УДК 82

«Русский Дюма»: П.Д. Боборыкин и его творчество

Ян Мань – бакалавр Шицзячжуанского университета (Китай).

Аннотация: В статье даётся краткая характеристика творчества забытого русского писателя П.Д. Боборыкина, рассмотрены идейно-тематические особенности и черты поэтики некоторых его произведений. Автор приходит к выводу о том, что по плодовитости и масштабности своего наследия, отдельным художественным и концептуальным чертам П.Д. Боборыкин может быть сопоставлен с А. Дюма.

Ключевые слова: Боборыкин, забытые имена, русский роман, эпический роман, поэтика, художественные приёмы.

Русская литература XIX века насыщена самобытными именами и произведениями, но её характеристика не будет полной без писателей так называемого второго ряда, которые на долгие годы и десятилетия оказались незаслуженно забытыми. Однако нет сомнения в том, что данная проблема требует разрешения, так как подобных «белых пятен», которые в истории русской словесности олицетворяют многие писатели и поэты. Без возвращения к их творчеству картина русской литературы будет неполной.

В данном случае будет уместным вспомнить слова В.Г. Белинского о том, что «муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов» [3, с. 81]. Это высказывание можно спроецировать на общую ситуацию с забытыми именами в русской литературе назвать справедливыми по отношению к одному из них – писателю, которому посвящена данная статья, – П.Д. Боборыкину (1836-1921). Его творчество высоко оценивалось современниками, а роман «Жертва вечерняя» стал одним из источников, повлиявшим на создание романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», который признавался в письме П.Д. Боборыкину: «Прочтя оба ваши романа, особенно две части последнего, я чувствую, что полюбил сильно ваш талант» [7, с. 99].

И хотя в приведённой цитате говорится не о «Жертве вечерней», а о других произведениях П.Д. Боборыкина – «Земские силы» и «В путь дорогу», этот не отменяет факта влияния на Л.Н. Толстого и его великий роман «Анна Каренина». Художественные достоинства и масштабность наследия П.Д. Боборыкина, его огромная популярность среди современников, требуют глубокого и внимательного изучения произведений и биографии писателя, оставившего после себя большую и малую прозу, драматургию, критику и публицистику, переводы. Существует мнение, что слово «интеллигент» стало функционировать в русском языке благодаря П.Д. Боборыкину [6, с. 839].

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде 15 августе 1836 года. Он получил прекрасное образование, знал несколько языков, активно путешествовал. Ему легко удалось завоевать славу культурнейшего человека своей эпохи, поскольку он обладал профессиональными знаниями в различных областях: литературе, политике, философии, естествознании, живописи, театре. П.Д. Боборыкин легко завоёвывал внимание любой аудитории, обладал ораторскими способностями.

В литературу он пришёл ещё в студенческие годы, и первым его произведением стала комедийная пьеса «Однодворец» (1860). Далее последовал роман «В путь-дорогу!», который, как уже говорилось, понравился Л.Н. Толстому. Это произведение писалось в течение двух лет (с период с 1862 по 1864 гг.). Автор отразил в нём жизнь интеллигентной молодёжи, стоящей на пороге выбора. В этом отношении название роман символично, и при его создании писатель использовал личные впечатления от студенческой жизни и события из своей биографии.

П.Д. Боборыкин много и плодотворно работал, и интерес вызывает практически каждое его произведение, которые изучены недостаточно или вообще не подвергались исследованиям. Так, благодаря П.Д. Боборыкину в русской литературе появилось имя Василий Тёркин (задолго до А.Т. Твардовского). Только героем повести Боборыкина выступил не солдат, а новый человек – крестьянин, переехавший в город и занявшийся коммерцией. Василий Тёркин не скрывает своего происхождения: «Ведь я сам крестьянский сын, – сказал он без рисовки, даже опустил ресницы, – приёмыш» [3]. Конфликт произведения состоит в том, что герою по мере достижения успеха становится всё труднее приспосабливаться к законам делового мира, которые не сочетаются с его нравственными идеалами, сформировавшимися в крестьянской среде. В финале герой обретает спокойствие и гармонию в единении с природой: «Глаза его стали влажны. Он поднял голову и радостно оглянулся кругом, прислушиваясь к бодрящему шёпоту великой реки» [3]. Основная идея повести заключается в том, что отрыв от собственных корней является разрушительным для личности.

Многие произведения П.Д. Боборыкина носят очень красноречивые названия: «Долго ли?», «Без мужей», «Поумнел», «В наперсниках», «Пристроился», «Проездом». Подобный выбор заглавий для своей малой прозы свидетельствует о стремлении автора чётко обозначить конфликт и проблематику произведений. Малая проза писателя, несомненно, ждёт своего исследователя.

Если говорить о крупной прозе, то в своё время большой популярностью у читателя пользовался роман П.Д. Боборыкина «Китай-город». Это масштабное произведение, состоящее из пяти книг и повествующее о жизни дореволюционной Москвы. Поистине эпический по характеру и размаху, роман скрывает в себе модель российской жизни в целом, хотя действие в большей степени сконцентрировано в одном из московских районов – Китай-городе. Для писателя был важен и исторический контекст, так как среди художественных задач автора значилось отображение «исторической роли и исторического предназначения Москвы в пореформенную эпоху» [8]. На фоне эволюции российской столице с её меняющимся обликом и духом в зависимости от социальных событий разворачиваются и судьбы её жителей.

Большим событием литературной жизни России стал роман «Жертва вечерняя» (1868). Это было первое в русской литературе столь глубокое проникновение в психологию женщины. Повествование ведётся от лица героини, которая записывает в дневнике происходящие с ней события, переживаемые чувства; откровенно говорит о своих странных и противоречивых поступках. На её примере автор показывает процесс морального разложения дворянства, его приобщение к порочному образу жизни, в котором плотское преобладает над духовным.

Падение героини происходит постепенно: «… Он прищурился и помолчал.

– Из вас вышла бы препонятливая ученица.

– Но что же нужно делать? – заторопилась я.

– Очень простую вещь. Тратить свою красоту, молодость и ум так, чтобы "и волки были сыты, и овцы целы". Жить с прохладцей и, – протянул он, – ничего не бояться.» [5]. Окружающее общество, пользуясь её слабостью, недостаточной интеллектуальным развитием, отсутствием морального стержня, вовлекают героиню в самую сердцевину разврата.

Как уже говорилось выше, Л.Н. Толстого привлекли художественные открытия, сделанные П.Д. Боборыкиным в этом романе. В.Г. Андреева своей статье «Жертва вечерняя» П.Д. Боборыкина и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого» выделяет приёмы, заимствованные писателем у своего предшественника: тема судьбы женщины как жертвы; психологические способы описания внутреннего состояния; поэтика телесного; мотив губительного воздействия общества на человека [1, с. 239].

Даже эти немногие факты из творческой биографии П.Д. Боборыкина доказывают важность и ценность его творчества. Он оставил огромное наследие – более ста романов, множество пьес, повестей и рассказов (прижизненное издание его произведений составляло двенадцать томов). Его творческая активность, плодовитость, страсть к путешествиям, тенденция к историческим описаниям, знание социальной и городской жизни, многоаспектность произведений, – всё это позволяет назвать П.Д. Боборыкина «русским Дюма». Многие его произведения ещё не попадали в фокус литературоведческих исследований, в связи с чем перспективы дальнейших исследований являются очевидными.

Список литературы

  1. Андреева В.Г. «Жертва вечерняя» П. Д. Боборыкина и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. №. С. 236-242.
  2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трёх томах. Том III. Статьи и рецензии 1843—1848 / Под общей редакцией Ф. М. Головенченко. М.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948. С. 78 – 98.
  3. Боборыкин П.Д. Василий Тёркин [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/b/boborykin_p_d/ (дата обращения 23.03.2023).
  4. Боборыкин П.Д. Китай-город [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/b/boborykin_p_d/ (дата обращения 23.03.2023).
  5. Боборыкин П.Д. Жертва вечерняя [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/b/boborykin_p_d/ (дата обращения 23.03.2023).
  6. Мотин С. В. О понятии «Интеллигенция» в творчестве И. С. Аксакова и П. Д. Боборыкина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2017. № 27. С. 838-844.
  7. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 тт. Т.61. М.: Художественная литература, 1928-1958. 767 с.
  8. Чупринин С.И. Примечания [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/b/boborykin_p_d/text_0120.shtml (23.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: