УДК 33

Перспективы развития организаций торговли сувенирной продукцией Санкт-Петербурга в условиях ограничений туристического потока

Труфанов Сергей Игоревич – магистрант направления «Экономика» Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Аннотация: Производство сувениров позволяет повышать привлекательность региона для туристов, формирует имидж данного региона. Для последующего развития туристической сферы Санкт-Петербурга необходимо разнообразить производство сувенирной продукции, применять новые технологии производства сувениров, более активно распространять информацию об объектах культурного и исторического наследия в рамках фабричного производства, а не на уровне народных промыслов и кустарного изготовления. В статье анализируются перспективы развития продажи сувениров в г. Санкт-Петербург при ограничении туристических посещений.

Ключевые слова: торговля, сувениры, Санкт-Петербург, туристический поток, экономика.

Стабильное развитие туристической сферы в последнее время создало благоприятную обстановку для того, чтобы свое распространение получили не только традиционные составляющие туристической деятельности, такие как гостиничный бизнес, туроператоры, но также и недавно возникшие рынки, такие как рынок сувенирной продукции. Это создает дополнительные возможности для последующего экономического развития, а также для перспективного развития всей экономической системы в целом [1, c. 76]

Регулирование со стороны государства выпуска туристической сувенирной продукции оказывает влияние на стратегическое развитие не только хозяйствующих субъектов указанного направления, которые осуществляют разработку, выпуск и продвижение сувенирной продукции, но и потребительской сферы, создающей спрос на сувенирную продукцию. Спрос на туристическую сувенирную продукцию обусловлен различными экономическими и административными ограничениями, которыми сопровождаются закупки указанной продукции.

Субъекты рынка сувенирной продукции должны принимать во внимание не только необходимость применения более эффективной стратегии регулирования рынка сувениров, повышения прибыли за счет удовлетворения различных запросов потребителей, но также сложившуюся на данный момент времени ситуацию в экономике, прочие внешние факторы, от которых на долгосрочную перспективу будет зависеть результат хозяйственной деятельности по реализации сувенирной продукции [3, c. 455].

В настоящее время Санкт-Петербург не утрачивает позиций самого популярного направления среди туристов. Имеющаяся в пределах Санкт-Петербурга туристическая инфраструктура с 2021 года стала быстро адаптироваться к изменению жизненной ситуации, а также предъявляемым к бизнесу требованиям. Основной туристический поток, который на сегодняшний день наблюдается в Санкт-Петербурге, составляют жители других регионов нашей страны. Частыми посетителями Санкт-Петербурга стали жители Урала, Сибири, южных регионов страны. Все более и более востребованными становятся туристические программы, рекреационные мероприятия, свое развитие также в последнее время получил семейный туризм.

Туристическому развитию Санкт-Петербурга также содействует и то, что заключаются различные партнерские соглашения с действующими на международном уровне выставочными бюро о совместном продвижении при деловом туризме. Заключение указанных соглашений создает условия для развития здоровой конкуренции, для обмена опытом.

И действительно, на международном уровне Санкт-Петербург должен быть представлен не только, как туристическое направление, но и как город, который обладает конгрессно-выставочным потенциалом, позволяющим на территории города организовывать различные выставки, форумы [2, c. 114-115].

Сувенирные товары на сегодняшний модно считать значимым составным элементом туристической продукции в целом. Обширная реализация сувенирной продукции дает возможность возместить расходы на различные проекты: чемпионаты мира, универсиады, фестивали, иные массовые мероприятия. Производство сувениров может иметь не только экономическое, но также и социальное значение, так как производство сувениров способствует занятости и созданию новых рабочих мест для местных жителей. 

На сегодняшний день в условиях глобализации особое значение имеет создание туристического образа определенного региона. В формировании имиджа играет значимую роль сувенирная продукция, свидетельствующая об уникальности региона. Сувенир не только закладывает туристический образ, но и формирует общественное мнение у людей, которые пользуются туристическим продуктом в регионе.

В большинстве случаев сувенирная продукция по своей цене доступна для любой категории потребителей. Однако, некоторые сувенирные изделия можно отнести не к числу сувениров, а к творениям декоративно-прикладного искусства. В связи с чем, такие сувениры по цене не доступны для каждого туриста Санкт-Петербурга.

Использование сувенирной продукции может содействовать развитию событийного туризма в России. Примером можно считать проводимую в канун Нового года ярмарку народных промыслов в Санкт-Петербурге. Туристы все чаще предъявляют требование о том, чтобы фестивали и централизованные представления сопровождались гастрономическими элементами, что также можно считать сувенирным направлением.

Принимая во внимание тот факт, что русские промыслы и художественные традиции русского народа являются красочными, они могут попасть в перечень обязательных видов продукции, которая должна сопровождать туристическую поездку. Это позволит народным ремеслам получить свое развитие, а также занять прочные позиции на иностранных рынках туристических услуг. При этом, важно отметить, что на сегодняшний день существует множество проблем продвижения сувенирной продукции на региональных рынках [4, c. 89-90].

Значимой проблемой на сегодняшний день может считаться проблема отсутствия общей информационной базы, в которой бы отражались авторские права производителей той или иной сувенирной туристической продукции. Наличие такой единой информационной базы позволит противодействовать производству поддельных сувениров низкого качества, которые имеют по сравнению с оригиналом более низкую стоимость и, тем самым, являются более привлекательными для туристов. Примером такой поддельной продукции может считаться русская кукла, которая изготовлена неизвестными производителями из некачественных материалов и продается в интернет-магазине Алиэкспресс.

На сегодняшний день при дефиците бюджета было бы неправильным, чтобы проблемными вопросами производства сувенирной продукции занималось исключительно государство. На сегодняшний день существует ряд наглядных примеров вложения частных средств в развитие производства сувенирной продукции. Расширение сети индустриальных парков в регионах поможет развивать выпуск сувенирной продукции.

Производителям сувенирной продукции и кустарным промысловикам будут предоставляться льготы, которые позволяет более гибко реагировать на изменение рыночной ситуации, повышать объемы производства. Осуществление в рамках индустриальных парков деятельности производителей и отнесение их к категории производителей сувенирной продукции позволит снизить преграды для участия в региональных программах и получать в рамках указанных программ дополнительные средства.

В завершение рассмотрения данного вопроса работы необходимо отметить, что имеются большие перспективы развития сувенирного сопровождения туров. Существует множество примеров туристических продуктов, их востребованность в Китае и Юго-Восточной Азии. Это дает основание сформировать прогноз стабильного спроса на сувенирную продукцию в указанном контексте.

В заключение необходимо отметить, что для стабилизации туристического развития и повышения показателей реализации сувенирной продукции необходимо предлагать туристам без перерыва такие виды продукции, которые способы удовлетворить самые требовательные запросы.

Особо важными являются бренд и имидж туристической дестинации, что повышает узнаваемость определенного населенного пункта или туристического направления, повышает количество повторных посещений. Помимо прочего, бренд, который был сформирован на определенной территории за счет производства туристической продукции, вызывает ассоциации у туристов с качеством предоставляемых на данной территории туристических услуг.

Список литературы

  1. Буров М. П. Экономика России. Методическое пособие. – М.: Дашков и Ко. 2018. – 134 с.
  2. Винокуров А. А., Глушкова В. Г., Макар С. В. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В 2 частях. Часть 2. – М.: Владос-Пресс. 2004. – 352 с.
  3. Герасимова Е. М. Анализ статистики туризма в период пандемии (2019-2021 г.г.) // Молодой ученый. – 2022. – № 24 (419). – С. 453-463.
  4. Гудкова Т. В., Кайманаков С. В., Теняков И. М. Экономика России. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. – 160 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: