УДК 792.9:37

Уличный театр и его роль в воспитании школьника

Ковальчук Марианна Андреевна – соискатель на должность преподавателя Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; художественный руководитель и режиссер театра НоС; руководитель Студии уличного театра «Карнавальный нос»; выпускница кафедры Психологии Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского.

Аннотация: В статье рассматривается феномен уличного театра и его место в ряду театральных дисциплин, раскрывается многообразие театральных жанров, направлений и назначение театральных цехов, как системы подготовки театрального представления, особенности работы в контексте именно уличного театра, перечень навыков, необходимых для создания уличного действа, а также воспитательная функция уличного творчества для аудитории школьников, имеющих в программе театральных дисциплин, уличный театр.

Ключевые слова: театр, педагогика, искусство, творчество, школа.

Зачем человеку нужен театр? Вопрос риторический, и тем не менее. Театр помогает человеку увидеть себя, собственное бытие как-бы со стороны и чуть- чуть от себя отстраниться. Так уж устроен человек, что ему сложно проживать свои чувства и эмоции в одиночку. Но открыться и выплеснуть наружу все, что копится, публично, тоже не принято- как же быть с этим? Размышлять, рефлексировать и создавать, «включить» Гений Творчества!

Театр дает возможность прожить чужую жизнь как свою и почувствовать то, что чувствует герой на сцене. Пожалуй, театр воспитывает эмпатию. Театр дает нам возможность быть ближе, понимать друг друга даже в ситуации, где мы не были, а только видим ее на сцене.

Театр воспитывает! Катарсис, возникающий у зрителя- есть работа души.

Наша жизнь полна неразрешимых проблем, сложных, неоднозначных ситуаций, двояких смыслов, поисков истины. Пожалуй, именно театр, с его многообразием жанров и приемов, способен дать человеку новое дыхание. Театр решает экзистенциальные, часто неразрешимые проблемы- это его суть и призвание. Решение неразрешимого надо с чего-то начинать…Первым шагом на этом пути будет Творчество. Давайте поговорим о театре, как о синтезе искусств и пространстве для творчества.

Творчество в театре может иметь разнообразные платформы – актерское мастерство и режиссура, искусство костюма и сценографии, звуковое оформление и музыкальная композиция, свет, визуальные эффекты, декорация и бутафория, изготовление и работа с куклой, маска и грим, мелодекламация, творчество поэтов и бардов- зонги, сценарное искусство - все это, вплоть до поиска адресата, зрителя - у каждого театрального жанра есть свой ценитель - является полем для реализации творческого потенциала. Каждый может найти себя в таком глубоком и разнообразном виде искусства. Театр воспитывает, формирует личность, театр помогает реализоваться независимо от физических природных данных и толщины кошелька. Театр дает возможность, сопереживая, проживать жизнь героев всем, стоящим «по обе стороны кулис»- артистам и зрителям. Театр живет не одну тысячу лет и имеет глубокие корни, он воспитал наших предков, театр привносит чувство внутренней культуры и никого не оставляет равнодушным во все времена. В наш стремительный век театр все чаще сам приходит к людям, потому, что люди не всегда успевают на встречу с ним, поглощенные круговоротом событий и забот.

«Уличный театр» - новое для российской педагогики, интересное направление. Спектакли уличного театра происходят на открытом пространстве — улице, площади, в парке, как правило, без оборудования сцены [8]. Нечеткое разделение на артистов и зрителей доходит до того, что зрители часто вовлекаются в действие и участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но и непосредственно, внося те или иные коррективы в сам сюжет, его развитие и окраску. Таким образом, становится немаловажен момент импровизации [9].

Виды уличного театра многообразны и синтетичны, что, в свою очередь, приводит к невозможности их строгой классификации. Уличный театр рождает и близкие ему направления: хепенинг, флэш-моб, перформанс, инклюзивный театр, театр для людей с ограниченными возможностями, иммерсивный театр и другие особые виды театра, новые, интересные и доступные тому, кто хочет быть их непосредственным участником [1].

Некоторые особенности актерского существования в уличном театре обусловлены открытым пространством, здесь необходима особая стилистика игры - не только импровизаторские способности, но и особые навыки во всем арсенале профессиональных актерских средств выражения: жест и пластика, манера ношения театрального костюма, специфический грим или его отсутствие, работа в маске, умение жонглировать и делать трюки, удивляя публику, уверенно держать образ и понимать зрителя, чувствовать его настроение с полу взгляда, работа крупной формы и работа с крупными фактурами: уличный театр- часто- визуальный театр.

Ввиду отсутствия сцены, и, конечно, ввиду отсутствия искусственного освещения, для уличного действа необходимо привлекать внимание зрителя другими средствами, отличными от используемых в классическом театре. Необходимо вызвать интерес зрителя и удерживать его на протяжении всего представления, ведь он может легко отвлечься на неизбежное постороннее. Требуется большая энергетическая и эмоциональная концентрация [10].

Ни один навык не остается незамеченным, нужно все: пластика, пантомима, искусство жеста и позировки, искусство клоунады, ритмика и танец, работа над образом и многое другое [6]. Все это дает артисту возможность совершенствовать свое тело и развивать фантазию, формировать изобретательность, самостоятельность, творческую активность и максимально социализировать себя, не разрушая собственных границ личности [4].

В уличном театре так же, как и в классическом, много «цехов». Каждый найдет себе достойное место, даже если не выберет себе актерскую профессию. Можно стать костюмером, бутафором, технологом, звукорежиссером, монтировщиком, сценографом, даже директором и продюсером театра!

Так же в уличном театре используется новаторское направление «site specific» (сайт-специфический театр- творческий метод), как путь к созданию спектакля через осмысления места его проведения, и, в то же время, как изобретение гибкой формы постановки, которая даст возможность играть его в разных пространствах, каждый раз легко изменяя постановку в рамках нового места ее исполнения, не только “подгоняя под место”, но и извлекая из новых обстоятельств новые формы и смыслы. Такая сценография предполагает универсальные для любого места декорации, яркий и понятный художественный язык [1].

В традиционном русском уличном театре- выступлении скоморохов на площадях, ярмарках и в балаганах- все эти особенности площадной актерской игры были соблюдены. Скоморохи, как аналог западных артистов комедии дель арте и фарсов, обладали качествами высококлассных уличных лицедеев. Русская культура имела множество печальных страниц- я говорю о гонениях на исконный русский площадной театр. Уничтожение скоморошества на Руси было неоднократным и все равно площадной театр выжил! Таким образом, привлекая внимание к уличному театру, возрождая его, мы формируем интерес к истории страны, культурному наследию русского народа, фольклору [3]. Прикосновение к народному театру дает понимание жизни наших предков. Долгий период обесценивания всего русского привел к излишнему поклонению зарубежному, такая же ситуация произошла и в искусстве, театре. Раскрытие истинной ценности русского искусства должно сформировать у подрастающего поколения не только национальную самоидентификацию, но и пробудить гражданское сознание- то, что понимаешь и любишь, легко защищать и поддерживать. [2].

Неоспоримо и то, что история России - это история взаимодействия разных народов, живущих в мире и согласии, людей разных национальностей, считающих себя россиянами, живущих сообща. В уличном театре до сих пор сохранились яркие национальные спектакли и театрализованные действа, такие как Сабантуй, Ханука, Шабат, Навруз, Энарне-Ма, Ысыах, Ураза-байрам и другие. Всегда интересно прикоснуться к культуре народа, живущего бок-о-бок с тобой, поучаствовать в ее необычном, для нас, действе. Так возникает понимание друг друга и дружба народов крепнет. Сейчас мы наблюдаем возрождение этих праздников в новой, не ортодоксальной, часто новаторской форме и все это благодаря новым театральным направлениям, в том числе и популярному ныне, уличному театральному движению.

В театре очень важна преемственность поколений и передать молодежи театральное искусство может только профессионал. Во многом это решает проблему «отцов и детей». Когда люди разных возрастов, поколений, общаются на профессиональной платформе, делятся опытом и обмениваются информацией- они чувствуют себя ближе и лучше понимают проблемы друг друга. Это очень актуально в современном мире, когда молодые люди перестают чувствовать ценность людей старшего поколения из-за их некомпетентности в «трендах», «блогах», других популярных и модных тенденциях. А те, кто старше, отвергают все современное, считая это поверхностным и вредным. Чем больше поводов для общения поколений в искусстве и творчестве, тем ближе дети и родители.

Ну и конечно не будем забывать об арт-терапевтическом значении театра, любительский театр является одним из самостоятельных направлений в арт- психологии и арт- методом, как таковым. Многие неоклассические направления арт- психологии (расстановки, сказка-терапия, психодрама и т.д.) используют театральные методики, актерские тренинги и техники, режиссерский подход. Уличный театр- искусство наименее пафосное и очень честное, в такой среде единомышленников легко найти себе друзей, увидеть родственную душу, это помогает реализовать потребность в общении. Важно, что театр- это коллективное творчество. Оно предполагает умение договариваться и способность понимать того, кто стоит по «другую сторону рампы», зрителя. А развитие способностей коммуникации является важной вехой развития личности. Коме того, театральное дело может стать и дополнительной профессией, что дает большую уверенность молодого человека в завтрашнем дне. Занятия по актерскому мастерству раскрепощают и дают возможность детям и подросткам проще сходиться с людьми в новом коллективе, проявлять фантазию и искать инновационные подходы в любой деятельности.

Объединение школьников посредством творчества, в данном случае, его театрального направления со специализацией Уличный театр, воспитывает, в первую очередь, гуманистические ценности личности, что является актуальной тенденцией сейчас. Та активная молодежь, что вырастит из школьного театра- способная дружить, думать, общаться, слышать друг друга, ставить интересы общественного выше собственных, творить вместе- это активные граждане своей страны, счастливые люди, которые способны преображать окружающий мир, делать его лучше.

Иногда уличный театр причисляют к направлению с парадоксальным названием «театр из ничего». “Театр из ничего” или «театр в публичном пространстве» использует все наработки и приемы уличного театра. Отличие же его только в том, что он может иметь ЛЮБУЮ площадку. Используются приёмы уличного театра - система жанров клоунады, пантомимы, искусства жеста, визуального театра- для показа в любом помещении, с «любыми задачами», то есть для любой аудитории. [7].

“Театр из ничего”- уличный театр и театр, реализующий свои постановки в публичном пространстве (место, где есть зритель) дает массу преимуществ именно в школьной среде. Во-первых, для выступления не нужна специально оборудованная сцена. Во-вторых, в таком театре господствуют крупные формы, импровизация и наитие, альтернативные средства выразительности. Третье - уличный театр и, так называемый, “театр в публичном пространстве”, имеет самый широкий круг поклонников всех возрастов «по обе стороны сцены» - зрители и артисты часто перемешаны, много открытого взаимодействия, интерактивного действия, нет так называемой, “четвертой стены”, четко разделяющей зрителей и артистов. Здесь же присутствует и «иммерсивность» - активная роль зрителей в постановке, где зритель может брать на себя роль и всерьез играть в спектакле.

Наконец, направление народного театра, скоморошества, мотивов народной драмы, театра исторической реконструкции, народной игры, ритуала и театрализованного народного праздника, которое включено в программу, дает возможность педагогам и юным артистам поддерживать историческое традиционное направление театра. Это важно, как для возрождения русской традиционной культуры и формирования гражданского сознания, так и для укрепления дружбы народов. Понимание и принятие других национальных традиций способствует миру и согласию во всем мире.

Заключение

В педагогике уличный театр и пластическое искусство очень ценны [5]. Они дают простые и важные инструменты в работе с детьми, предлагают понятные модули работы для педагогов. Владея знаниями в области уличного театра и пластического искусства, педагог может легко и быстро организовать карнавал, поставить миниатюру, работать в синтетическом жанре, используя все, что под рукой, сделать «театр из ничего». Уличный театр для многих детей будет шагом и в профессиональную область.

Примером тому могут быть Студия театра и кино «Лица» из Санкт-Петербурга и Детская ТВ-театр студия «ВанГоги» из Чувашии. Воспитанники этих студий более пяти лет регулярно занимаются по программе, содержащей в себе методики уличного театра наряду с другими театральными дисциплинами и регулярно участвуют в уличных фестивалях, таких, как «Смешной фестиваль», ежегодно организовывающийся муниципальным театром «Мимигранты» и Фестиваль уличного искусства «Улитка», организованный с 2017-2019г., творческой группой уличных театров «НоС» и «СоЛу».

В 2023 году дети выступали с клоунскими миниатюрами на уличном празднике «Смешного фестиваля», посвященном Дню Смеха, уже как самостоятельные профессиональные творческие объединения.

Список литературы

  1. Т.Гомперц «Непонятное искусство от Моне до Бенкси», изд. «Синдбад» М.2016. – с. 412.
  2. А.В. Грунтовский «Русский театр», изд. «Русский остров» СПб 2012. – с. 259.
  3. Народный театр М., изд. «Советская Россия» 1991. – c.417-493.
  4. Искусство режиссуры ХХвек., изд. «Артист. Режиссер. Театр» М. 2008. – с.539.
  5. М.Амфилохиева «Школьный театр», СПб 2021. – с. 3.
  6. М.Коган «Искусство клоунады», изд. «Искусство» М. 1969. – с. 34-41.
  7. Е.В.Маркова «Уроки пантомимы: Учебное пособие». М., 2012. – с. 80.
  8. «Художники русского театра» Дж.Э.Боулт, М. Искусство 1990. – с. 15-18.
  9. Караван мира. Страницы истории уличного театра в России. СПб изд. Международный культурный форум 2017. – с.3-20.
  10. «Жонглеры. История в лицах». СПб, изд. Международный культурный форум 2016, Академия дураков 2016. – с. 2-5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: