УДК 78

Формирование музыкальной культуры в Древнем Китае

Су Юбо – бакалавр Циндаоского университета (Китай).

Аннотация: Формирование древнекитайской музыкальной культуры неразрывно связано с окружающей средой, в которой жили люди, уникальным географическим положением Китая и формированием этнических групп. Особая природная среда Древнего Китая, социальная среда, географическое положение и формирование многочисленных этнических групп вместе создали уникальную и богатую древнекитайскую музыкальную культуру.

Ключевые слова: Древний Китай, музыка, культура.

Музыка – это особый вид общественной идеологии и особая форма духовного производства, духовный продукт, созданный человеком в его длительной производственной и практической деятельности. Люди и окружающая их среда неразделимы, и их практическая деятельность находится под влиянием и обусловлена факторами окружающей среды. [1]

Будучи основой выживания и развития человека, природная среда неотделима от его производственной деятельности. В первобытных обществах сила человека была слабой, а уровень труда – крайне низким, поэтому люди могли лишь пассивно приспосабливаться к природной среде. Чтобы выжить, люди стремились изменить природную среду, молясь ей с помощью колдовских ритуалов, что привело к появлению музыки и танцев в древние времена. Например, музыка и танцы клана Гаутиан, такие как "Да Ди Гонг", "И Ди Де" и "Зу Зу Зу Зу Зверь", восхваляют щедрость небес, восхваляют заботу о земле и молят небеса дать больше птиц и животных, чтобы люди могли жить стабильной и счастливой жизнью, выражая желание людей клана Гаутиан получить хороший урожай в животноводстве и земледелии и даже хорошее желание для природной среды. Музыка и танцы племени Иджен, "фестиваль Лакс", – это ежегодный ритуал людей племени Иджен для хорошего урожая в декабре, отражающий почитание и борьбу древнего народа с природной средой. Музыка и танцы первобытных племен формировались под влиянием природной среды того времени, поэтому формирование древней китайской музыкальной культуры тесно связано с природной средой, в которой жили люди. [2]

Музыка как вид искусства не может быть отделена от влияния и ограничений социальной среды, которая является условием выживания и деятельности музыкальных форм. Человек создает музыку в процессе общественного труда. В процессе человеческого труда лозунги и крики, используемые для объединения ритмов труда, сформировали зачатки первобытной музыки; зачатки первобытных музыкальных инструментов были сформированы ударами людей по деревянным брускам, камням и другим инструментам в сценах празднования и разделения радости урожая.

Социальные институты, экономическое развитие и другие социальные обстоятельства также были неотделимы от формирования музыкальной культуры. В рабовладельческом обществе правящий класс присвоил себе музыку и использовал ее для укрепления своего господства. Им требовалось некоторое количество рабов для сбора и обработки музыки прошлого и того времени, и музыка становилась инструментом для наслаждения правящего класса. Рабы создавали музыку и использовали ее для отражения реальности и выражения своих ожиданий, но они находились под контролем рабовладельческого класса и создавали музыку, которая была скорее потворством правителям. Большинство музыкальных произведений, созданных в этот период, прославляли правителей, например, шесть поколений музыки и танцев, созданных во времена династии Чжоу, которые использовались для ритуалов и крупных событий и прославляли верховных правителей всех периодов, включая Желтого императора, Яо, Шуня и Юя. Династия Чжоу также установила иерархическую систему ритуала и музыки, используя идею и систему подчинения музыки ритуалу для укрепления власти и поддержания социального порядка. Династия Тан была периодом политической стабильности, открытой политики, экономического процветания и расцвета музыки и искусства, представленного, в частности, музыкой песен и танцев. Открытая политика привела к поглощению и слиянию большого количества музыкальных культур из других мест, а также к созданию ряда специализированных музыкальных учреждений, таких как Жемчужные сады, Учебная студия, Большой музыкальный кабинет и Кабинет барабанов и танцев, из которых вышло множество талантливых музыкантов. Процветание музыки в эпоху династии Тан было неотделимо от благополучной и открытой социальной среды того времени. [3]

Во-вторых, формирование музыкальной культуры и географическое положение неразделимы Уникальное географическое положение Китая породило уникальную музыкальную культуру в древнем Китае. В отличие от трех древних цивилизаций – Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Вавилона, которые все были расположены в тропиках, в основном на около 30 градусов северной широты, они были богаты продуктами и изобиловали водой. Китай, с другой стороны, находился в основном в умеренном и теплом умеренном поясах северного полушария, с подходящим климатом, но без достаточного количества пищевых ресурсов, для создания которых требовался тяжелый труд народа. В результате китайская музыкальная культура возникла не в результате большого количества свободного времени, а часто была связана с производством и жизнью наших предков.

По сравнению с другими древними цивилизациями, древнекитайская музыкальная культура была изолированной, что неотделимо от географического положения Китая. С бескрайним океаном на востоке и пустынями и плоскогорьями на западе, такое географическое положение перекрывало Китаю доступ как на Восток, так и на Запад, в результате чего китайская культура была замкнутой и шла по пути независимого развития, что также привело к относительно закрытой и изолированной форме китайской музыкальной культуры, которая всегда сохраняла и развивала свои собственные традиции[5]. Мало того, обширная территория Китая сделала его менее восприимчивым к вторжению иностранцев с более низкими периферийными культурами, и многие иностранные музыкальные культуры были быстро поглощены или ассимилированы китайской музыкальной культурой после их прибытия в Китай. Это показывает, что формирование древней китайской музыкальной культуры было неотделимо от ее географического положения.

Формирование музыкальной культуры тесно связано с формированием этнических групп. Формирование древнекитайской музыкальной культуры было тесно связано с формированием нации. Культура – это этническая вещь, а древнекитайская музыкальная культура – это этническая музыкальная культура. Из-за географических различий и разного образа жизни разных этнических групп сформировались разные музыкальные культуры. Люди, населявшие землю Китая, в течение длительного периода расовой преемственности сформировали два типа способов производства и две основные этнические группы. Это китайский народ, который занимается земледелием на Центральной равнине и к югу от Центральной равнины, и этнические меньшинства, которые живут на севере и северо-западе Китая в основном как кочевники. Музыкальные культуры, возникшие на основе этих двух народов, обязательно отличались друг от друга. В древней истории, помимо ханьцев, существовали также "восточные варвары", "южные варвары", "северные ди" и другие этнические группы. Музыкальные коннотации древнекитайской музыки постоянно обогащались и обогащались за счет интеграции музыки различных этнических групп.

Музыкальная культура династии Тан может быть названа репрезентативной для древнекитайской музыкальной культуры. Дагерротипы династии Тан демонстрируют впитывание иностранных культур и слияние музыкальных культур различных этнических групп и являются великолепными и блестящими художественными шедеврами в древней китайской истории. Политика открытости привела к большому поглощению и слиянию музыкальных и культурных элементов экзотических групп меньшинств, а также к поглощению многих полезных для них иностранных культурных элементов, что значительно продвинуло вперед искусство песни и танца. Большое смешение культур различных этнических групп, смешение культур разных регионов, взаимопроникновение и свободное столкновение музыкальной культуры двора с народной музыкой, смешение музыкальной сущности предыдущих династий с новой музыкой того времени делают ее типичной для музыкальной культуры древнего Китая. Именно различные музыкальные культуры различных этнических групп древнего Китая создали великолепную и красочную древнюю музыкальную культуру, которая является художественной кристаллизацией общего слияния музыкальных культур различных этнических групп.

В заключение следует отметить, что формирование древней китайской музыкальной культуры тесно связано с условиями, в которых жили люди, с уникальным географическим положением Китая, а также с формированием различных этнических групп.

Список литературы

  1. Чжоу Я., Климов В. И., Кириченко Т. Д. Организация музыкального образования в Доциньский период: теоретический аспект //Perspectives of Science & Education. – 2022. – Т. 60. – №. 6.
  2. Вэй Л. Л. Роль музыки в этническом танце Китая //Гуманитарное пространство. – 2021. – Т. 10. – №. 3. – С. 281-289.
  3. Надолинская Т. В. Музыкальное воспитание и образование в Древнем Китае //Музыкальное образование: история и современность. – 2020. – С. 3-7.
  4. Чжао М. Язычковые инструменты древнего Китая в контексте развития баянного и аккордеонного искусства КНР //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2019. – №. 4 (54). – С. 74-79.
  5. Ли А. К вопросу об истории народной музыки Китая //Народное творчество национальных культур на современном этапе развития музыкальной педагогики. Традиции и новаторство. – 2020. – С. 139-144.

Интересная статья? Поделись ей с другими: