предсказуемо, в то время как акварель, постоянно перетекая, дает непредсказуемые результаты. Это является причиной того, что большинство учащихся в своей работе неохотно выбирают работу акварелью.

При изучении основ акварельной живописи особенно важно создание у ребёнка ситуации успеха. Этого можно достичь путём подбора заданий с постепенным возрастанием трудности их выполнения, т.е. от простого к сложному. Такой же точки зрения придерживаются и такие авторы, как И.С Сергеев, И.М. Сергеев, Л.А. Буровкина [3]

И.С. Сергеев, в частности, отмечает, что на первых этапах обучения акварельной технике следует просто обозначить для обучаемых нежелательность использования белого цвета в работе. Помимо этого, сочетание акварели с другими материалами (цветными карандашами, гелевой ручкой, техника «граттаж») позволит расширить творческое видение у детей, покажет им широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. И, прежде всего, смешанные техники помогут преодолеть неуверенность и даже страх учеников перед непредсказуемостью акварели. И задачей преподавателя будет объяснение того, что эта «непредсказуемость» кажущаяся и что эффект затекания цветов друг в друга – именно то, ради чего акварель применяется [4].

В связи с этой особенностью другой проблемой является попытка работать акварелью так же, как и гуашью. То есть учащийся старается брать цвет и класть его на бумагу так же густо и пастозно, как и при работе с гуашью, тем самым нивелируя все те эффекты, которыми сильна акварель. Помимо этой, можно выделить и такие проблемы в освоении техники акварели, как то, что акварель не наносится ровным прозрачным слоем, заливки делаются мазками; изображение перегружено краской из-за чего возникает ощущение «грязи»; незнание техники лессировки; при работе методом «по сырому» отсутствует узнаваемость изображения предметов.

Однако после освоения основных приемов работы с акварелью и понимания её отличий от остальных изобразительных техник, учащиеся при возможности выбора между различными техниками делают его в пользу акварели.

 В ходе опроса преподавателей, ими были предложены конкретные техники для улучшения навыков учащихся. Среди них – «быстрые этюды», небольшие задания на заливку красками (орнамент, «коврик»), рисование простых предметов, пошагово от простого к сложному, знакомство с архитектурной техникой отмывки.

В процессе обучения педагог является ведущим фактором успеха в освоении акварельной живописи. Ему необходимо уметь поддержать природное желание ребенка узнавать новое и развивать интерес к учению на основе формирования умения учиться. И если конкретному ребенку не нравится работать акварелью, то перед педагогом встаёт задача в корне изменить это отношение, раскрыв перед учеником весь спектр возможностей данной техники. А для этого необходимо многократное повторение упражнений, бесед, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное прочтение последовательности выполнения практического задания.[1]

Еще один существенный фактор при начале работы с акварелью – возраст ученика. В младшем подростковом возрасте дети еще могут адекватно воспринимать оценку результатов своей работы со стороны учителя. И, хотя их приучают работать с соблюдением правил и в определённых рамках, акварельная живопись позволяет эти самые рамки «раздвинуть» и «выйти за контуры». При этом дети не только не получают порицания, а даже, наоборот, похвалу.

С подростками более старшего возраста уже сложнее, т.к. они уже сформировали в себе привычку работать в установленных рамках, и становятся менее восприимчивы к мнению взрослых, а также слишком критично воспринимают своё творчество. В данной ситуации на плечи преподавателя ложится обязанность постоянно поддерживать ученика, не давать сбиваться и отвлекаться, постараться донести то, что для освоения акварели может потребоваться больше времени, чем для любого другого материала.

Поводя итог, можно говорить, что необходимо изменить подход к преподаванию техники акварельной живописи в детских художественных учреждениях. Как показывает проведенное исследование, наиболее успешное освоение акварельной техники в системе дополнительного образования будет зависеть от нескольких основных факторов. Во-первых, нужно начинать с несложных (неакадемических) упражнений для понимания особенностей материала, снижению страха перед ним и росту интереса к данной технике. Во-вторых, требуется углубленное изучение свойств, особенностей и вариантов применения акварельных материалов и техник. В-третьих, уровень педагогического мастерства преподавателя напрямую определяет его способность заинтересовать ученика таким непростым материалом как акварель и дать ему возможность для расширения творческой самореализации.

Список литературы

  1. Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л. А. Ивахнова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. – 116 с.: ил.
  2. Семенова М. А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи. Начальная школа плюс До и После. – М.: Баласс, 2012.
  3. Сергеев И. М., Буровкина Л. А. Особенности работы в технике акварельной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-v-tehnike-akvarelnoy-zhivopisi-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 05.05.2022).
  4. Сергеев И. М. Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-aktivizatsii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-sredstvami-akvarelnoy-zhivopisi-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: