УДК 62

Проблемы и перспективы

систем оповещения и информирования населения

Емельяненко Александр Юрьевич – слушатель магистратуры института руководящих кадров Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Иванников Андрей Павлович – кандидат технических наук, старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с доведением сигналов и оповещением населения посредством применяемых в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации систем оповещения, а именно региональной автоматизированной системы централизованного оповещения. Автором предлагаются пути решения возникающих проблемных вопросов, связанных с оповещением, путем дальнейшего инновационного развития уже действующих систем оповещения, рассмотрев возможность их сопряжения с иными системами оповещения и информирования. Так, в данной статье, речь пойдет о комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: оповещение, информирование, система, сопряжение.

В настоящее время во всех регионах Российской Федерации доведение сигналов и оповещение населения осуществляются посредством систем оповещения населения.

«Согласно «Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 578/365» системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

  • на региональном уровне – региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО);
  • на муниципальном уровне – муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (МАСЦО);
  • на объектовом уровне – локальная система оповещения (ЛСО).

Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности» [1, с. 4].

Согласно требованиям, предъявляемым к оценке готовности системы оповещения, утвержденных и действующих на данный момент, «не менее 75% населения субъекта Российской Федерации должно проживать или осуществлять свою хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) региональной системы оповещения» [1, с. 42]. Следует отметить, что во многих регионах данный показатель в настоящее время ниже требуемых значений. Работа по расширению зоны охвата населения продолжается.

Эффективность применения систем оповещения не вызывает сомнений и не раз доказывала свою результативность как при оповещении населения в экстренном порядке при чрезвычайных ситуациях, так и при необходимости доведения важной информации, например в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией Covid-19. Успешно применяется система и в современных реалиях – в условиях проведения специальной военной операции.

В то же время действующие системы оповещения (РАСЦО, МАСЦО, ЛСО) в большинстве регионов были внедрены еще в 90-е годы прошлого века и конструктивно состоят из комплекта командного пункта управления, усилительно-коммутационного блока, устройства запуска сирен по радиоканалу, блока базовой радиостанции (типа СГС-22-М), а также самих электросирен (типа С-40) и акустических систем (уличных рупорных громкоговорителей типа) (см. рисунок 1).

1

Рисунок 1. Типовая схема РАСЦО.

Стоит отметить, что применяемые в РАСЦО технологии, да и само используемое оборудование, являются далеко не новыми и совсем не передовыми в плане инновационных и современных разработок.

Ежегодно проводимые комплексные проверки системы оповещения, а также результаты ее практического применения в субъектах Российской Федерации в последние годы выявляли ряд существенных недостатков, которые в силу конструктивных особенностей системы, а также применяемого оборудования, невозможно в полной мере исключить. Принцип работы и целевое назначение РАСЦО ориентированы, в первую очередь, на уличное оповещение населения, что в современных условиях, учитывая и без того далеко не 100% охват населения, создают реальные угрозы наступления деструктивных событий, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой значительный материальный ущерб, а также человеческие жертвы. К чему могут привести недостатки системы оповещения, а также несвоевременное доведение информации до населения наглядно показали события 2012 года в Крымском районе Краснодарского края, где «в результате наводнения пострадало более 34 тысяч человек, 171 человек погиб» [2].

Попробуем более детально рассмотреть основные типовые недостатки, выявляемые в работе систем оповещения:

  1. РАСЦО не обеспечивает 100% охват населения. В каждом регионе остаются десятки, а иногда и сотни населенных пунктов, в которых не установлено ни одной точки оповещения. Как, правило, такими оказываются малочисленные населенные пункты, где нерентабельна установка оконечных устройств оповещения, а также удаленные населенные пункты с отсутствием устойчивых каналов связи. И даже, если субъектом будут достигнуты нормативные показатели по охвату населения (не менее 75%), то таковые населенные пункты никуда не исчезнут, а проживающее в них население все равно будет оставаться в зоне риска.
  2. Сигналы централизованного оповещения можно пропустить просто-напросто, не услышав звуки сирены и громкоговорителей, находясь в помещениях (торговые центры, кинотеатры, предприятия, офисные здания, объекты социальной и культурной инфраструктуры и прочие), а также в жилых домах и квартирах при закрытых окнах с хорошей звукоизоляцией. Современные звукоизоляционные и шумопоглощающие материалы, применяемые повсеместно при отделочных работах эффективно справляются со своими задачами и не позволяют уличным звукам проникать внутрь помещений, в т.ч. это касается и звуков оповещения.
  3. Кроме того, в жилых городских районах с плотной высотной застройкой очень часто можно наблюдать такие явления как отражение звуковой волны, эхо, а если расстояние от устройства оповещения до объектов застройки менее 17 метров, то и реверберацию, что делает доводимую до населения речевую информацию неразборчивой и практически не воспринимаемой.
  4. Немаловажными остаются и технические аспекты, такие как банальная неисправность оборудования и оконечных устройств оповещения. Основных причин, как правило, несколько – категория электроснабжения и состояние электропроводки зданий, на которых смонтированы технические средства, а также воздействие внешних природных факторов. В подавляющем большинстве здания, на которых монтируются технические средства оповещения это старые здания с устаревшей электропроводкой, для которой характерны нестабильная работа с частыми перепадами и скачками напряжения внутри сети. Проблема электроснабжения, по статистике, является наиболее частой причиной выхода оборудования из строя и его замены раньше наступления предельных сроков эксплуатации. Другой причиной является воздействие факторов агрессивной окружающей среды. Ведь все оконечные технические средства оповещения (сирены, громкоговорители) располагаются на открытых площадках. Нередки случаи выхода оборудования из строя вследствие воздействия ударов молний, заливания дождевой и талой водой, снега, ветровой нагрузки, грязи и пыли.
  5. Существенным фактором является также и развитие общества с его новыми потребностями, отношением и подходом к самим угрозам. Так, в крупных городах (особенно мегаполисах) существует множество угроз, при которых требуется информирование граждан о происшествиях не связанных с непосредственной угрозой их жизни и здоровья (неблагоприятные метеорологические явления, введения различных ограничительных мероприятий в регионе, информация о затруднениях или перекрытиях дорожного движения, работы на коммуникациях жилищно-коммунального хозяйства). Зачастую возникает необходимость проинформировать жителей только одного района, части микрорайона, группы домов, а иногда и вовсе одного дома. В данных ситуациях затруднительно применение РАСЦО, необходим избирательный подход.

Все вышеперечисленные факторы и аспекты создают реальные предпосылки для дальнейшего совершенствования и развития действующих систем оповещения, ставя перед ними новые цели и задачи. И эффективное решение, на самом деле, существует - это сопряжение с иными системами, в первую очередь системами информирования населения. Успешный опыт подобной работы имеется во многих регионах. Так, в свое время, было успешно реализовано сопряжение РАСЦО с комплексной системой экстренного оповещения населения (КСЭОН), общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения (ОКСИОН), рядом других локальных систем оповещения.

Решить проблемы оповещения населения внутри зданий, объектов и жилых домов, а также избирательного подхода к информированию и оповещению населения также возможно, реализовав сопряжение с комплексной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности (КСОБЖ). Типовая схема КСОБЖ представлена ниже (см. рисунок 2).

2

Рисунок 2. Типовая схема КСОБЖ.

Необходимо отметить, что КСОБЖ не является исключительно системой оповещения и информирования. Система является комплексной и организационно состоит из следующих подсистем:

  1. Подсистема оповещения посредством домофонов. Население оповещается посредством домофонов, установленных в подъездах домов (речевое сообщение передается при каждом открытии двери подъезда), а также квартирах (оповещение происходит одновременно во всех квартирах, либо выборочно без необходимости снятия трубки домофона).
  2. Подсистема оповещения посредством лифтов. Речевое сообщение передается при нажатии жильцами кнопки нужного этажа во время движения лифта.
  3. Подсистема вызова экстренных оперативных служб посредством домофонов.

Подсистема предусматривает возможность вызова экстренных оперативных служб с панели подъезда (специальная кнопка «112») либо из своей квартиры (нажав и удерживая кнопку открытия двери). При этом в единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) муниципального образования имеется возможность определить в автоматическом режиме, из какого подъезда (квартиры) осуществлен вызов.

  1. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга параметров окружающей среды. Информация о параметрах окружающей среды передается в ЕДДС муниципального образования. Подсистема позволяет круглосуточно в режиме реального времени осуществлять мониторинг погодной обстановки и прогнозировать развитие опасных процессов для принятия соответствующих управленческих решений и проведения своевременного оповещения населения.
  2. Подсистема видеонаблюдения. Подсистема включает в себя сеть уличных видеокамер с организацией записи и хранения видеоинформации. Видеоинформация доступна для служб жизнеобеспечения и правоохранительного сегмента круглосуточно в режиме реального времени, что позволяет в кратчайшее время оценить обстановку на месте происшествия, взять ситуацию под контроль.

КСОБЖ базируется на уже существующих и создаваемых при строительстве новых жилых домов волоконно-оптических сетях передачи данных, в которых заинтересованы организации, предоставляющие услуги по доступу к сети интернет и ip-телефонии. В связи с чем, данная работа может быть организована за счет средств организаций – застройщиков. Внедрение данной системы также не влечет затрат для регионального или муниципальных бюджетов. Затраты застройщиков находятся на уровне погрешности (0,1-0,3% за м2).

Реализация сопряжения на техническом уровне РАСЦО и КСОБЖ, безусловно, в полной мере, не решит все перечисленные выше проблемы. Тем не менее, позволит максимально приблизить возможность доведения информации до каждого городского жителя, увеличив процент охвата населения за счет оповещения внутри зданий, и с минимальными затратами обеспечить выполнение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по оповещению и информированию населения, обеспечению его безопасности. Подобный опыт может стать уникальным решением на территории Российской Федерации по развитию инновационных систем оповещения и информирования населения.

Список литературы

  1. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 регистрационный № 60567).
  2. Вспоминаем о наводнении в Крымском районе [Электронный ресурс] // МЧС России. Главное управление по Краснодарскому краю. URL: https://23.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4201491 (дата обращения: 26.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: