УДК 323
Телятник Татьяна Евгеньевна – кандидат политических наук, доцент Кубанского государственного университета.
Аннотация: В статье говорится об особенностях трактовки категории «власть», акцентируется внимание на концепциях и подходах, изучающих и раскрывающих политическую власть. Автор характеризует такой важный аспект современности как информационное влияние и появление информационной власти.
Ключевые слова: власть, политические учения, политическая власть, государственная власть, антропология власти.
Специфическая особенность власти, выражающаяся в ее двойственности и противоречивости, является важнейшей проблемой практически для всех влиятельных концепций власти. В истории социально-политической мысли большинство трактовок политической власти, а также самих определений категории «власть» в первую очередь связывают ее функциональное значение с согласием между людьми и необходимым порядком, оптимальным управлением и целесообразным регулированием человеческих отношений.
Так, еще в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, говоря о божественной и естественной стороне происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми. Такой порядок выполняет функции регулятора отношений между управляющими и управляемыми. Отметим, что в эпоху Нового времени понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло отражение в теории «общественного договора» [1].
Многозначное понимание феномена власти характерно для современной политологической науки. В истории анализа власти концепция М.Вебера завоевала значимые позиции. Здесь понятие власти приобрело вполне определенную четкость и определенность. Так, веберовское определение выделяет следующие черты власти: основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения; власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними; власть должна определяться в терминах вероятности, возможности; власть всегда выступает или действует против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей. Проблематика постижения сущности власти в современном обществе представляет интерес не только для научного сообщества, но и имеет важное общественное звучание и практическое значение. Это говорит о том, что для политико-управленческих структур жизненно необходима выработка научно обоснованных стратегий, которые бы способствовали преодолению возможного кризиса в обществе, государстве, системе управления, важностью точного определения характера властных взаимоотношений, уточнения и распределения полномочий всей общественной и государственной структуры [2, с. 244].
В некотором роде власть выступает как явление аморфное – наступает ситуация или возникают обстоятельства, когда индивид получает возможность требовать подчинения своей воле. Так, мыслитель И.Ильин утверждал, что «власть есть волевая, живая сила, способная к воздействию и влиянию».
Исследование политики как особой стороны человеческой деятельности непременно связано с изучением феномена политической власти. Политика и власть функционируют на основе целенаправленной коллективной организации, возникающей с момента появления минимального количества акторов и развивающейся до огромных масштабов государства и мира.
Отметим, что в ходе становления и развития политической мысли наблюдается эволюция в понимании власти как ресурса государственной политики. При этом наблюдается изучение власти как взаимодействия между так называемыми агентами, где один агент может быть причиной определенных действий другого агента. Эффективность отношения пространства и политической власти фактически определяется способностью власти контролировать и «осознавать» данное пространство [3, с. 298].
Довольно значимым вопросом в политической науке выступает соотношение политической и государственной власти. Какая из указанных видов первичнее или является основанием для второй. Так, мы понимаем, что множество субъектов власти позволяет говорить, по крайней мере, о двух разновидностях политической власти: государственной и общественной. Известно, что в условиях первобытно-общинного строя политическая власть старейшины или князя уже существовала. О государственной власти в то время еще не могло быть и речи, но реализация властных полномочий безусловно предполагала специальный, обособленный от общества аппарат.
Государство не является единственным носителем политической власти. Во-первых, субъектами политической власти могут выступать политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть, отдельные личности в условиях выборов или референдума, а также толпа [4, с. 45].
Также, особой формой власти является общественная власть, формируемая партийными структурами, общественными организациями, общественным мнением [4, с. 28]. Такой вид власти тесно переплетается с условиями формирования общественного мнения и определяется факторами, создающими это мнение.
В изучении современных политических явлений информационная революция в мире диктует новую информационную парадигму. Под влиянием информационных механизмов и стремительно развивающихся технологий трансформируются политические институты, становятся более сложными в функциональном плане политические отношения, меняются формы политического воздействия на общество и общественное сознание, а также способы постижения политических реалий [5, с. 41].
Выходит так, что главным рычагом политической власти выступает умелое управление многообразными информационными потоками и своевременное применение информационных технологий. И соответственно, мастерство, опыт и умение разбираться в сложном содержании политической информации значительно влияют на успех будущего политического развития.
Безусловно, формирование и дальнейшая эволюция информационного общества, а также активное применение информационных технологий имеет не только высокую степень значимости и полезности для каждого члена общества, но и представляет новую ступеньку на пути к развитию цивилизации [6]. С другой стороны, различные уровни доступа к информации и условия этого доступа, из-за неравномерных темпов развития, способствуют формированию социального неравенства. Хотя есть множество других неизбежных факторов формирования такого неравенства. Из-за недостатка знаний и полной информации есть вероятность воздействия на мнение общества в различных сферах, а также применение манипулятивных технологий в корыстных целях.
Таким образом, сущность власти и процессы ее трансформации можно рассматривать с различных сторон, используя множество научных подходов и парадигм. Феномен власти изучается с момента появления первых политических отношений. Особое место среди видов власти в обществе занимает политическая власть, и неотъемлемая ее составляющая – государственная власть. В контексте развития информационного общества появляется информационная власть, исследование которой на сегодняшний день является одним из самых актуальных направлений.
Список литературы