УДК 33

Быстрорастущие фирмы как фактор возрождения экономики

Романова Ирина Андреевна – студент бакалавриата Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Крайнев Николай Евгеньевич – студент бакалавриата Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Изучение быстрорастущих компаний является важным объектом исследования в современном мире. Эти фирмы, известные как "фирмы-газели", способны значительно влиять на экономический рост и имеют важное значение для крупных мировых государств. Они обладают необычайной гибкостью и толерантностью к риску, что позволяет им принимать решения быстрее и быть более устойчивыми в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Эти компании также являются ключевыми игроками в удовлетворении потребностей населения и повышении качества жизни жителей конкретных регионов. В данной статье будут рассмотрены особенности, факторы успеха и конкурентные преимущества быстрорастущих компаний.

Ключевые слова: быстрорастущие компании, фирмы-газели, экономический рост, конкурентные преимущества. особенности, факторы успеха.

Одним из ключевых вопросов современной экономики является необходимость поиска новых эффективных возможностей ее развития. И в центре внимания данного вопроса выступает феномен, открытый в 1980-е годы Девидом Берчем, который играет важную роль в экономике всех стран и по сей день. Он рассмотрел рост тысячи компаний и выявил, определенную закономерность:

  • «слоны» – крупные компании, часто основаны за счет государственного капитала;
  • «мыши» – мелкие компании, которые являются незначительными участниками рынка;
  • «львы» – компании, развитие которых осуществляется за счет поглощения более слабых компаний. Все эти 3 группы предприятий, по его мнению, растут крайне медленно и не вносят ощутимый вклад в увеличение занятости среди населения и рост ВВП государства.

В результате проведенного исследования Д. Берч пришел к выводу, что в активно изменяющейся современной экономике двигателем экономической активности выступает четвертый тип фирм-небольшая группа компаний, которым он присвоил название «газелей», особо отметив их сходство с этим животным. Суть заключается в том, что эти компании развиваются с помощью непрерывного улучшения собственного потенциала. Так был введен такой экономический термин, как «фирмы-газели», однако данный термин чаще используется в неформальных разговорах, поэтому в официальных документах применяют термин «быстрорастущие компании». [12, c.10]

Развитие теории Д. Берча привело к множеству исследований компаний по всему миру, однако нет единой системы критериев для определения «фирмы-газели», однако нами были выделены четыре основных:

  • выручка за рассматриваемый год составляет 10–350 млн долларов;
  • выручка компании ежегодно прирастает на 30% более 5 лет подряд;
  • фирма-газель за исследуемые пять лет должна получить хотя бы раз чистую прибыль;
  • претендент на звание фирмы-газели не должен быть госпредприятием или дочерним предприятием какой-то крупной корпоративной структуры. [4, c.86]

Перейдем к описанию факторов, влияющих на развитие быстрорастущих компаний. Ученые выделяют разные факторы развития этих компаний, например, Колодняя Г.В. считает, что важным преимуществом является применение инновационных технологических решений-такие компании, отличаются высокими затратами на НИОКР. [6, c.61]

Однако, существуют ученые, которые имеют совершенно иное мнение на счет развития «фирм-газелей». Например, Юданов А.Ю. считает, что «газели» могут возникать в абсолютно любых отраслях, и далеко не обязательно высокотехнологичных.

Датский ученый Александр Коад считает, что одной из важных составляющих развития является стратегия фирмы. В зарубежной литературе широко применяют понятие entrepreneurial orientation, которое включает в себя три составляющих: инновационность, склонность к риску и активность при выходе на иные рыночные арены. Применение данной стратегии позволяет фирме участвовать в поддержании новых идей, экспериментов и творческих процессов.

Экономисты Саймон Паркер и Дэвид Стори считают, что существуют стратегии, позволяющие сохранить высокие темпы роста. Первая-наличие маркетингового отдела и главного продукта, который составляет большую часть продукции. Вторая-проведение опросов клиентов, а также ориентация на сектор B2B, нежели на B2C. Третья заключается в том, что зачастую методы, стимулирующие рост, работают по-разному в определенные периоды времени, поэтому быстрорастущие компании должны приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам. [3, c.83]

Кроме того, можно выделить иные факторы, влияющие на рост. А именно: общий инновационный и инвестиционный фонд региона, а также место деятельности компании. Если говорить о втором факторе, то в тех регионах, которые находятся ближе к границам страны, развиваются «газели-экспортеры», в то время как в регионах с развитыми первичными секторами- «газели внутреннего рынка». То есть, на успех фирмы влияет ее расположение.

Необходимо отметить еще одну группу факторов. Важно привлекать дополнительных людей, из-за того, что компания стремительно наращивает свой рост, попадает в некую восходящую воронку: из-за стабильного увеличения хороших показателей, появляется возможность увеличивать заработную плату и, следовательно, привлечь более квалифицированных и востребованных людей, которые в свою очередь подают свежие идеи, мысли, технологии, которые снова способствуют подъему.

Еще один важный фактор в поддержании бизнеса-планирование. Для компании важно научиться планировать рост, а затем подготавливать под него бизнес-процессы и персонал.

Следующий фактор – это постоянный мониторинг рынка на его опережение, так как рынок постоянно увеличивается, отрасль развивается непрерывно, нужно всегда быть на шаг впереди и предугадывать запросы покупателей.

И последний фактор – видеть итоговый результат и четко планировать все этапы развития бизнеса. Плохой итог для фирмы-газели – уйти с рынка, так как он быстро перенасыщается и бизнес достигает потолка, вследствие этого «газель» может существовать только в том рынке, где есть вероятность не разового рывка, а постоянного увеличения объемов. [6, 60]

Исходя из анализа, можем выделить ряд характерных черт: газели предпочитают занимать узкую нишу и специализируются чаще на одном виде продукции. Газели – это в первую очередь новаторы, применяющие успешные стратегии и имеющие гибкую способность адаптироваться к новым условиям. Для поддержания инноваций компании необходимо обучать сотрудников. «Газели» возникают во всех секторах экономики, и далеко не все они являются высокотехнологичными компаниями. [3, c.85]

Несмотря на свою специфику, быстрорастущие компании являются полноправными членами сектора среднего предпринимательства в России. Хотя их доля незначительна, они играют значимую роль в экономике России, поэтому они нуждаются в разработке мер государственной поддержки, однако здесь они сталкиваются с множеством проблем.

Первая из них-непоследовательность государственной политики (постоянно меняющиеся правила на рынке, длительность получения необходимых лицензий и разрешений, трудности с бюрократией и коррупцией)

Вторая – препятствия для внедрения научно-технических разработок. Малым и новым растущим предприятиям крайне сложно получить доступ к новым научным знаниям, ввиду их дороговизны.

Следующая острая проблема – недоступность финансовых ресурсов для новых и растущих предприятий. По мнению экспертов, для них практически недоступно получение инвестиций за счет размещения акций, так как сложно получить доступ к кредитным средствам.

Серьезным препятствием выступает и высокие издержки входа на рынок ввиду неэффективного антимонопольного законодательства. [6, c. 18]

Для того, чтобы оценить перспективы развития данных фирм, необходимо оценить их успешность. В работах Е. В. Николаевой, Д. А. Плетневой был проведен расчет рентабельности продаж, который показал, что быстрорастущие компании имеют гораздо более успешные нежели остальные компании (таблица 1). Более того, всего немногочисленная часть быстрорастущих компаний получила убыток в рассматриваемый период времени (3,2% компаний) в то время, как остальные компании получили значительный убыток (20,1% компаний). Поэтому, можно сделать вывод об успешности быстрорастущих компаний.

Таблица 1. Способность генерировать прибыль быстрорастущих компаний. [8]

1

Также для развития такие предприятия нуждаются в поддержке, особенно на ранних этапах своего развития. Е.А.Белинская провела исследование развития фирм-газелей для определения в какой момент предприятия нуждаются в средствах для дальнейшего существования. Исследования показывают, что компании – «газели» начинают привлекать и активно использовать заемные средства примерно на третий-четвертый год своего существования, что позволяет увеличить на два-три года дополнительный рост разрабатываемых проектов.

 Следовательно, выявление компаний, которые нуждаются в дополнительном стимулировании, приводит к стабильному развитию «газелей» и их увеличению доли в экономике страны. Постоянный мониторинг потенциальных газелей может осуществляться как со стороны государства, так и при участии независимых фирм, например, «Deloitte», которая осуществляется поиск фирм, которые за последние годы достигли самых высоких темпов роста среди стран Европы, Ближнего Востока, Африки. [2, c.5]

Российская Федерация в целом государство быстрорастущих компаний, так как в отличие от консервативных европейских стран, здесь приветствуется быстро развивающийся бизнес из-за это наличие свободных ниш в разных отраслях.

Обобщая результаты, можно сказать, что быстрорастущие компании способны не только завоёвывать новые рынки, но и создавать, реализовывать собственные бизнес-идеи, расти в тяжелых условиях конкуренции, придавать продуктам новые уникальные потребительские свойства и сохранять свое значение в развитии национальной экономики.

На основе вышеперечисленного, можно подвести вывод: данное явление было обнаружено в прошлом столетии в США. Несмотря на то, что в России данный феномен был рассмотрен совсем недавно, учеными было дано не только точное определение этих компаний, но выявлены особенности их развития в нашей стране. В частности, большая концентрация таких предприятий сосредоточена в основном на потребительский сектор и промышленное производство.

Также можно отметить, что фирмы-газели являются важным критерием экономического роста страны, а также имеют значение в социальной сфере, выступая движущей силой инновационного развития.

Существуют множество факторов, влияющих на деятельность быстрорастущих фирм, которые легли в основу научных гипотез. Во-первых, фирмы-газели вносят значительный вклад в национальную экономику и являются важным драйвером ее трансформации и модернизации. Во-вторых, быстрорастущие компании почти не подвержены воздействию внешних экономических шоков, но внешние условия предпринимательской среды влияют на их деятельность. Можно сказать, что большая их часть сосредоточена в центре России, ближе к центру деловой и транспортной активности.

На наш взгляд, основа успеха быстрорастущих компаний заключается в способности создавать спрос, а порой и новые рынки. Они осваивают новые ниши и становятся «первопроходцами», получая выигрыш от первенства. Одним из самых важных факторов развития является наличие маркетингового отдела и главного продукта, который составляет большую часть выпуска.

Если рассматривать пути развития быстрорастущих компаний, то они зачастую основываются на существующих экономических проблемах.

Если рассматривать экономику государства в целом, то развиваясь так быстро компании формируют высокий уровень трудоустройства, составляют львиную долю в приросте ВВП, поэтому для России необходимо увеличение «газелей» в общем числе предприятий для решение экономических проблем, таких как падение темпов роста, высокий уровень неустойчивости и безработица. В связи с этим необходимо осуществлять поддержку в виде средств на дальнейшее развитие данных фирм, особенно на начальных этапах, предшествующих становлению их полноценными самостоятельными «газелями». Также необходимо стимулирование кредитных организаций для оказания услуг быстрорастущим компаниям. И немаловажным является социально-культурный компонент: необходимо создавать привлекательный образ предпринимателя.

Список литературы

  1. Юданов А.Ю. Носители предпринимательства: фирмы-газели в России // Журнал новой научной ассоциации. – 2010. – №5. – С. 91-108.
  2. Сайбель Н.Ю., Караева Ю.А. История возникновения и развития фирм-газелей в России // Научные достижения и открытия 2018. МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 85-88.
  3. Божко Л.М. Развитие фирм-"газелей": особенности и факторы успеха // Вестник тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2020. – №3. – С. 59-67.
  4. Погосян Р.Р., Картина Ю.В., Бойченко М.П. Быстрорастущие компании в России: факторы успеха и особенности // Сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции. – Курск: Юго-западный государственный университет, 2020. – С. 82-85.
  5. Козлова А.В. Перспективы развития фирм-"газелей" в Российской Федерации // Наука через призму времени. – 2019. – №3. – С. 18-20.
  6. НИР. Экономика фирмы, 2020, № 1 (30).
  7. Буренина Ирина Валерьевна, Быль Евгения Андреевна Быстрорастущие компании: обзор и сравнение подходов к определению и критериям // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. №4 (18).
  8. Бархатов В.И., Плетнёв Д.А. Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnost-bystrorastuschih-predpriyatiy-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 21.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: