УДК 791.43/.45:82.31

Образы безумцев в сериале Б. Фуллера «Ганнибал»

Катошина Ильина Игоревна – магистрант Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Аннотация: В статье рассматриваются образы героев-безумцев в сериале Б. Фуллера «Ганнибал». Подробно реконструируется образ главного героя фильма Ганнибала Лектера, выявляются различные качества героя и черты готического злодея путем анализа взаимоотношений главных героев. Также рассматривается образ агента Уилла Грэма, у которого имеется психическое расстройство, подкрепляемое воздействием на его сознание Ганнибала Лектера. Установлено, что несмотря на довольно противоречивый образ, персонаж Ганнибала Лектера стал одним из самых популярных злодеев, прочно закрепившись в общекультурных представлениях.

Ключевые слова: образ безумца, Ганнибал Лектер, Уилл Грэм, готический злодей, общий разум.

Ганнибал Лектер – персонаж четырёх романов Томаса Харриса: «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение». Также, помимо книг, персонаж Томаса Харриса фигурирует в нескольких фильмах и сериалах: «Охотник на людей» (1986), «Молчание ягнят» (1991), «Ганнибал» (2001), «Красный дракон» (2002), «Ганнибал: Восхождение» (2007), «Ганнибал» (2013-2015) [5].

Обычно антигерои либо олицетворяют весь ужас мира и остаются пугающими до самого конца, либо оказываются героями и встают на путь исправления, однако Ганнибал занимает практически уникальное положение. С одной стороны, он вызывает симпатию и расположение превосходным интеллектом и обширными знаниями в различных областях и высоким культурным вкусом, с другой стороны, он совершает отвратительные преступления, такие, как каннибализм и убийства. Образ Ганнибала Лектера прочно закрепился в культуре, стал иконой элегантного, разумного зла.

В образе Ганнибала Лектера сосредоточены различные черты злодеев готического романа. Такие элементы готической эстетики, как ужас, страх, сверхъестественное, создаются не только манерой киноповествования и игрой актера, но и обстановкой, в которой он живет, а также визуальным и звуковым сопровождением.

Следует обратиться к типологии готических злодеев, которую выделяет Ю. В. Локшина, исходя из цели их злодеяний (преступлений): стремление к власти и богатству (Монтони в «Удольфских тайнах»), стремление к обладанию возлюбленной любой ценой (Манфред в «Замке Отранто») и стремление к тайному знанию (Франкенштейн). Иногда один герой может преследовать две цели [3, С. 100].

У Лектера нет предыстории, повествующей о его прежней жизни, он окружен ореолом таинственности, как и готический злодей.

Ганнибал, также, как и Монтони Анны Радклиф, жаждет власти над людьми, принимает на себя ряд ролей, вызывая или обостряя страх своих потенциальных жертв. По словам Уилла Грэма, «Ганнибал чувствует власть, убивая людей».

Лектер является искусным манипулятором: он воздействует на подсознание Уилла Грэма, постоянно напоминая о совершённом убийстве, ему нравится, как меняется мышление Уилла. Ганнибал налаживает отношения с пациентами, склонными к насилию, чтобы посмотреть, до чего они могут дойти в своём «безумии», он уверен в том, что ведёт людей от диссонанса к гармонии, раскрывает их истинную сущность, не вынуждает людей убивать, а убеждает. Его привлекает медицина и психиатрия из-за власти над людьми, каннибализм также является проявлением силы.

 Но в отличие от подобных готических злодеев, Ганнибал рассматривает свои преступления как что-то новое и оригинальное, для него это произведения искусства, своего рода тщательно спланированное представление, наделённое особой грациозностью и элегантностью.

Для образа Лектера характерны демонические черты, на которые он указывает сам: Ганнибал говорит, что Богу нравится, когда люди умирают, и даже сам в моменты убийств думает о Боге, что отсылает нас к сатанинской сущности, дьяволу. Лектер имеет достаточно чувствительное обоняние, о чём в фильме говорится не раз, его глаза порой кажутся абсолютно лишёнными жизни, не выражающими эмоций, а ужасающая полуулыбка, характерная для Лектера при разговоре с пациентами, даёт нам понимание истинного замысла его манипуляций. Уиллу Грэму иногда кажется, что перед ним сам дьявол.

В сериале используются мрачные цветовые палитры, в основном во всех эпизодах присутствует тень, света очень мало, благодаря чему персонаж Лектера часто представал в «двуличном» свете из-за теней, падающих на его лицо. Также с целью создания образа загадочности и опасности, была использована символическая визуальная техника смешения лица Лектера с изображением Люцифера, проецируемого позади него. Лектер, подобно Люциферу, носит дорогие костюмы и окружает себя роскошью, демонстрируя свою власть и социальный статус.

Лектеровский образ Бога – это не всепрощающий, помогающий Бог, это необузданная сущность с неограниченной властью. Лектер отмечает, что добро и зло к Богу не имеют никакого отношения, что Бог обожает наблюдать за смертью. Ганнибал считает, что он создан по божественному подобию и может совершать убийства, так как это должно быть приятно Богу. Однако Лектер не использует Бога в качестве оправдания своих действий, он просто получает удовольствие от преступлений и власти, от брошенного этическим нормам Уилла Грэма вызова.

По мнению П. А. Горохова, «двадцатый век постепенно разрушил образ дьявола, как хвостатого и рогатого чудовища. Дьявол, согласно концепции Фрейда, есть гигантский сложный ид, наше общее подсознание. <…> Место вампира или оборотня занял маньяк-убийца или кровожадный тиран-диктатор. Нет ни ведьм, ни инкубов, ни гоблинов, а только избиение детей, кровосмешение и насилие над окружающей средой» [1].

Подобно архетипическому вампиру – Дракуле, Лектер гипнотизирует своих жертв и превращает их в монстров, подобных ему самому, вызывая смерть этических норм своих жертв и воскрешает их с набором новых качеств и ценностей. Самое главное для Лектера – найти подходящую жертву, обладающую высокой чувствительностью и способностью к чистой эмпатии, в сознание которой он может проникнуть и трансформировать. В данном случае этой жертвой оказывается Уилл Грэм. Однако, если Дракула питается кровью своих жертв, чтобы выжить, превращая их в вампиров, то Лектер скорее убивает людей ради собственного любопытства, чтобы развлечь себя, почувствовать свою силу, он упивается собственными достижениями, своим изысканным вкусом и острым умом.

Ганнибала Лектера нельзя назвать «нормальным», поскольку он убийца, но и назвать сумасшедшим в прямом смысле этого слова его нельзя, поскольку он не демонстрирует черт психического расстройства типа психопатии или антисоциального расстройства личности. Образ Ганнибала колеблется между нормальностью и безумием. В готическом романе «психологическая амбивалентность демонического злодея является его ключевой чертой» [3, С. 88].

В первых сериях зритель, не знакомый с предыдущими воплощениями образа Лектера, может принять его за добропорядочного психиатра: он располагает к себе и приковывает внимание. Он очень спокоен, вежлив, учтив, ведёт себя дружелюбно в любых ситуациях, сохраняя самообладание. По мере развития сюжетной линии постепенно раскрывается психическое состояние героев, из которого зритель может сделать собственный вывод о том, кто из героев находится на стороне добра или зла. Однако этот вывод не станет однозначным: в финальных сериях равенство Лектера и Грэма, соединение двух разумов в один особенно видно: Лектер сливается с Грэмом, а Грэм сливается с Лектером. Таким образом, Грэм из жертвы готического злодея превращается в его помощника. История Уилла Грэма и Ганнибала Лектера заканчивается тем, что они переплетаются убийственными узами, отдав предпочтение своей крайней, невозможной форме. Их объединяют убийства, общий разум, общие ценности, благодаря чему они становятся неспособными взаимодействовать с обществом, они отделяются от него, так как преследуют общую идею «быть другими».

Неоднозначность образов героев поддерживается и частым обращением режиссера к снам, галлюцинациям, искусственной и искаженной реальности.

Ужас, вселяемый Лектером, — это ужас не перед лицом непосредственной угрозы, страх смерти и т.д., а страх перед неизвестным, неопределённым, так как каждое действие Ганнибала является полной неожиданностью, нельзя предопределить, что он решит сделать в тот или иной момент, какое убийство он намерен совершить. Лектер олицетворяет возвышенный ужас, буйство стихий, вызывающих смешанные эмоции.

Образ Ганнибала Лектера полон противоречий, мы постоянно видим этот контраст между внешней и внутренней формой. Безупречный интерьер дома и безукоризненный внешний вид Лектера контрастирует с другим Ганнибалом – взлохмаченным, в грязной одежде от последствий многочисленных убийств. Сцены, где Ганнибал оттачивает свои кулинарные способности, также проявляются две его стороны: изысканный интеллектуал и безжалостный маньяк, который думает, что владеет миром. Еда является некой метафорой, которая проходит через всю линию повествования. Ганнибал поглощает людей, чтобы заполнить пустоту внутри себя, поставить себя на вершину цепи. Он живёт только ради того, чтобы убивать и потреблять. Несмотря на то, что мы не имеем конкретного представления о том, что именно готовит Лектер и какое мясо он использует в свои блюда, короткие «пейзажные» вставки с мест преступлений, также являясь своего рода метафорой, помогают нам понять, что именно использует Лектер в приготовлении. Таким образом, создаётся некоторая двусмысленность и недосказанность, характерная для литературы фантастики и ужасов XIX века: «фантастическая литература, заставляя испытывать колебания, ставит тем самым под вопрос существование неустранимого противопоставления реального и ирреального» [4]. Так, кажущееся на первый взгляд обычное приготовление пищи, позже воспринимается, как акт каннибализма.

Ганнибал Лектер становится одним из самых популярных злодеев, прочно закрепляясь в общекультурных представлениях. Публика относится к Ганнибалу Лектеру с некоторой двойственностью, несмотря на то что он вызывает возвышенный ужас и непонимание некоторых поступков, его продолжают прославлять и любить. Возможно, это связано с тем, что Лектер представлен фигурой с тонко развитыми вкусами, уникальной изысканностью и элегантностью, демонстрирующей безупречные манеры и даже своего рода чувствительность в некоторых эпизодах. Публика в нём видит элиту, которая отбросила ценности и нормы общества не потому, что не может им соответствовать, а потому, что не видит в этом надобности: он выбирает собственное удовлетворение и развлечение. Он освобождается от общественной табуированности и живёт вне любых законов.

Список литературы

  1. Горохов П.А. Герои и антигерои английской готической прозы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11(49). С. 23-31.
  2. Каткова Л.В. Образ серийного убийцы в СМИ (на примере английских газет «Сан» и «Гардиан») // Медиаскоп. 2016. Вып. 2.
  3. Локшина Ю.В. Традиции готического романа в творчестве Айрис Мердок и Джона Фаулза // ИМЛИ РАН. 2015. С. 99.
  4. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу // Дом интеллектуальной книги. 1999. С. 133.
  5. Шустов А.С. Образ серийного убийцы в американских фильмах ужасов // Нижневартовский государственный университет. 2019. С. 351-354.

Интересная статья? Поделись ей с другими: