УДК 372.874
Проблемные аспекты обучения акварельной живописи в системе дополнительного образования
Корнеевец Мария Владимировна – магистрант факультета искусств Омского государственного педагогического университета
Савлучинская Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка факультета искусств Омского государственного педагогического университета
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы освоения техники акварельной живописи в системе дополнительного образования. Среди них отмечаются качество используемых материалов, технические особенности акварели и мастерство педагога.
Ключевые слова: акварель, проблемы обучения, система дополнительного образования, педагогика, обучение.
Создание и развитие образовательной системы различных уровней и направлений является одной из системообразующих основ любого государства. Целью выступает формирование разносторонне развитого человека, который может, помимо получения основного образования, обучаться в соответствии со своими задатками, склонностями и особенностями, особенно до достижения совершеннолетия. В системе дополнительного образования детей сегодня одним из основных видов такого обучения является обучение искусству во всех его общепринятых проявлениях как неотъемлемой части культуры современного общества.
В нашей стране деятельность школ искусств и художественных школ регламентируется Федеральными государственными требованиями (ФГТ), и предполагают общий стандарт для всех таких детских учреждений.
Среди множества задач, на решение которых направлены ФГТ, нужно, прежде всего, выделить следующие:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Помимо этого, в регламентирующей части ФГТ четко прописаны требования к минимуму содержания программ (или сами примерные программы), по которым проводится обучение. Также определены ожидаемые результаты, структура и условия их реализации. Более подробная и глубокая проработка требований ФГТ реализуется в виде рабочих программ непосредственно в самих образовательных организациях.
Проведенный нами сравнительный анализ рабочих программ по обучению различным техникам живописи в системе предпрофессионального образования показал наличие ряда существенных проблем. Практика педагогической работы представлена в учебниках и методических пособиях зачастую с позиции сухого освоения ремесла художника. Структурная схожесть программ предполагает изучение основных закономерностей восприятия цвета и его свойств, построения живописного изображения, вопросы колорита, методики работы над художественным произведением с применением различных живописных техник. Однако, вариативная часть программ, касающихся обучения акварельной живописи, как и в других видах живописи, выставляют требования к полученным знаниям, умениям, навыками, в виде реалистичного рисования с натуры.
На наш взгляд, такой подход не дает в полной мере понять и применять все возможности акварели как в обучении, так и в творчестве в целом. Здесь следует выделить несколько ключевых моментов.
Во-первых, отсутствие у детей базового знания особенностей материалов и техник, применяемых в акварельной живописи, в том числе и нестандартных (например, аква-маркеры, жидкая текучая акварель, использование аэрографа). Необходимо сразу объяснять основные различия между акварельной бумагой (фактура, плотность) и обычной бумагой для рисования. Если ребёнок на этапах знакомства с акварелью станет работать неправильно и неподходящими материалами, то ему будет сложно, даже почти невозможно добиться нужного результата. В свою очередь, это может вызвать у него неприятие и неиспользование акварельной техники вообще.[2]
Об этом же говорит и опрос преподавателей, проведенный нами в рамках исследования. 100% педагогов отметили, что главная проблема при освоении акварели – отсутствие хороших материалов (бумаги, кистей) у учащихся. А некачественные инструменты могут отбить желание заниматься акварельной живописью, так как у ученика не будут получаться даже элементарные упражнения.
Вследствие этого, общий уровень владения акварельной техникой находится на среднем и ниже среднего уровнях. О чем также свидетельствует проведенный опрос педагогов, где 75% отмечают уровень владения акварелью у учеников на 2-3 балла по пятибалльной шкале, и только 12% на уровне 4 баллов.
Во-вторых, нет единства во мнениях педагогов о времени начала обучению акварельной живописи. Можно выделить два основных направления:
- Изучать акварельную технику после того, как получены основы владения более простыми техниками в процессе изобразительной деятельности (гуашь, графические материалы).
- Изучать акварельную технику до того, как будут получены основы знаний по освоению более простых техник рисования.
На первых этапах изучения изобразительной грамоты важно создать у ученика ощущение успеха, чтобы заинтересовать и побудить к дальнейшим занятиям изобразительной деятельностью. Поэтому, в первом случае, исправление неизбежных ошибок при работе цветными карандашами или гуашью вызовет намного меньше негативных эмоций, чем при работе акварелью. Это связано с тем, что при работе в первых двух техниках ошибки можно исправить, в то время как акварель является полной им противоположностью и ошибки исправить почти невозможно. Помимо этого, карандаши или гуашь, с точки зрения учащегося, ведут себя вполне предсказуемо, в то время как акварель, постоянно перетекая, дает непредсказуемые результаты. Это является причиной того, что большинство учащихся в своей работе неохотно выбирают работу акварелью.
При изучении основ акварельной живописи особенно важно создание у ребёнка ситуации успеха. Этого можно достичь путём подбора заданий с постепенным возрастанием трудности их выполнения, т.е. от простого к сложному. Такой же точки зрения придерживаются и такие авторы, как И.С Сергеев, И.М. Сергеев, Л.А. Буровкина [3]
И.С. Сергеев, в частности, отмечает, что на первых этапах обучения акварельной технике следует просто обозначить для обучаемых нежелательность использования белого цвета в работе. Помимо этого, сочетание акварели с другими материалами (цветными карандашами, гелевой ручкой, техника «граттаж») позволит расширить творческое видение у детей, покажет им широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. И, прежде всего, смешанные техники помогут преодолеть неуверенность и даже страх учеников перед непредсказуемостью акварели. И задачей преподавателя будет объяснение того, что эта «непредсказуемость» кажущаяся и что эффект затекания цветов друг в друга – именно то, ради чего акварель применяется [4].
В связи с этой особенностью другой проблемой является попытка работать акварелью так же, как и гуашью. То есть учащийся старается брать цвет и класть его на бумагу так же густо и пастозно, как и при работе с гуашью, тем самым нивелируя все те эффекты, которыми сильна акварель. Помимо этой, можно выделить и такие проблемы в освоении техники акварели, как то, что акварель не наносится ровным прозрачным слоем, заливки делаются мазками; изображение перегружено краской из-за чего возникает ощущение «грязи»; незнание техники лессировки; при работе методом «по сырому» отсутствует узнаваемость изображения предметов.
Однако после освоения основных приемов работы с акварелью и понимания её отличий от остальных изобразительных техник, учащиеся при возможности выбора между различными техниками делают его в пользу акварели.
В ходе опроса преподавателей, ими были предложены конкретные техники для улучшения навыков учащихся. Среди них – «быстрые этюды», небольшие задания на заливку красками (орнамент, «коврик»), рисование простых предметов, пошагово от простого к сложному, знакомство с архитектурной техникой отмывки.
В процессе обучения педагог является ведущим фактором успеха в освоении акварельной живописи. Ему необходимо уметь поддержать природное желание ребенка узнавать новое и развивать интерес к учению на основе формирования умения учиться. И если конкретному ребенку не нравится работать акварелью, то перед педагогом встаёт задача в корне изменить это отношение, раскрыв перед учеником весь спектр возможностей данной техники. А для этого необходимо многократное повторение упражнений, бесед, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное прочтение последовательности выполнения практического задания.[1]
Еще один существенный фактор при начале работы с акварелью – возраст ученика. В младшем подростковом возрасте дети еще могут адекватно воспринимать оценку результатов своей работы со стороны учителя. И, хотя их приучают работать с соблюдением правил и в определённых рамках, акварельная живопись позволяет эти самые рамки «раздвинуть» и «выйти за контуры». При этом дети не только не получают порицания, а даже, наоборот, похвалу.
С подростками более старшего возраста уже сложнее, т.к. они уже сформировали в себе привычку работать в установленных рамках, и становятся менее восприимчивы к мнению взрослых, а также слишком критично воспринимают своё творчество. В данной ситуации на плечи преподавателя ложится обязанность постоянно поддерживать ученика, не давать сбиваться и отвлекаться, постараться донести то, что для освоения акварели может потребоваться больше времени, чем для любого другого материала.
Поводя итог, можно говорить, что необходимо изменить подход к преподаванию техники акварельной живописи в детских художественных учреждениях. Как показывает проведенное исследование, наиболее успешное освоение акварельной техники в системе дополнительного образования будет зависеть от нескольких основных факторов. Во-первых, нужно начинать с несложных (неакадемических) упражнений для понимания особенностей материала, снижению страха перед ним и росту интереса к данной технике. Во-вторых, требуется углубленное изучение свойств, особенностей и вариантов применения акварельных материалов и техник. В-третьих, уровень педагогического мастерства преподавателя напрямую определяет его способность заинтересовать ученика таким непростым материалом как акварель и дать ему возможность для расширения творческой самореализации.
Список литературы
- Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л. А. Ивахнова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. – 116 с.: ил.
- Семенова М. А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи. Начальная школа плюс До и После. – М.: Баласс, 2012.
- Сергеев И. М., Буровкина Л. А. Особенности работы в технике акварельной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-v-tehnike-akvarelnoy-zhivopisi-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 05.05.2022).
- Сергеев И. М. Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-aktivizatsii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-sredstvami-akvarelnoy-zhivopisi-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2022).