УДК 33

Основные тенденции развития предприятий гостиничной индустрии Санкт-Петербурга в условиях пандемии COVID-19

Давыдова Елена Викторовна – магистрант Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Аннотация: COVID-19 затронул все секторы по всему миру, но гостиничная индустрия пострадала в наибольшей степени. Восстановление экономики на доковидный уровень может продлиться до 2023 года или позже. Как и во многих других отраслях, в сфере гостеприимства также произойдут как незначительные, так и существенные изменения в эпоху после пандемии. В данной статье рассматриваются основные тенденции развития предприятий гостиничной индустрии Санкт-Петербурга в условиях пандемии COVID-19.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, пандемия, COVID-19, Санкт-Петербург.

Эпидемия COVID-19 стала вызовом как нашей жизни, так и средствам к существованию. Кризис беспрецедентен и развивается быстро, но все еще остается глубоко неопределенным. Эффективность реализации экономической политики должна быть направлена на противодействие последствиям пандемии, из-за которой во многом была ограничена мобильность людей, что естественным образом отразилось на секторе гостиничного бизнеса.

Из-за пандемии новой коронавирусной инфекции изменились доходы населения и вырос уровень безработицы, что отрицательным образом сказалось на спрос туристических программ в целом и размещение на предприятиях гостиничной индустрии, в частности. При этом негативные экономические тенденции будут продолжены: в настоящее время нельзя исключать дополнительные последствия COVID-19, учитывая вероятную продолжительность ограничений на проживание на месте, изменения в политике компании в отношении поездок, настроения потребителей и готовность путешествовать, а также структурные изменения спроса, такие как использование видеоконференций вместо личных мероприятий [1].

Ограничения на поездки были сняты для большинства внутренних поездок в июне 2020 года и некоторых международных поездок в июле 2020 года, но это не повлекло за собой резкого увеличения туристического потока. Покупательское поведение и в дальнейшем будет основано на экономических, а не связанных со здоровьем факторах.

Многие отели, особенно класса люкс, были вынуждены закрыться из-за длительного падения показателей заполняемости. В начале мая 2021 года заполняемость отелей класса люкс составляла менее 15 процентов, а отелей эконом-класса – около 40 процентов (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Динамика развития гостиничного рынка Санкт-Петербурга в 2018-2020 гг. [2].

Отели эконом-класса быстрее смогут вернуться к уровню, предшествовавшему пандемии, а отели класса люкс и высшего класса – будут возвращаться самыми медленными темпами. Отчасти это объясняется тем, что отели эконом-класса лучше справляются с сегментами спроса, которые остаются относительно стабильными, несмотря на ограничения на поездки, включая размещение гостей длительного пребывания.

Операционная экономика также имеет важное значение: отели эконом-класса могут оставаться открытыми при более низкой заполняемости, чем в других сетевых масштабах. Во всех отелях выручка зависит от среднесуточной цены, количества номеров и заполняемости, а также от продуктов питания и напитков, если таковые имеются. Затраты делятся на три категории: переменные (с учетом выручки); полуфиксированные (могут быть устранены, если отель приостановит свою деятельность); и фиксированные. Для владельцев гостиничных предприятий, рассматривающих возможность приостановки операций, переменные и полуфиксированные затраты являются факторами, поскольку постоянные затраты не меняются, несмотря ни на что.

Для покрытия переменных и полуфиксированных затрат отелям класса люкс консервативно требуется заполняемость в 1,5 раза выше, чем в отелях эконом-класса. Многие отели эконом-класса могут еще больше снизить свои переменные и полуфиксированные затраты, особенно если они используют семейный труд. С другой стороны, для работы многих роскошных отелей требуется более 100 сотрудников [6].

Более высокий спрос и более низкие эксплуатационные расходы предполагают, что отели эконом-класса будут восстанавливаться быстрее. Это соответствовало бы тому, что можно было наблюдать в прошлых кризисах. Но, скорее всего, на рынке гостиничных предприятий будут наблюдаться очаги восстановления. Отели, зависящие от доходов от встреч, конференций и мероприятий (а таковых достаточно много в Санкт-Петербурге), могут столкнуться с глубоким дефицитом. Владельцам необходимо будет тщательно следить за бронированиями, чтобы отличать разовые всплески роста и устойчивое восстановление.

Многие отели Санкт-Петербурга в настоящее время задаются вопросом, какие шаги предпринять, в каком порядке, чтобы сделать размещение в гостиничных предприятиях безопасным и демонстрируют это потенциальным клиентам. Некоторые ответы могут прийти из Китая, первой страны, пострадавшей от кризиса, и первой, кто начнет выходить из него. Ведущие китайские отели внедряют ряд мер по охране здоровья и гигиене, которые могут быть полезны в качестве примеров. При регистрации заезда некоторые отели требуют от гостей предоставить подтверждение (с помощью QR-кода), что они не контактировали с инфицированными людьми или являются привитыми, но данная мера не пользуется спросом у клиентов. Можно обратиться к зарубежному опыту обеспечения безопасности размещения: в некоторых китайских отелях измеряют температуру тела гостей несколько раз: при регистрации заезда, в любое время, когда они входят и выходят из отеля во время своего пребывания, а также при выезде. Для того чтобы гостиничные предприятия Санкт-Петербурга приняли те же стандарты, конечно, потребуются изменения в государственной политике и подходах к общественному здравоохранению [4].

Китайские отели также внедрили новые процессы очистки. Некоторые ведущие сети также добавили бесконтактные или бесконтактные элементы для обслуживания клиентов, включая бесконтактные проверки через приложение или электронную почту, а также роботы для доставки еды, напитков и тому подобного. Некоторые операторы ограничивают выбор продуктов питания и напитков расфасованными блюдами, которые можно употреблять в номерах гостей, а не в общих зонах ресторана или бара. Дополнительные удобства отеля, такие как тренажерные залы, спа-салоны и прачечная, могут быть закрыты. В то же время многие китайские отели все чаще ориентируют свои предложения на местное население и тех, кто путешествует на короткие расстояния: например, предлагая планы питания для местных жителей или поездки на выходные для тех, кто хочет провести время за городом или в своих апартаментах. Данный опыт может быть заимствован отелями Санкт-Петербурга как инструмент восстановления спроса.

Восстановление в туристическом секторе Санкт-Петербурга, скорее всего, займет больше времени, чем в других отраслях, и будет варьироваться в разных сегментах. Деловые и развлекательные поездки будут возвращаться различными темпами, как и внутренние и международные поездки. Для деловых путешественников спрос, скорее всего, вернется неравномерно. Совершение основных поездок будет отличаться в зависимости от отрасли. Руководителям гостиничных предприятий следует отслеживать мероприятия, в том числе отраслевые, которые происходят в Санкт-Петербурге, и формировать соответствующее предложение для потенциальных клиентов. 

Однодневные и индивидуальные поездки, скорее всего, вернутся раньше, поскольку меры по дистанцированию, подверженность и риск будут более управляемыми. Конференции и масштабные отраслевые мероприятия, скорее всего, вернутся не скоро [5].

Путешествия в гости к друзьям и родственникам уже начинают активно совершаться (особенно в преддверии новогодних и первомайских праздников). Ограничения на поездки в сочетании с экономической неопределенностью, вероятно, приведут к увеличению доли внутренних поездок и поездок вблизи дома, поэтому гостиничные предприятия Санкт-Петербурга могут изучить обладающий потенциалом сектор событийного туризма.

Более длительные международные туристические поездки будут возвращаться медленно, и путешественники будут ожидать большей гибкости при отмене и изменении эпидемиологических правил. Восстановление сектора работы гостиничных предприятий Санкт-Петербурга может включать в себя чрезвычайно короткие циклы планирования, обусловленные постепенным снятием ограничений на поездки, и очень короткие окна бронирования, поскольку путешественники следят за ситуацией [3].

Таким образом, отели сталкиваются с перспективой длительного восстановления. В ближайшие месяцы и годы ситуация будет меняться в зависимости от ряда факторов, включая масштаб сети, местоположение и профиль спроса. Не существует единого правильного пути развития и стратегического восстановления для всех гостиничных предприятий, но некоторые рекомендации применимы повсеместно. Отели должны заботиться о своих сотрудниках, поддерживать с ними связь во время пандемии и обеспечивать их безопасность по возвращении. Они должны управлять ожиданиями клиентов, осознавать, что они будут продолжать развиваться, и готовиться действовать гибко для решения проблем, связанных со здоровьем и безопасностью. В долгосрочной перспективе путешествия вернутся из-за важного сдвига в потреблении – ускоренного перехода от покупки вещей к покупке впечатлений.

Список литературы

  1. Вдовкина Д. А., Йылмаз Х. Влияние пандемии COVID-19 на гостиничный бизнес: анализ последствий и возможностей // Научные записки молодых исследователей. – 2021. – №3. – С. 75-84.
  2. Кабелкайте-Вайткене Ю. А. Проблемы и возможности индустрии гостеприимства в условиях распространения коронавирусной инфекции // Цифровая наука. – 2020. – № 10. – С. 35-45.
  3. Кемайкин П. В., Гусева А. А. Проблемы развития гостиничного бизнеса в условиях пандемии // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2020. – № 3. – С. 27-32.
  4. Лосинский А. В. Скобельцына А. С. Индустрия гостеприимства в условиях пандемии COVID-19: особенности антикризисной программы отеля «Астория» // Вестник индустрии гостеприимства. – 2021. – С. 83-87.
  5. Мустафина А. В., Пирогова О. Е. Идентификация и анализ рисков предприятий индустрии гостеприимства в пандемийный период // Международный научный журнал. – 2021. – № 4. – С. 37-45.
  6. Степанова С. А., Николаев А. В., Скобельцына А. С. Проблемы и пути адаптации гостиничных предприятий Санкт-Петербурга к работе в условиях пандемии // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 4. – С. 159-163.

Интересная статья? Поделись ей с другими: