УДК 339.5

Будущее угольного экспорта в новых экономических реалиях

Иванов Евгений Андреевич – студент направления «Экономика» Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов

Аннотация: В статье рассматривается одна из насущных проблем экспорта российской угольной продукции, которая образовалась задолго до введения экономических санкций 2022 года. Объемы товаров, отгружаемых на экспорт на восточные направления, уже давно переросли перерабатывающие способности ОАО «РЖД», что повлекло снижение потенциальных возможной прибыли и увеличения доли отечественных угольных компаний на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Текущая геополитическая обстановка делает процесс модернизации железнодорожной инфраструктуры еще более принципиальным и жизненно необходимым.

Ключевые слова: уголь, санкции, логистика, восточный полигон.

Введение

Отрасль, пережившая кризисные явления первых двух десятилетий двадцать первого века [1], столкнулась с настоящим вызовом, который до этого не могла себе представить ни одна из экономик мира.

Бурные события начала 2022 года и враждебные действия отдельных стран вынудили угольный бизнес и государство начать форсированную переориентацию рынка сбыта своей продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Начавшиеся процессы вскрыли множество давно назревших проблем, которые теперь необходимо решать в ускоренном темпе. Одной из главных и насущных проблем для реализации задуманного является расширение и модернизация логистических процессов по территории России.

Новые приоритеты со старым прошлым

На протяжении 2007-2008 гг. рост российской экономики превышал темпы роста многих развитых и развивающихся стран, главным образом, за счет высоких мировых цен на сырьевые товары. Во втором полугодии 2008 г. негативное влияние мирового экономического кризиса отразилось на темпах экономического роста в России.

После недолгого посткризисного восстановительного роста российская экономика вошла в стадию стагнации, начиная с 2011 г. темпы роста ВВП стали замедляться в результате стагнации во внешней торговле, неопределенности в мировой экономике, а также внутриполитической ситуации в стране.

В 2014 г. общая обстановка нестабильности и волатильности экономики России была осложнена политическими событиями, возникшими на территории Украины. Свою роль сыграли международные санкции, наложенные на Россию в связи с различием в позициях Европейского Союза (ЕС), США и России по вопросу конфликта на Востоке Украины и вхождением Республики Крым в состав РФ. Санкции, затронувшие финансовый сектор, и ответные меры России по ограничению ввоза продовольственной продукции определенных категорий из стран ЕС и США, а также падение цен на нефть оказали значительное влияние на экономику России в 2014 г. и последующие годы.

В результате рост ВВП России по данным Росстата по итогам 2014 г. составил 0,7%, что можно отнести к позитивным результатам данного периода с учетом событий, произошедших в нем.

В 2015 г. рост ВВП сменился падением, темп роста ВВП по все того же Росстата составил – 2 %, что в определенной степени может быть объяснимо нарушением сложившихся деловых связей и частичным переориентированием экономики страны. В 2016 г. реальный ВВП России увеличился на 0,2%, что свидетельствует о начале постепенного восстановления экономики.

Темп роста реального ВВП в России в 2018 г. и 2019 г. составил 2,8% и 2,2% соответственно, что ярко иллюстрирует нам тренды в экономике, образовавшиеся в течение десятилетия, которые будут определять дальнейшее развитие и перспективы для страны [2].

На 2020 год пришелся пик пандемии новой коронавирусной инфекции, объявленной Всемирной организацией здравоохранения, в результате чего ВВП России снизился на 2,7%. В 2021 году наблюдалось восстановление экономики и рост ВВП составил на 5,6%.

Таким образом, экономика России в вышеуказанный исторический период показала позитивные тенденции к быстрому восстановлению и медленному, но стабильному подъему экономики. 

24 февраля 2022 г. ознаменовало под собой начало проведения специальной военной операции на территории Украины. Следствием данного события для российской экономики стали беспрецедентные санкции западных стран, что оказало существенное влияние на отечественную экономику.

Одной из главных ограничительных мер санкционного давления, установленных недружественными странами для России, является запрет или ограничение в торговле природными ресурсами (в том числе: нефтью, газом и углем).

10 августа 2022 года вступил в силу запрет на поставку и перевозку угля и других твердых ископаемых видов топлива через территорию Европейского союза и на их поставку в Европейский Союз из Российской Федерации. Аналогичные санкции были введены со стороны Великобритании.

Введение данных санкций негативным образом влияет не только на развитие угольного бизнеса в России, но и может стать катализатором временной приостановки деятельности отдельных предприятий [3].

В течение последних десяти лет российские угольные предприятия более чем в 1,3 раза нарастили добычу до 438, 4 млн. т в 2021 году, но не смогли выйти на докризисные показатели. Основной упор на добычу делается на Сибирский федеральный округ, который составляет 76, 3 % от всей добычи в стране [4]. Географическое положение данного региона с учетом негативных факторов внешнего воздействия делает его одним из системообразующих угольных кластеров, требующего модернизации логистических мощностей.

В связи со сложившейся ситуацией и закрытием основных рынков сбыта угольной продукции, жизненно важным направлением для поддержания и развития отечественной угольной отрасли является наращивание экспорта энергетического угля в страны Тихоокеанского региона, такие как Индия, которая имеет определенные проблемы в области энергетики, а также Китая – крупнейшего импортера угля в мире. Кроме того, выходом из сложившейся ситуации является наращивание поставок в Турцию, однако, с учетом геополитических рисков данное направление поставок может иметь под собой лишь вспомогательную составляющую.

По данным Министерства энергетики Российской Федерации общий объем угольной продукции отгруженной на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 2022 году составил чуть более 140 млн. т с перспективой увеличения объемов поставок в 1,5-2 раза к 2030 году [5].

Переориентирование поставок на восточные направления поднимает под собой большой пласт проблем, накопившихся в области организации логистики и связанными с этим ограничениями пропускной способности и возможным ростом стоимости перевозки.

Учитывая данные проблемы и возросшие темпы поставок угля на восточные направления, жизненно важным для отрасли является существенное расширение пропускной способности железных дорог, в том числе Восточного железнодорожного полигона.

Данный инфраструктурный объект состоит из Транссибирской железнодорожной магистрали, являющегося системообразующей частью транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и Байкало-Амурской магистрали, обеспечивающей железнодорожный выход к Тихому океану.

Развитие данного проекта положительным образом сказывается на развитии Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточены 85% разведанных запасов полезных ископаемых, увеличивает грузопоток на восточные направления, а также в целом положительным образом влияет на социально-экономическое развитие регионов России [6].

Принимая во внимание, резкое изменение вектора развития торговых отношений по поставкам угольной продукции, мощности ОАО «РЖД» в текущем режиме работают на пределе своих возможностей.

В предыдущие годы экспортеры угля сталкивались с сезонными замедлениями отгрузок угля на восточные направления, вызванные отсутствием необходимых мощностей для перевозки заявленных помесячных объемов груза.

В настоящий момент по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина идет ускоренная модернизация Восточного полигона, позволяющая рассчитывать на увеличение пропускной способности магистралей по направлению морских портов и пограничных переходов до 180 млн. т в год [7].

В целом позиция Минтранс РФ сводиться к расширению пропускной способности Восточного полигона до 255 млн. т в год к 2031-2032 год. Данная позиция совпадает с планами Минэнерго РФ, что позитивным образом может сказаться на дальнейшем развитии отрасли в целом.

Безусловно, в отрасли накопилось достаточное количество проблем, связанные с производственными процессами, стоимостью продукции на внешних рынках, а также недостатком квалифицированных сотрудников, задействованным на производстве, но существенной проблемой является не только вопрос добычи угля, но и его транспортировка до места назначения. 

Заключение

Подводя итого, можно с уверенностью сказать о том, что угольная промышленность в России вступает в новый период развития, направленный на завоевание рынков сбыта своей продукции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Результаты модернизации железнодорожной инфраструктуры во многом определят роль России в конкурентной борьбе с основными экспортерами угольной продукции в данный регион.

Список литературы

  1. Яновский А.Б. Угольная отрасль России – новый этап развития. URL: https://cyberlenru/article/n/ugolnaya-promyshlennost-rossii-novyy-etap-razvitiya/viewer (дата обращения 31.03.2023).
  2. Медведев Д.А. Россия – 2024. Стратегия социально-экономического развития. Вопросы экономики. – Москва, 2018 № 10.
  3. Цивилева А.Е., Голубев С.С. Влияние санкций на работу предприятий угольной промышленности//Уголь. Август. с. 84-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-rabotu-predpriyatiy-ugolnoy-promyshlennosti/viewer (дата обращения 31.03.2023).
  4. Министерство энергетики Российской Федерации. Добыча угля. URL:http//minenergo.gov.ru/node /435 (дата обращения 31.03.2023).
  5. Интерфакс. Минэнерго РФ ожидает «небольшого роста» поставок угля в АТР в этом году. URL: https://www.interfax.ru/business/891190 (дата обращения 31.03.2023)
  6. Баженов Ю., Денежкин А. Восточный полигон РЖД как пример региональной интеграции на Дальнем Востоке. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostochnyy-poligon-rzhd-kak-primer-regionalnoy-integratsii-na-dalnem-vostoke/viewer (дата обращения 31.03.2023).
  7. ТАСС. В Минтрансе подтвердили реализацию проектов по расширению Восточного полигона в срок. URL: https://tass.ru/ekonomika/16570927 (дата обращения 31.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: