УДК 37

Тенденции развития педагогических технологий в сфере образования

Кубеков Булат Сальмуханович – кандидат технических наук, сотрудник Университета Туран (Республика Казахстан, Алматы).

Шотаев Амир Бауржанович – магистрант Университета Туран (Республика Казахстан, Алматы).

Аннотация: В данной статье анализируется развитие педагогических технологий за последние годы. Автор рассматривает инновации и изменения в педагогике и основные тенденции их развития. Также автор предлагает практические рекомендации для поддержания эффективности использования педагогических технологий. Одной из ключевых задач образовательной системы Казахстана является создание безопасной и привлекательной среды, в которой учащиеся могут приобрести новые знания и навыки. В данной работе автор постарается привлечь внимание к таким аспектам сферы образования, как технологическая инфраструктура и уровень привлекательности для обучения, а также к использованию современных средств обучения.

Статья предназначена для педагогов государственных и частных учебных заведений, администраторов и ответственных представителей профессиональных учебных организаций, заинтересованных в процессе разработки, реализации и применении новых педагогических технологий. Затрагиваемые в данной работе темы несут в себе практическую значимость как и в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: педагогические технологии, образовательные технологии, индивидуальное обучение, высшее образование, среднее образование, педагогика.

Введение

Представляемый доклад посвящен анализу тенденций развития педагогических технологий. На протяжении последних лет педагогические технологии претерпели большое развитие, внося изменения в современную образовательную сферу. В связи с этим возникает вопрос о направлениях дальнейшего развития и перспективах использования технологий для достижения максимального эффекта в образовании. В данной статье мы представим анализ тенденций развития педагогических технологий, отражающий направления развития и представляющий перспективы для дальнейшего использования тех технологий. Мы также рассмотрим результаты исследований, проведенных в области развития педагогических технологий, и оценим преимущества и недостатки различных подходов. Основным аспектом данной работы является анализ различных инноваций в образовательной сфере, которые могут быть применены в педагогических технологиях. Таким образом, целью данного доклада является предоставление подробного анализа современных тенденций развития педагогических технологий и оценка возможностей их применения для достижения максимального вовлечения учащихся в педагогический процесс.

 При этом мы будем стремиться к оптимальному использованию доступных технологий и применению инновационных методов педагогической деятельности. В целях достижения оптимального результата мы также будем обсуждать те проблемы и исследовать те идеи, которые могут привести к улучшению педагогических технологий. В заключение, мы предложим практические рекомендации для последующего использования педагогических технологий во всех областях образования и социальной работы.

Результаты и обсуждение

Педагогические технологии стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса, обеспечивая эффективный способ преподавания и обучения. Место и роль этих технологий в структуре педагогической деятельности можно увидеть в том, что они дают возможность учителю эффективно планировать и осуществлять учебный процесс, а также оценивать результаты учебной деятельности.

Развитие педагогических технологий в сфере образования постоянно развивается. В последнее время использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало неотъемлемой частью учебного процесса. Это особенно верно в случае дистанционного обучения, когда ИКТ используются для создания виртуальной среды обучения и облегчения общения между учителями и учениками. Кроме того, использование мультимедийных технологий, таких как интерактивные доски, мультимедийное программное обеспечение и виртуальная реальность, становится все более популярным в классе.

Влияние педагогических технологий на эффективность образовательного процесса значительно. Например, использование мультимедийных технологий может помочь улучшить качество преподавания, повысить вовлеченность учащихся и мотивировать их к обучению. Кроме того, ИКТ могут облегчить доставку учебных материалов, сделав их доступными для более широкого круга учащихся.

В целях дальнейшего повышения эффективности педагогических технологий важно проанализировать технологии, используемые в настоящее время в педагогической деятельности. Например, использование интерактивных досок и мультимедийного программного обеспечения можно улучшить, предоставив учащимся доступ к онлайн-ресурсам и образовательным приложениям. Кроме того, использование технологий виртуальной реальности может быть усовершенствовано для создания иммерсивной среды обучения.

В заключение, развитие педагогических технологий в сфере образования имеет важное значение для обеспечения эффективного преподавания и обучения. Поскольку использование современных технологий продолжает развиваться, важно продолжать оценивать влияние этих технологий на образовательный процесс, а также анализировать используемые в настоящее время технологии и предлагать пути их улучшения.

В современной педагогической дисциплине основное внимание уделяется представлению новых знаний, закреплению новых знаний и рассмотрению результатов. Предыдущие знания и жизненный опыт учащегося недостаточно учитываются в образовании. План урока предлагает завершить предыдущую тему и сосредоточиться на новой теме.

Однако недостаточно определить знания учащегося по этой новой теме, предоставить исходную информацию, специфичную для темы. Педагогическая технология показывает, что припоминание и активизация знаний учащихся в области обучения является основой приобретения новых знаний. Определение знаний и подготовки обеспечивает положительную мотивацию для активации учащихся и приобретения знаний. Его можно анимировать в виде свободной беседы, обсуждения, мозгового штурма и других форм по мере того, как вы начинаете изучать тему. Педагогические технологии используются в образовательной практике на трех уровнях:

  1. Общее педагогическое образование. Общепедагогическая (общедидактическая, общеобразовательная) технология Целостная структура образовательного процесса, общие закономерности технологии на определенном этапе системы непрерывного образования в конкретном регионе, образовательном учреждении, теоретические основы, представляет собой общие характеристики и Условия применения на практике. Следует отметить, что педагогическая технология также имеет свои особенности, так как каждый этап системы непрерывного образования предусматривает реализацию конкретных целей и задач через содержание образования. На этом уровне педагогическая технология является синонимом понятия педагогической системы. Он включает в себя цели и задачи образовательного процесса, содержание, средства и методы, объект и предмет образовательного процесса, алгоритмы деятельности.
  2. Конкретный предмет педагогической технологии на особом методологическом уровне. Совокупность содержания образования, средств обучения, методов и форм, используемых для достижения целей и задач учебного процесса.
  3. На локальном (модульном) уровне под технологией понимают решение конкретных дидактических и воспитательных задач той или иной части образовательного процесса. Он предусматривает организацию самостоятельной работы студентов, контроль их знаний, формирование личностных качеств.

Вышеупомянутые три уровня педагогической технологии дополняют и раскрывают друг друга. В Казахстане вопросы педагогической технологии изучаются в основном в сфере образования. Педагогическая технология представляет собой уровень информативности и моделирования путем изменения, актуализации статуса учащегося в образовательном процессе. Педагогическая обработка предмета, адаптация изучаемого предмета к реальным познавательным возможностям ученика. Методы повышения и оценки результатов обучения до принятых стандартов. Инструменты, мы понимаем организационные формы обучения. Педагогическая технология ограничивает сложившийся руководящий принцип управления образовательным процессом, при котором координация становится руководящим принципом взаимного согласования деятельности педагога и ученика. Когда это становится основным принципом, ученик становится равноправным субъектом образовательного процесса с педагогом, образовательный процесс осуществляется совместно педагогом и студентом.

Основная идея образовательных технологий в западных странах основана на программируемом обучении. Беррес Фредерик Скиннер, один из основоположников программируемого обучения, указывает, что учебный материал учащегося и его поведение (активность учащегося) делятся на этапы обучения, а именно: определенная часть учебного материала полностью усваивается, проверяется усвоенная часть учебного материала и изучается следующая часть. Таким образом, основным принципом педагогической технологии является тактика полного овладения содержанием информации, появившейся в оболочке теории и практики программируемого обучения.

Педагогическая технология как область знаний, связанная с человеческим сознанием, мышлением, представляет собой сложный и необъятный педагогический процесс. Его особенность в том, что он охватывает также и проблему воспитания. Именно поэтому эффективность техники зависит от решения вопроса того, насколько полно в ней проявляется человек со своей многогранностью, своей психологической и профессиональной стороной, как учитывается их дальнейшее развитие или упадок. В этом смысле техника также обладает способностью проектировать, диагностировать этапы развития личности. Это зависит от способности преподавателя работать с технологическим процессом.

Сегодня виртуальные стенды успешно используются в высших и средних специальных учебных заведениях. Так что же мы подразумеваем под виртуальным стендом? Виртуальный стенд – это практический учебный стенд или учебный практикум, помогающий студентам закрепить свои теоретические знания и выработать необходимые навыки в той или иной области с помощью компьютерных программ и технологий.

При этом важно сэкономить огромные финансовые средства, особенно в связи с приобретением современного оборудования и приборов, распространение которых во всех учебных заведениях. Простой компакт-диск с современными информационными технологиями может вместить десятки, а иногда и сотни лабораторных работ. Теперь не сложно подсчитать, во сколько раз будет стоить такой виртуальный лабораторный стенд. Кроме того, они могут быть использованы для обеспечения общего образования. Было бы еще лучше, если бы у них была компьютерная сеть, подключенная к Интернету. Отсюда видно, что чем больше виртуальных стендов, тем больше можно избежать таких трат.

Это означает, что эффективное использование виртуальных стендов в образовательном процессе не только повышает качество образования, но и экономит огромные финансовые средства и создает безопасную, экологически чистую среду. Внедрение виртуальных стендов требует единого подхода образования, промышленности и других государственных структур. Виртуальные тренировочные стенды. Особенно важно тщательно изучить перед покупкой дорогостоящего оборудования. Это позволяет сотрудникам проходить обучение на месте и не допускать групповых поездок студентов за границу.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс привнесет ряд положительных эффектов:

  • более индивидуальная поддержка с учетом образовательного процесса, конкретного уровня подготовки учащихся, их способностей, темпа изучения нового материала, интересов и склонностей;
  • усиление учебной деятельности студентов, поддержка и развитие их самосовершенствования, интереса и стремления к образованию и профессии;
  • усиление межпредметных связей в образовательном процессе, всестороннее изучение явлений бытия;
  • гибкость учебного процесса. ее постоянное и динамичное обновление за счет повышения эффективности, форм и методов организации;
  • использование проблемных и компьютерных средств обучения и виртуальных стендов во всех образовательных учреждениях;
  • cовершенствование технологической базы учебного процесса за счет внедрения современных технологий.

Заключение

Результаты исследования показали, что педагогические технологии в сфере образования продолжают развиваться и улучшаться. В связи с этим учителя и администраторы школ постоянно ищут новые способы использования технологий для достижения уровня образовательных успехов, которые необходимы для преуспевания студентов. В частности, технологии, используемые в классе, такие как автоматизированные программы и учебные платформы, часто используются для создания более привлекательного и активного образовательного окружения. Кроме того, технологии используются для продвижения индивидуального обучения, в том числе для обеспечения персонализированного обучения и обеспечения соответствия образовательным стандартам. Они также могут использоваться для обеспечения онлайн-обучения и доступа к информационным ресурсам, а также для оценки успехов учащихся и отслеживания их прогресса. В целом, применение технологий помогает сделать образовательную среду более доступной, интерактивной и эффективной.

Список литературы

  1. ICT in Teacher Education: Policy, Open Educational Resources and Partnership, St. Petersburg, Russian Federation, 2010. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000193658_rus.
  2. Независимое агентство по обеспечению качества в образовании. Тематический анализ отчетов о внешнем визите в рамках институциональной аккредитации: основные замечания и рекомендации. URL: https://iqaa.kz/o-nas/publikatsiij/tematicheskie-analizy.
  3. Об утверждении национального проекта "Качественное образование "Образованная нация". Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.
  4. Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное образование). Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2021 года No 471. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000471.
  5. Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан». Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года No 827 (утратило силу).
  6. И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 260 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-1428-3.
  7. Эрдонов, О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях / О. Л. Эрдонов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 692-694. – URL: https://moluch.ru/archive/79/14053/ (дата обращения: 02.12.2021).
  8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
  9. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования.. – СПб.: ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2003.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Народное образование, 1998. – 256 с.
  11. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – С. 5–19.У.А. Аманбаев. - Алматы : Бастау, 2012. - 431 с. - Библиогр.: с. 424-431 (138 назв.). - ISBN 978-601-7275-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: