УДК 82

Краткий анализ образа Ивана в сказке Льва Николаевича Толстого «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях»

Гао Цзюнь – магистрант Харбинского научно-технического университета

Аннотация: В представленной статье дается краткий анализ образа Ивана-дурака на примере сказки Л.Н. Толстого. Отмечается, что образ Ивана-дурака является традиционным образом из русских народных сказок, а в произведении Л.Н. Толстого в данном герое воплотились все представления автора о крестьянской душе, добре и милосердии. Анализ произведения позволяет сделать вывод о том, что Иван-дурак Толстого является простодушным и не подчиняющимся порядку героем, который вызывает у читателя наибольшую симпатию. Иван не корыстолюбив, не мстителен, но и не практичен, однако его действия, осуществляемые в соответствии с внутренними порывами, порождают общее благо, так как в основу заложены чистые помыслы и мотивы. Именно на этом фоне, данный персонаж является более симпатичным и высшим могущественным силам, что впоследствии делает жизнь Ивана и его окружения лучше. В связи с тем, что высокий моральный облик Ивана, отраженный в детской сказке, оценивается положительно, это позволяет сформировать представления о совершенном человеке уже в детском возрасте.

Ключевые слова: Иван-дурак, Л.Н. Толстой, добро, сказка, моральные качества.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910), русский писатель-реалист, мыслитель и философ. Он не только создал всемирно известные шедевры мирового уровня, такие как «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», но и различные произведения для детей, тем самым, внес существенный вклад в развитие детской литературы. Данные произведения Л.Н. Толстого отличаются разнообразием жанров и типов, увлекательными сюжетами, самобытными образами и лаконичным языком. Стоит отметить, что Л.Н. Толстой умел хорошо передавать положительные эмоции и пропагандировать мысли об истине, добре и красоте с помощью простых и понятных историй, отраженных в его детских литературных произведениях. Полагаем, что в связи с этим, указанные произведения, кроме прочего, имеют воспитательное значение [4, с.289].

В сказке Л.Н. Толстого «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях» автор повествует, что жил-был очень богатый крестьянин. У него было три сына и дочь: Семен-воин, Тарас-брюхан, Иван-дурак и немая дочь Маланья. Семен пошел в армию и сражался за царя. Тарас привез в город большое брюхо, чтобы вести дела с купцами, а Иван-дурак и его сестра работали из дома, родителей кормили. Однако два брата Ивана были слишком жадны до денег [3, с.4].

Захотел старый дьявол рассорить братьев, позвал трех маленьких чертей и велел им пошалить. Удалось им разорить Семена и Тараса, а вот с Иваном ничего не вышло. Поймал их Иван и для того, чтобы он их отпустил, получил он чудо-способности: излечивать любые болезни, получать солдат из соломы и золотые монеты из дубовых листьев. Помог он и своим братьям, которые стали с помощью данных свойств царями, стал позже царем и сам Иван-дурак, ибо выдали за него замуж царскую дочь. Не было в царстве Ивана суда и службы, все работали руками, да горбом, однако было в царстве всего вдоволь. Люди в этом царстве были хоть и дураки, но добрые, невозможно было завоевать это царство, так как люди сами все отдавали, а старый дьявол и брать не смог, так как Христа ради взять, у него рука не поднималась. Жили в том царстве люди долго и счастливо, а основным правилом в царстве было следующее: у кого мозоли на руках полезай за стол, а у кого нет – тому объедки.

Известно, что в русской литературе есть много образов Ивана-дурака, которые отличаются широким разнообразием. Например, интересен образ Ивана в русской народной сказке «Как Иван-дурак дверь стерёг». Не меньший исследовательский интерес представляет «Сказка о том, что как Иван-дурак царевну спас». Представляется, что образ Ивана-дурака, отраженный в сказке Л.Н. Толстого, в основном заимствован из русских народных сказок, однако при изучении произведений Л.Н. Толстого можно увидеть, что в его книгах есть вера и симпатия самого Льва Толстого к крестьянам. Очевидно, что автор интегрирует в произведении свои собственные мысли и личные идеалы, что значительно обогащает образ персонажа Ивана-дурака. Более того, можно сформулировать вывод о том, что Л.Н. Толстой использовал образ Ивана-дурака для того, чтобы стать ближе к людям, показать высокие идеалы, благородную мораль и превосходные качества. Как следствие, Иван-дурак из произведения Л.Н. Толстого вполне может рассматриваться через призму примера нравственной проповеди [5, с.168].

Так, прочитав эту сказку, мы можем многому научиться у Ивана-дурака. Так как именно на фоне добродетели своей души он смог стать царем и жениться на царевне, а в царстве его любили и слушали, само же царство процветало и росло. Если более детально анализировать образ Ивана-дурака в произведении Л.Н. Толстого, становится очевидным, что у Ивана всегда было легкое отношение к деньгам, собственности, славе и богатству, что следует из того, что когда Семен-воин разделил имущество со своим отцом, Иван сказал: «Что ж, пусть забирает». Когда Тарас-брюхан пришел делить имущество, отец был против этого, однако Иван только улыбнулся и сказал: «ну что ж, я пойду обротаю».

Когда Семен-воин и Тарас-брюхан потерпели неудачу, они были вынуждены вернуться в отчий дом. Однако Иван-дурак в это время уже владел необычными способностями, которые были получены им от чертят, в результате помог своим братьям: одному раздобыть солдат, второму золото. Дела у братьев после этого наладились, однако впоследствии снова снискали они себе забот из-за старого дьявола и пришли за помощью к Ивану-дураку. Однако помогать он им не стал, так как последствия применения данных благ были достаточно плохи, что подчеркивает высокие нравственные качества Ивана, который хоть и имел прозвище «дурак», но внутреннее таким не являлся. Стоит отметить, что это характерно для всех произведений, в которых фигурирует Иван-дурак, так как такой Иван, как правило, обладает высокими моральными качествами и устоями, не допускает зла и бесчестья, не замышляет плохих дел даже против врагов своих. Представляется, что это в полной мере относится и к сказке Л.Н. Толстого, так как моральные качества Ивана в данном произведении также достаточно высоки [2, с.66].

Системный анализ произведения Л.Н. Толстого также показывает, что Иван никогда не жаловался на свою семью, особенно, на двух своих старших братьев. Когда им было плохо, даже если это была неприязнь двух невесток, Иван проявлял великодушие и шел им на уступки, а также помогал братьям поправить свои дела, хоть они и гнали его в сени, да на конюшню. Иван также с большой заботой относился к жителям своей деревни, а впоследствии, жителям своего царства. Несмотря на то, что его правление не является целиком и полностью разумным, люди в его царстве жили хорошо, так как работа руками и труд облагораживали всех жителей и самого Ивана, выступающего антиподом своих братьев.

Показательным являлся эпизод, когда с помощью кореньев вылечил Иван не царскую дочь, а старую побирушку вдоль дороги, что также свидетельствует о его добром сердце и безразличии к деньгам и славе. Однако справедливо, что Ивана все же женили на царской дочери и как следует из повествования, жена Ивана об этом не пожалела, а даже начала помогать своему мужу, обучившись у его немой сестры. Данная пара является эталоном семьи и верности, как говорила жена Ивана «куда иголка туда и нитка», что является образцом народной мудрости, отраженной в сказке Л.Н. Толстого [1, с.115].

Таким образом, Л.Н. Толстой следовал сюжету традиционных народных сказок и превратил Ивана-дурака в своем произведении в нравственного, «совершенного человека». Его персонажи терпимы и доброжелательны, трудолюбивы и сыновне преданны, верят в Бога и в людей. Это имеет глубокое значение для нравственного воспитания, объективно разрушает традиционные стереотипы людей о дураках и обогащает значение слова «глупый», так как его глупость – это не глупое поведение в традиционном смысле, а постоянство морали, любовь к человечеству, равное отношение к жизни и пренебрежение властью. В то же время, в сказке отражены мысли Л.Н. Толстого о «непротивлении злу насилием» и «братстве». Превосходные качества Ивана нужны обществу, причем как для общества того времени, так и для общества современного, а отражение образа Ивана-дурака в сказках позволяет детям сформировать правильное моральное мировоззрение, что нельзя не оценить с положительной точки зрения.

Список литературы

  1. Абрамова К.А. Загадка образа Ивана-дурака (на материале русских сказок) / К.А. Абрамова // В сборнике: Язык и культура. Сборник научных трудов ΙΙΙ Республиканской очно-заочной научной конференции. – 2017. – С.113-116.
  2. Грахова С.И. Образ одаренной личности в русской народной волшебной сказке / С.И. Грахова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4-1(34). – С.65-67.
  3. Толстой Л.Н. Сказка об Иване Дураке его двух братьях»: книга. – М.: Нобель-пресс, 2012. – 48 с.
  4. Ума П.У. Отражение философии Л.Н. Толстого в «сказке об Иване-дураке и его двух братьях» / П.У. Ума // В сборнике: Духовное наследие Л.Н. Толстого в современных культурных дискурсах. Материалы ΧΧΧV Международных Толстовских чтений. – 2016. – С. 285-292.
  5. Хань Ц., Ван Х. Изучение добра в русских народных сказок / Ц. Хань, Х. Ван // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 6. – С.167-169.

Интересная статья? Поделись ей с другими: