УДК 159.9

Влияние социальных сетей на формирование социализации подростков

Чэнь Ханьлу – магистрант Башкирского государственного университета.

Аннотация: В данной статье автор рассмотрел вопросы социализации подростка и то, как на нее может повлиять современная цифровая среда, а также определил положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей на социализацию подростков.

Ключевые слова: интернет, социальные сети, сообщения, подростки, социализация, проблемы развития личности.

Сравнительно недавно компьютерные технологии и Интернет ворвались в нашу жизнь. С развитием медиапространства, общество оказалось в совершенно новой среде. Теперь невозможно представить жизнь без уже таких повседневных атрибутов, как смартфон или компьютер. Как следствие, цифровая среда повлекла за собой ускорение темпа жизни [1].

Современная молодежь или поколение Z выросло в этом цифровом обществе, это не может не сказываться на их социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения основных норм общества под воздействием среды обитания. Однако среда обитания сейчас значительно изменилась, вследствие чего социализации основательно перемещается в Интернет [3]. Вопрос о формировании личности подростка в современных условиях является одним из самых актуальных.

В настоящее время дети очень рано регистрируются в различных популярных социальных сетях. Социальные сети – это совокупность социальных групп в интернете, предназначенные для коммуникации и самопрезентации каждого индивида [2].

В августе 2021 года аналитическое приложение AppAnnie представило статистику по пользованию YouTube и TikTok владельцами Android системы в период с 1 декабря 2019 года по 1 июня 2021. Согласно ей, с момента запуска тик-тока наблюдается рост экранного времени в данной социальной сети. Показатели тик-тока не только сравнялись с показателями YouTube, но и перегнали их в некоторых странах: в среднем британцы провели за просмотром контента в TikTok 26 часов в месяц. Это существенное различие с экранным временем в YouTube, которое составило менее 16 часов [5].

Отметим привлекательность использования социальных сетей в подростковом и раннем юношеском возрасте (привлекательны для значительной части пользователей). В виртуальном социуме подростки заводят знакомства и отношения с людьми по всему миру, быстро узнают последние интересующие их новости, а также самовыражаются и самореализовываются. Однако с течением времени грань между реальной жизнью и виртуальной начинает стираться. Личная жизнь почти полностью мигрирует в социальные сети и мессенджеры.

В подростковом возрасте интимно-личностные отношения являются одним из доминирующих факторов социализации [6]. В Интернете дети находят поддержку и понимание, сталкиваются с огромным количеством самых разных людей, что делает их более толерантными и человечными, а также помогает преодолеть застенчивость и коммуникативные барьеры. Но что будет, если все это вдруг отнимут у ребенка? Подросток будет чувствовать себя оторванным от мира, несчастным и неполноценным — все признаки зависимости от социальных сетей. Эта зависимость сильно влияет на успеваемость и мировоззрение ребенка.

Однако возникает другая проблема. Все социальные сети кишат огромным количеством бесполезной рекламы, спама, текстов и видео, не несущих особой смысловой нагрузки, но все это вместе заполняет нашу голову. В результате дети не умеют отделять нужную и полезную информацию от пустого и ненужного медиаконтента; теряется способность выполнять линейные действия, так как невозможно сосредоточиться на одной задаче, их ум быстро переутомляется и находится в постоянном напряжении. Также острая проблема для подростков заключается в безграничных возможностях интернет-ресурсов, зная, что они могут узнать ответ на любой интересующий их вопрос за пару секунд, дети перестают мыслить самостоятельно, у них не формируются причинно-следственные связи и впоследствии возникает клиповое мышление.

Клиповое мышление — явление, зародившееся до Интернета и современных гаджетов. Он основан на том, что человеческое мышление наполнено отдельными нарезками, клипами и картинками, а не целостным восприятием бытия. Этот тип мышления формируется как защитный рефлекс, подростки воспринимают огромный поток информации в образах, ярких пятнах, тем самым предотвращая ее переизбыток. Однако дети с трудом анализируют события, потому что образы быстро сменяются друг другом.

Еще одним последствием чрезмерного использования социальных сетей и Интернета является цифровое слабоумие. У человека с цифровым слабоумием нарушена мозговая деятельность, что снижает память и концентрацию внимания. Молодое поколение должно впитывать новую информацию как губка, но вместо этого оно умеет только находить информацию, не развивая своего мышления. И если орган не используется, он умирает. Поэтому цифровую деменцию так важно лечить и предотвращать, чтобы снизить вероятность ее возникновения.

Социальные сети являются одним из мощнейших источников контроля над еще несформировавшейся личностью подростков. В погоне за новыми веяниями и тенденциями может стираться грань между добром и злом, дети могут прибегать к травле.

Кибербуллинг, электронный буллинг, социальное насилие в сети – это отдельный вид буллинга, определяемый как преднамеренные агрессивные действия, совершаемые группой или отдельным лицом на регулярной основе в течение определенного периода времени с использованием электронных средств взаимодействия и направленные против беззащитной жертвы.

Анонимные сообщения с оскорблениями, угрозами, травлей, сбор и распространение личной информации – все это накладывает на личность глубокий отпечаток. Возможны психологические последствия, такие как депрессия, панические атаки, повышенная тревожность, депрессия и наиболее опасный исход - суицид [4]. Причинами кибербуллинга могут быть простая зависть, месть, комплекс неполноценности, развлечения и личные проблемы в семье. Проявлять девиантное поведение в сети намного проще, потому что Интернет дает возможность быть анонимным, это подталкивает подростков к действиям, которые они не смогли бы совершить в реальной жизни. Причины и мотивы участия подростка в буллинге изучаются индивидуально психологами и педагогами.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальные сети могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на такой важный процесс в жизни каждого человека, как социализация. В силу особенностей подросткового возраста, где важной составляющей является формирование личных отношений, социальные сети играют положительную роль: дети заводят много знакомств, всегда остаются в курсе последних новостей, и гораздо важнее свобода самовыражения и креативность. Но в то же время подростки зависимы от негативных проявлений интернет-среды, таких как интернет-зависимость, клиповое мышление, цифровая деменция и кибербуллинг. Преобладание положительного или отрицательного влияния на подростка будет зависеть, прежде всего, от самого индивида, его психологических и поведенческих качеств, от семьи и окружающей ребенка среды.

Список литературы

  1. Гареева, А. Ф. Влияние социальных сетей на социализацию подростков / А. Ф. Гареева, И. З. Ярмиев // Студент года 2021: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса : в 6 ч., Петрозаводск, 15 декабря 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. – С. 29-36.
  2. Ефимов Е.Г., Селиванова Е.В. Особенности аддиктивного поведения в социальных сетях (по материалам фокусгрупповых интервью) // Вестник Курганского государственного университета. 2014. №3 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-addiktivnogo-povedeniya-v-sotsialnyhsetyah-po-materialam-fokusgruppovyh-intervyu.
  3. Лазарева, И. Ю. Девиантное поведение детей и подростков в сети интернет: негативные тенденции развития и возможные пути противодействия / И. Ю. Лазарева, В. А. Тялин // Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки : Межведомственная научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Москва, 31 марта 2021 года / Сост. А.А. Базулина. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 73-76.
  4. Колодезникова, М. В. Кибербуллинг и его психологические последствия / М. В. Колодезникова, Е. В. Николаев // The Scientific Heritage. – 2020. – № 56-5(56). – С. 52-54.
  5. Осипова, Р. В. Влияние социальных сетей на ментальное здоровье подростков / Р. В. Осипова // Медиатолерантность - 2021 : материалы III Региональной (Поволжской) научно-практической конференции, Казань, 16 октября 2021 года / ЧУВО «Российский исламский институт». – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфическая компания "Бриг", 2021. – С. 396-400. 
  6. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова // Вопросы образования. 2004. №3. С.118-142.