УДК 332.1

Направления развития государственно-частного партнерства в условиях международных санкций

Полоненко Владислав Андреевич – аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

Аннотация: В научной статье представлены результаты анализа основных направлений развития и поддержки механизма государственно-частного партнерства в Российской Федерации в период международных санкций. Актуальность исследования обусловлена высокою практическою роль государственно-частного партнерства при решении вопросов инфраструктурного обеспечения социально-экономического развития региональных субъектов Российской Федерации. В работе рассмотрены актуальные проблемы государственно-частного партнерства в современной российской практике. Определена роль инфраструктурных облигаций в решении проблем финансового обеспечения развития государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, инфраструктурные облигации, инфраструктурные проекты, международные санкции.

Наиболее перспективной формой финансирования крупных инфраструктурных проектов в регионах Российской Федерации, способствующих достижению целей и решению стратегических задач общественного управления, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В периоде последнего десятилетия практика его использования подтверждает высокую эффективность в распределении бюджетных средств, которые совместно с частным капиталом, способствуют реализации проектов в социальной и экономической сфере государства.

Главным отличием механизма ГЧП от концессионных соглашений заключается в том, что при концессии происходит сохранение права собственности на объект проекта, где осуществляются регулярные платежи концеденту за его владение и пользование. Отличие ГЧП от государственных закупок в том, что в последнем случае 100% объем финансирования составляют бюджетные средства [1].

Реализация проектов государственно-частного партнерства в регионах России можно считать выгодным сотрудничеством для каждой стороны отношений (государства и частных партнеров), поскольку обеспечивается эффект синергии и равные права в управлении объектом. При этом со стороны государства возможны дотации, субсидии и налоговые льготы, а со стороны частных партнеров – свободный капитал, человеческие ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и управленческий опыт [2].

Однако при применении механизма ГЧП в инфраструктурных проектах в современных условиях международных санкций есть ряд проблем, решение которых – одна из стратегических задач. Они обостряются и приводят к угрозе замедления темпов развития государственно-частного партнерства в российской практике. К наиболее актуальным проблемам относятся [3]:

  1. Отсутствие развития инструментов долгосрочного финансирования, что не позволяет до конца финансировать реализацию проектов.
  2. Недоверчивость частных инвесторов и предприятий к деятельности органов исполнительной власти.
  3. Присутствие противоречивых указаний и нормативов, составленных в различных документах и законодательных актах.
  4. Отсутствие четкого понимания сторон партнерства того, на каких интересах и выгодных условиях, они готовы сотрудничать при реализации проектов.
  5. Дефицит кадровых и управленческих ресурсов в управлении проектами ГЧП.
  6. Влияние негативного внешнего фона и экономической нестабильности на динамику уровня инвестиционной привлекательности.

По нашему мнению, важнейшим аспектом решения финансовых проблем применения механизма ГЧП при реализации инфраструктурных проектов в регионах России является использование инфраструктурных облигаций.

Согласно информации, которую предоставляет «РОСИНФРА» в периоде 2021-2022 гг. реализация проектов государственно-частного партнерства насчитала 190 успешных проектов, общий объем инвестиций которых составил 658 млрд руб. При этом, большая часть (498 млрд руб.) – это частные инвестиции, которые были привлечены на этапе проектного финансирования. Одной из форм решения задач финансового обеспечения выступали как раз инфраструктурные облигации.

Анализируя активные проекты государственно-частного партнерства, стоит отметить, что по состоянию на июнь 2022 г. в России их насчитывалось 3031 проектов. Общий размер их инвестиций составляет 3,7 трлн руб., из которых 2,7 трлн руб. частный капитал. Из этих 2,7 трлн руб., около 90% финансирования поступает со стороны коммерческих банков и лишь 10% со стороны эмиссии корпоративных облигаций.

Объем выпуска инфраструктурных облигаций в 2021-2024 гг. составляет 150 млрд руб. Два выпуска облигаций выпустили на общую сумму 20 млрд руб. в 2021 г. По состоянию на апрель 2022 г. одобрено еще 8 проектов (12 займов) в 8 регионах на общую сумму 22,3 млрд руб., которые позволят обеспечить необходимой инфраструктурой 2,3 млн кв. метров жилья. В настоящий момент на рассмотрении в ДОМ.РФ находится еще 73 проекта (85 займов) в 31 субъекте РФ с объемом финансирования инфраструктуры на общую сумму около 303,6 млрд руб. [7].

Динамика рыночной капитализации их обращения изображена на графике рисунка 1.

image001

Рисунок 1. Динамика рынка инфраструктурных облигаций в обращении в России в периоде 2010-2020 гг., в млрд руб.

Таким образом, капитализация рынка инфраструктурных облигаций в России демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Так, в периоде с 2010 по 2020 гг. произошло увеличение с 8 млрд руб. до 111 млрд руб. В особенности рост наблюдался в периоде с 2019 по 2020 гг. (с 93 млрд руб. до 111 млрд руб.).

В периоде с 2021 г. начался новый этап развития рынка инфраструктурных облигаций, применяемых при реализации не только проектов по строительству рыночной и транспортной инфраструктуры, но и при строительстве социально-значимых объектов, комплексов и центров. По данным за 2021-2022 гг. среднегодовой объем рынка инфраструктурных облигаций в обращении в России достигает 150 млрд руб. Очень много выпусков инфраструктурных облигаций происходили по льготным условиям в 3-4% годовых [6].

По поручениям Президента РФ объем выпуска инфраструктурных облигаций в российской практике должен увеличиться с 2024 г. до рекордных 300 млрд руб. По текущим данным за март 2023 г. на рынке доступны четыре выпуска инфраструктурных облигаций с общей эмиссией в 45 млрд руб. По ним были осуществлены торги в объеме 1,8 млрд руб. При этом доходность по инфраструктурным облигациям находится в диапазоне 8,86-9,64%, что делает их инвестиционно-привлекательными [6].

На следующем графике рисунка 2 изображены основные инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства, по критерию объема инфраструктурных облигаций, выпущенных и находящихся в обращении в России.

image002

Рисунок 2. Объемы инфраструктурных облигаций, находящихся в обращении в зависимости от проекта ГЧП в России, в млрд руб. [8].

Несмотря на то, что большая часть (более 80%) проектов инфраструктурного назначения в сфере государственно-частного партнерства относится к жилищно-коммунальному хозяйству, структура рынка инфраструктурных облигаций иная. В ней основная доля принадлежит инфраструктурным проектам транспортного назначения и социальной сферы. При этом распределение инфраструктурных облигаций между уровнем значения проектов примерно равномерное. Так, 43% инфраструктурных облигаций выпускаются под национальные (федеральные) проекты, а 57% под региональные проекты.

Например, в Московской области происходит активное применение механизма ГЧП при реализации социальных проектах в целях развития инфраструктуры здравоохранения. Их примерами являются [5]:

  1. Создание и эксплуатация онкорадиологического центра (Балашиха), где объем частных инвестиций партнеров составил 2,326 млрд руб.
  2. Создание и эксплуатация онкорадиологического центра (Подольск), где объем частных инвестиций партнеров составил 1,526 млрд руб.

Также приоритетным направлением развития ГЧП в России в условиях международных санкций является применение инновационных технологий. Например, важно проведение оценки рисков проектов при помощи применения интеллектуальных информационных технологий в рамках автоматизации процессов. По нашему мнению, одним из примеров применения интеллектуальных информационных технологий в оценке рисков проектов ГЧП выступает технология Big Data.

Эффективность использования данной технологии при оценке рисков заключается в следующем:

  • во-первых, обеспечивается достижение основной цели анализа – повышается качество определения угроз и факторов, негативно влияющих на финансовую устойчивость проекта;
  • во-вторых, обеспечивается решение задачи по увеличению скорости реагированию менеджмента на возникновение внешних угроз, создающих финансовые риски;
  • в-третьих, обеспечивается финансовая безопасность проектных организаций, поскольку применение высокоинтеллектуальных технологий больших данных позволяет снизить количество угроз;
  • в-четвертых, руководство проектов ГЧП способно обеспечить принятие решений, направленных на снижение затрат.

В целом же, преимуществами развития государственно-частного партнерства при реализации крупных проектов государства являются:

  1. Высокий уровень качества проработки всех вопросов в рамках реализации проекта.
  2. Организация жесткого внешнего контроля за эффективностью и качеством проектных работ.
  3. Возможность внесения изменений, применения механизма управления рисками и страхования.
  4. Применение эффективной методики расчетов планируемых доходов и расходов при реализации проекта.

Таким образом, применение механизма ГЧП при реализации инфраструктурных проектов в регионах России способствует решению основной проблемы социальной и экономической политики государства – устранение дефицита финансирования. Благодаря привлечению частных партнеров повышается качество планирования, бюджетирования и управления рисками. Происходит обмен управленческого опыта и практики в решении возникших проблем.

Однако современные условия международных санкций снижают инвестиционную привлекательность в России, из-за чего проблема финансирования обостряется. Поэтому государству в целях стимулирования развития сферы ГЧП необходимо проводить поддержку развития рынка инфраструктурных облигаций. Также в приоритетах применение инновационных технологий, как Big Data, которые совершенствуют процесс оценки рисков проектов.

Список литературы

  1. Муртазина И.Р. Государственно-частное партнерство: сущность, цели, задачи, условия эффективности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 475-481.
  2. Евлоев Т.И. Сущность и основные понятия механизма государственно-частного партнерства // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2020. С. 41-44.
  3. Дробышевская Л.Н., Ключников О.А. Развитие государственно-частного партнерства в РФ: проблемы и поиск новых решений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 6 (97). С. 12-18.
  4. Тютюкина Е.Б., Тютюкина А.А. Развитие рынка инфраструктурных облигаций на современном этапе // Вестник Академии. 2020. № 1. С. 58-66.
  5. Ионова Л.А. Развитие инфраструктуры в сфере здравоохранения Московской области посредством реализации проектов ГЧП // Актуальные проблемы экономического развития государств – членов ЕАЭС. 2022. С. 216-219.
  6. Инфраструктурные облигации: можно ли вложиться в Россию и заработать // РБК. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/63ff69cb9a79477f70413a65 (дата обращения: 19.03.2023).
  7. Кубасова Т.И., Новикова Н.Г., Полякова Н.В. Инфраструктурные облигации как инструмент финансирования инфраструктуры жилищного строительства // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2022. № 2 (48). С. 77-83.
  8. Плотников А.В. Проектное финансирование с использованием инфраструктурных облигаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С. 19-22.

Интересная статья? Поделись ей с другими: