УДК 327

Инициатива «Один пояс, один путь» и Южно-Китайское море: перспектива Малайзии и Вьетнама

Чжан Данань – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Южно-Китайское море является частью инициативы «Один пояс, один путь». Оно также является местом столкновения интересов множества государств, в том числе Китая и стран АСЕАН. Отношения Китая и таких стран как Вьетнам и Малайзия обусловлены долгой историей сотрудничества и конфликтов, и для успешного развития инициативы в регионе необходимы устойчивые двусторонние отношения, основанные как на двусторонних переговорах, так и на международном праве.

Ключевые слова: Китай, АСЕАН, Вьетнам, Малайзия, Южно-Китайское море, Инициатива «один пояс, один путь», международный арбитраж, двусторонние переговоры.

Южно-Китайское море является частью инициативы «Один пояс, один путь». Вопрос о Южном Китае остается важным, и во времена экономической напряженности мы надеемся, что споры будут разрешаться в рамках Кодекса поведения, принятым Китаем и АСЕАН. Спор вокруг Южно-Китайского моря (ЮКМ), вероятно, стоит во главе повестки дня безопасности Азии. Безусловно, существует растущая конкуренция за морские ресурсы. Статистика судоходства актуальна для морского «Пояса и пути» и ЮКМ: ежегодно через Малаккский, Зондский и Ломбок-Макассарский проливы проходят более 100 000 судов. Пока что на обозримую перспективу вдоль «Пояса и пути» и ЮКМ поведение Китая будет «сочетанием неконфронтации и напористости» [1].

Неконфронтация Китая продолжает оставаться частью философии «мягкой силы» современного Шелкового пути после его создания в 2013 году. С такими странами АСЕАН, как Бруней и Малайзия, разрешение споров проще, чем с Малайзией. Малайзия предпочитает политические и дипломатические решения больше, чем юридическое решение споров с Китаем. Относительно «Пояса и пути» может обсуждаться вопрос переговоров, посредничества и арбитража. Тем не менее, для споров вокруг ЮКМ двусторонний путь Китая продолжает оставаться важным. В отношениях с Китаем Малайзия предпочитает использовать относительно сдержанный подход к решению Южно-Китайского моря и обдуманную долгосрочную стратегию. Это было продемонстрировано во время председательства Малайзии в АСЕАН в 2015 году. Премьер-министр Махатхир Мохамад, избранный в мае 2018 года, не мог игнорировать свой малайско-малайзийский электорат. Премьер-министр Махатхир продолжит ранее дружественные малайзийско-китайские отношения. Инвестиции в устойчивую инфраструктуру могут защитить окружающую среду и повысить устойчивость развития страны, помогая создавать рабочие места, и Малайзия обладает особенно значительным потенциалом солнечной энергии, но ее солнечные электростанции остаются в основном небольшими, и на сегодняшний день установленная мощность составляет менее 100 МВт. Это составляет менее 1% от общего объема электроснабжения Малайзии. При посредничестве Китая Можно разработать крупномасштабные солнечные электростанции, чтобы удовлетворить до 20% текущих потребностей страны в электроэнергии».

Китайско-вьетнамские переговоры о районах совместного развития в Южно-Китайском море носят новаторский и конструктивный характер. В настоящее время китайско-вьетнамские отношения находятся на решающем этапе улучшения и развития. 1 апреля 2018 г. министр иностранных дел Китая Ван И после обстоятельного обмена мнениями с министром иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минем согласился с тем, что Китай и Вьетнам должны способствовать развитию китайско-вьетнамских отношений для долгосрочного и устойчивого развития китайско-вьетнамских отношений. В Ханое в ходе Всемирного экономического форума АСЕАН 11–13 сентября 2018 г. вице-премьер Ху Чуньхуа встретился с премьер-министром Вьетнама Нгуен Суан Фуком, который отметил, что Вьетнам поддерживает инициативу «Один пояс, один путь» и «всестороннее стратегическое сотрудничество с Китаем». Китай и Вьетнам «готовы наладить синергию стратегий развития со странами АСЕАН». В дальнейшем можно будет рассматривать совместную гуманитарную китайско-вьетнамскую эксплуатацию ресурсов одного острова или рифа в Южно-Китайском море. Этот трудоемкий вид совместной разведки и добычи запасов (нефти и газа) пока не стоит на повестке дня Китая и АСЕАН. Однако в ЮКМ страны-претенденты должны отказаться от своих претензий на суверенитет и работать вместе над созданием эффективного режима совместного управления. И последнее, но не менее важное: живые ресурсы ЮКМ и морская среда должны быть сохранены и управляться правовым режимом сотрудничества.

Таким образом, можно заключить, что перспектива двусторонних переговоров в рамках АСЕАН по вопросу ЮКМ относительно дальнейшего развития инициативы «Один пояс, один путь» реальна. Однако Шелковый путь также выиграет от сильной поддержки международного арбитража в Шанхайском международном арбитражном центре и Гонконгском международном арбитражном центре. В специальном административном районе Китая Гонконг есть квалифицированные арбитры, но им нужно больше полномочий. Поэтому Китаю необходимо продолжить работать на всех направлениях международной дипломатии для установления такой международной среды в регионе, которая бы несла процветание и развитие всем участникам.

Список литературы

  1. Li Mingjiang. China Joins Global Governance: Cooperation and Contentions. London: Lexington Books, 2012.
  2. O’Neill, Daniel C.. Dividing ASEAN and Conquering South China Sea: China’s Financial Power Projection. Hong Kong: HKU Press., 2018.
  3. So, Alvin Y. Globalization in China: From Neoliberal Capitalism to State Development in East Asia./ Globalization in the 21st Century: Labor, Capital, and the State on a World Scale, ed. Berch Berberoglu, New York:Palgrave Macmillan, 2010.

Интересная статья? Поделись ей с другими: