УДК 37.013

Сказкотерапия как средство коррекции речевых и неречевых проявлений заикания у детей старшего дошкольного возраста

Васькина Елена Александровна – студент магистратуры «Теоретическая и прикладная логопедия» Московского педагогического государственного университета

Аннотация: В статье приводятся результаты экспериментального исследования заикания у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментально подтверждается, что заикание является симптомокомплексом из речевых и неречевых проявлений, физические и психологические особенности выявляются уже в дошкольном возрасте. В статье рассматриваются виды и формы включения сказкотерапевтической технологии в логопсихокоррекционный курс коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты анкетирования родителей, подтверждающие эффективность использования сказкотерапевтической технологии на каждом этапе преодоления заикания.

Ключевые слова: заикание, логопсихокоррекция, сказкотерапия, дошкольники, библиотерапия.

Заикание – одно из наиболее сложных речевых расстройств со сложной комбинированной структурой речевых и неречевых (физических, психологических) проявлений. Часто заикание возникает в детском возрасте, но без эффективной коррекционной работы сохраняется и у взрослых людей. Независимо от возраста данная патология приводит к нарушению речевого общения, чувству собственной и речевой неполноценности, снижению настроения, застенчивости, робости, появлению комплексов и страхов, моторному напряжению, неуверенности в своих силах, попыткам замаскировать свой дефект, использованию более легких для произношения звуков и слов и другое (Г.А. Волкова, Ж.М. Глозман, А.И. Захарова, В.И. Селиверстов, Е.Ю. Рау и др.) [3].

Вышеизложенные данные подтверждаются результатами нашего экспериментального исследования, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Все дошкольники занимались по психолого-педагогической методике семейной реабилитации заикающихся Е.Ю. Рау.

В ходе изучения мы обращали внимание на речевой статус: выраженность судорожных запинок в разных по степени самостоятельности видах речи, тип и локализации судорог, наличие трудных звуков, речевых уловок, особенности речевого поведения. В рамках изучения неречевых проявлений нами фиксировались физические проявления (напряженность, скованность, тремор мышц тела, вегетативные реакции, сопутствующие движения), а так же психологический статус (наличие логофобии, степень фиксированности на дефекте, отношение к речевому нарушению и другие изменения характера в связи с наличием заикания).

Были получены следующие данные:

  • По степени выраженности речевой судорожности: 20% детей страдали заиканием тяжелой степени выраженности, 40% - средней степени и 40% дошкольников набрали баллы, соответствующие легкой степени выраженности.
  • По результатам обследования физического статуса получены следующие данные: у 30% отмечалось наличие напряжения и скованности, проявляющееся в виде перетирания ладоней, напряжения плеч. У 60% – зафиксировано наличие ощущений в мышцах тела и сопутствующие движения. У 10% отмечается наличие всех физических проявлений, включая гипергидроз ладоней.
  • Анализ результатов психологического статуса показал отсутствие логофобии у детей экспериментальной группы. По степени фиксированности на дефекте и уровню тревожности: у 60% детей была выявлена умеренная степень, связанная с неприятными переживаниями в связи с заиканием. У 40% дошкольников – стеснение и обидчивость отсутствовали.

На наш взгляд, практическую значимость представляют следующие ответы дошкольников:

  • «На сцене перед всеми так страшно и стыдно, страшно и стеснительно выступать».
  • «Трудно говорить не бывает, но перед людьми не люблю».
  • «Когда много и быстро говорю, заикаюсь, стесняюсь».
  • «Когда я начинаю говорить, у меня возникают трудности в горле, не хватает воздуха. И трудно с мыслями в голове, когда хочу что-то высказать или рассказать».

По результатам исследования детей экспериментальной группы не обнаружена корреляция между степенью тяжести проявления речевой судорожности и физических и психологических проявлений, что может быть объяснено следующими факторами:

  • адаптивное поведение или непонимание факта наличия заикания, что объясняет отсутствие переживаний и волнения из-за речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • благоприятные внутрисемейные отношения, способствующие формированию адекватного отношения к заиканию у ребенка;
  • индивидуальные особенности характера заикающихся дошкольников.

Как мы отметили и подтвердили экспериментальным исследованием, заикание представляет собой целый симптомокомплекс из речевых и неречевых проявлений, что обуславливает актуальность проведения логопсихокоррекционной работы, воздействующей на все проявления заикания.

Одной из технологий, применяемой в ходе логопсихокоррекционного курса, является сказкотерапия. Данное направление арт-терапии достаточно перспективно и заслуживает внимания в силу того, что (как отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) представляет собой «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур». Об использовании библиотерапии в коррекции заикания указывали Е.Ю. Рау, В.П. Мерзлякова, Е.Н. Садовникова [1; 2].

Факторами достижения эффективности служат:

  • Механизм идентификации дошкольников.
    При восприятии сказки дошкольник отождествляет себя с героем, понимает общность проблем. Через сказочные образы и метафоры ребенку предлагаются разные возможности выхода из сложных ситуаций.
  • Прослушивая, обсуждая, придумывая и разыгрывая разнообразные сюжеты, ребенок может выражать чувства и эмоции.
  • Ребенком усваиваются нормы и ценности, дошкольники стремятся подражать положительным персонажам.
  • Терапевтическое воздействие на каждого заикающегося дошкольника индивидуально, так, сказка становится инструментом коррекции личности ребенка.

Нами составлен комплект сказок на весь логопсихокоррекционный курс преодоления заикания в соответствии с его этапами.

  1. На этапе психолого-педагогической диагностики перед нами стояла задача раскрыть и идентифицировать личностные черты ребенка с героями сказок с целью определения стратегии дальнейшей коррекции. Предложенная нами сказка позволяет выяснить страхи, личностные изменения и переживания дошкольника в связи с наличием заикания.
  2. На этапе активной мотивационной вовлеченности ребенку с помощью сказки объясняются этапы коррекционной работы, формируется мотивация на дальнейшую работу. В данной сказке используются клише, по результатам диагностики в текст встраиваются предложения таким образом, что каждый ребенок может себя идентифицировать с героем сюжета.
  3. На уровне активного формирования речевой техники важно замотивировать дошкольников на соблюдение режима молчания, чему способствует применение сказктерапевтической технологии (волшебная вода, слова, палочка и др.). На этом этапе сказочные персонажи делятся своими навыками с дошкольниками. В ходе таких видов работы, как прослушивание аудиозаписей, обсуждение сюжетов, рисование героев, использование мультипликационного метронома, театрализация сказок, создание и озвучивание мультфильмов, работа с театром теней, сочинение сказок, работа по изготовлению пластилиновых фигурок, составление сказок с одновременной работой с наклейками, изготовление героев сказок из природного материала, заикающиеся дошкольники отрабатывают правильную технику речи (учатся паузированию, соблюдению медленного темпа речи, преодолевают страх контакта в глаза и др.).
  4. На этапе автоматизации и введения в речевую коммуникацию педагоги отправляют детям видеосообщения от имени сказочных персонажей, где герои напоминают о правилах техники речи, ведут аудио- и видеозаписи игр-театрализаций с родителями, озвучивают пантомиму.

По завершению логопсихокоррекционного курса было проведено анкетирование родителей дошкольников на предмет эффективности включения сказкотерапевтической технологии в каждый этап коррекционной работы. Взрослые отмечали уменьшение нервной возбудимости, преодоление страхов, связанных с вступлением в речевую коммуникацию, а также большую мотивационную включенность дошкольников, выражавшуюся в отсроченном припоминании сказочных героев и тех речевых правил, которые были введены этим персонажем.

Подводя итог, мы отмечаем, что весь логопсихокоррекционный курс представляет собой работу, которую можно опосредовать сказками для создания мотивационной вовлеченности развития навыков речевой техники, а также для преодоления симптомокомплекса из физических и коммуникативно-психологических проблем.

Список литературы

  1. Мерзлякова, В. П., Рау, Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции: монография / В. П. Мерзлякова, Е. Ю. Рау. – М.: В. Секачев, 2011. – 139 с.
  2. Садовникова, Е. Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Садовникова Елена Николаевна. – М., 2001. – 228 с.
  3. Шевцова, Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 242 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: