УДК 37

Концепция социоструктурной функции образования в контексте его современной модернизации

Чжан Лу – бакалавр Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В рамках всеобъемлющих теорий модернизации, процесс модернизации общества как процесс социальных структурных изменений является отличительной перспективой современности. В данной работе мы предлагаем предварительный анализ процесса модернизации в современном Китае с такой точки цифровизации экономики. Институционализированные структуры - это те аспекты социальных структур, которые сохраняются во времени, обычно состоят из моделей поведения и отношений, которые являются доминирующими и преобладающими в социальной системе, обычно выражаются в форме формальных норм и пронизаны глубоким влиянием данного социокультурного образца. Институционализированные структуры образуют основной каркас данного общества, определяя фундаментальную природу и функционирование социальной структуры и накладывая тем самым внешние ограничения на поведение ее членов, и, таким образом, являются основой, на которой данная социальная система может быть создана, поддерживаться и развиваться.

Ключевые слова: цифровизация, модернизация, концепция, образование, трансформация.

Цифровая трансформация образования" является актуальной темой современных образовательных реформ и практики, а также тенденцией будущих образовательных инноваций и изменений. Как процесс, в котором технологии выступают в качестве движущей силы инноваций и изменений в образовании, появление и практика цифровой трансформации образования имеет важные последствия для развития. В настоящее время, на фоне построения новой экологии умного общества, создания высококачественной системы образования и внешнего давления COVID-19, цифровая трансформация образования сталкивается с редкой возможностью для развития, но текущая практика цифровой трансформации образования все еще несколько отличается от ожидаемой ценностной ориентации. Поэтому необходимо разработать модель зрелости или рамки для цифровизации образования, провести общенациональную инициативу по цифровой готовности образования, провести хорошую работу по пилотированию цифровой трансформации образования на всех уровнях и во всех категориях, уделить внимание исследованиям теории образования, связанным с цифровой трансформацией образования, чтобы более проактивно встретить волну мировых изменений в образовании.

Углубленное развитие экономической глобализации привело к трансформации и изменению экономических систем и структур, а стратегические игры крупных держав усилили социальные преобразования и глубокие изменения в системе образования. С развитием и применением цифровых технологий нового поколения, таких как облачные вычисления, искусственный интеллект и блокчейн, изменения и развитие на основе цифровых технологий стали всемирной темой. в сентябре 2020 года ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи и ЮНИСЕФ совместно выпустили документ "Цифровая трансформация в образовании: подключенные школы, расширенные возможности учащихся", посвященный цифровой связи в образовании[1]. В том же году ЕС выпустил свой План действий по цифровому образованию (2021-2027), в котором на уровне ЕС определены два стратегических вопроса, требующих продвижения в будущем: "содействие развитию высокоэффективных экосистем цифрового образования" и "повышение цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации"[2]. "В августе 2021 года Министерство образования Китая утвердило Шанхай в качестве пилотной зоны для цифровой трансформации в образовании. Кроме того, чтобы соответствовать возможностям и вызовам, которые несут цифровые технологии, страны по всему миру представили ряд стратегий и планов цифрового развития для продвижения цифровой трансформации в образовании по всем направлениям. Например, были запущены национальные стратегические планы по улучшению цифрового оборудования и ресурсов для преподавания и обучения, разработаны рамки цифровой грамотности или развитие цифровой грамотности было включено в национальные учебные программы, а также запущены программы обучения и подготовки для повышения цифровой грамотности среди учителей и учащихся. Очевидно, что оцифровка является центральным вопросом в текущей реформе и развитии образования, и это неоспоримый факт, что оцифровка в образовании стала фокусом и тенденцией международной реформы образования.

Когда мы говорим об оцифровке образования, это неизбежно подразумевает инновации и изменения в системе образования под влиянием цифровых технологий. Однако, согласно закону Мура, экспоненциальная скорость цифровых технологических изменений опережает способность социальных, политических и многих экономических институтов к адаптации [3]. Это привело к появлению концепции "цифровой трансформации образования" - комплексного, систематического и всеохватывающего процесса инноваций и изменений, который не только напрямую связан с качеством подготовки наших кадров, но и оказывает глубокое влияние на развитие цифровой трансформации общества в целом и конкурентные преимущества страны. Но мы еще не нашли способа воплотить этот потенциал в реальность" [4]. В настоящее время цифровая трансформация образования все еще находится на ранней стадии развития и сталкивается с беспрецедентными возможностями и проблемами. В связи с этим большое теоретическое значение и практическую ценность имеет анализ коннотации и мотивации цифровой трансформации образования, а также изучение практической логики и возможностей развития современной цифровой трансформации образования, чтобы направить цифровую трансформацию образования в Китае.

В последние годы цифровая трансформация упоминается все чаще и чаще, но единого концептуального консенсуса не достигнуто[5]. Некоторые ученые рассматривают цифровую трансформацию как стратегию, процесс или модель[5] , при таком понимании цифровая трансформация рассматривается как процесс или модель, включающая комплексные решения для инфраструктуры, управления, поведения и культурной идентичности. Можно заметить, что, независимо от стратегий и процессов цифровой трансформации или смены парадигмы, в основе цифровой трансформации лежат технологии. В результате значение "оцифровки" как способа использования технологии в качестве транспортного средства эволюционировало с развитием цифровых технологий, пройдя через оцифровку, дигитализацию и цифровую трансформацию. Американское общество информационных технологий в высшем образовании (EDUCAUSE) определяет цифровую трансформацию как "процесс оптимизации и преобразования институциональных операций, стратегического направления и ценностного предложения посредством глубоких и скоординированных изменений в культуре, рабочей силе и технологиях" . В контексте образования цифровизация образования в широком смысле определяется как комплекс социально-образовательных преобразований, в ходе которых технологии глубоко интегрируются в систему образования, а в узком - как внедрение технологий в образовательные организации, а также инновации и трансформация продуктов, процессов или моделей на основе этих технологий. В данном исследовании цифровизация образования - это понятие узкого уровня, а цифровая трансформация образования - это трансформация, основанная на цифровом преобразовании (переход от аналоговых форматов к цифровым) и цифровой модернизации (использование цифровых технологий и информации для изменения операционных процессов организации), указывающая на систематическое развитие.

Список литературы

  1. Юдина Т. Н. Цифровизация в контексте сопряженности Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути //Философия хозяйства. – 2016. – №. 4. – С. 161-171.
  2. Захаров М. Ю., Шишкова А. В. Управление цифровой трансформацией образования как часть китайского национального проекта общества Всеобщего Единения //Вестник университета. – 2023. – Т. 1. – №. 1. – С. 199-206.
  3. Оганян К. М., Оганян К. К. Некоторые характеристики российско-китайского сотрудничества в сфере образования в условиях постглобализации и цифровизации //Историческая социология и современное социальное развитие в России и Китае. – 2022. – С. 30-44.
  4. Занина Л. В., Ли Н. Проблемы современного образования //Проблемы современного образования Учредители: Московский педагогический государственный университет. – 2022. – №. 2. – С. 156-170.
  5. Гуаньнань Ц. Самообразование и самообразовательная деятельность в Китае: история и современность //Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2020. – №. 2. – С. 88-101.

Интересная статья? Поделись ей с другими: