УДК 796

Повышение специальной работоспособности женской студенческой сборной команды ДВГАФК по волейболу

Попов Павел Дмитриевич – преподаватель Дальневосточной государственной академии физической культуры.

Долматова Екатерина Игоревна – студентка Дальневосточной государственной академии физической культуры.

Аннотация: Конкуренция в современном спорте, увеличение объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливают поиск новых путей и неиспользованных резервов в организации учебно-тренировочного процесса спортсменов различной квалификации [3].

По мнению специалистов, во многих видах спорта спортсмены достигли близких к предельным параметрам тренировочных нагрузок. Высококвалифицированные спортсмены, как правило, в течение длительного времени тренируются почти на пределе своих функциональных возможностей, балансируя между столь желанным наивысшим уровнем спортивной формы и опасностью перенапряжения систем организма, возникновения патологических явлений, вызванных предельными нагрузками [1,2]. В этой связи первостепенное значение имеет активное воздействие на процессы восстановления после физических нагрузок путём естественного их стимулирования.

Ключевые слова: волейбол, игроки, студенческая сборная команда ДВГАФК, специальная работоспособность, средства восстановления.

В ходе проведения предварительных исследований был определен уровень физической работоспособности волейболисток по трем тестам, традиционно используемых в спортивной практике: Гарвардский степ-тест, Тест Руфье, «М-Тест».

Из полученных результатов женской сборной команды по Гарвардскому степ- тесту соответствуют оценке «отлично». За 5 минут все волейболистки показывают нормальную скорость восстановления. Данная оценка наблюдается у всего состава игроков. Показатели их работоспособности выше нормативного показателя (от 110 до 174). По шкале оценивания работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста, результат выше 90 является «отличным».

По показателю теста Руфье, можно констатировать, что не все волейболистки за первые две минуты смогли восстановится полностью. Это свидетельствует о более длительном времени восстановления. У 8 игроков из 12 физическая кондиция– посредственная. Результаты игроков женской сборной ДВГАФК находятся в пределах от 6 до 9,2. По шкале оценки индекса Руфье результаты от 6 до 10 соответствуют оценке – посредственная физическая кондиция. Лишь у двух игроков (6 и 12) наблюдаются хорошие показатели. Игроки показали оценку 3,2 и 4,4, соответственно. Данные результаты входят в промежуток от 1 до 5, что по шкале оценивания соответствует оценке – хорошая физическая кондиция.

По данным, полученным в ходе проведения «М-теста», уровень подготовки спортсменок также оказался разным. У пяти игроков оценка – «хорошая». Их показатели варьируются от 58 до 66. У трёх игроков МТ соответствует оценке «удовлетворительная». Их результаты находятся в пределах от 71 до 73. Подобная тенденция наблюдается и у других трёх игроков, их оценка по шкале оценки М-Теста – «слабая». Показатели входят в промежуток до 88. У одного игрока наблюдается оценка «неудовлетворительная». Его показатель равен 90, что по шкале оценивания является неудовлетворительным.

Проанализировав полученные данные было определено, что восстановление игроков в сборной команде ДВГАФК происходит по-разному, что может обуславливаться возрастом игроков, различным уровнем подготовленности, связанным с курсом обучения (различным количеством часов по практическим дисциплинам, на которых спортсменки также получают физическую нагрузку). Так, например, две волейболистки обучаются на направлении «Адаптивная физическая культура» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», в учебном плане которых отсутствуют такие практические дисциплины как учебные дисциплины «Профессионально-спортивное совершенствование» и «Теория и методика избранного вида спора», так как у волейболисток, обучающихся на направлении «Физическая культура» эти занятия проводятся два раза в неделю. У студентов первого года обучения добавляются занятия по элективным курсам физической культуры. У студентов 4 курса в учебном плане прекращаются занятия по дисциплине «Профессионально-спортивное совершенствование», что снижает общую физическую нагрузку на игроков. По итогу уровень физической нагрузки у волейболисток очень разный. 

Учебно-тренировочный процесс в команде составляет всего 4,5 часа в неделю, поэтому направлен в основном на технико-тактическую подготовку спортсменок. Поэтому увеличение и поддержание физической формы игроков требует дополнительного времени. В связи с этим был предложен комплекс мероприятий для повышения физической работоспособности. Данный комплекс был направлен на повышение прыжковой выносливости волейболисток.

Также предложены восстановительные мероприятия. Основываясь на рекомендациях ведущих специалистов и опираясь на условия, в которых тренируется женская сборная ДВГАФК мы составили следующую схему восстановительных мероприятий и выбрали те средства, которые доступны для нашей студенческой сборной.

В первую неделю тренировочного цикла была применена витаминизация. В течении первых 2х недель команда пропила курс витаминного комплекса С «Супрадин». Данный комплекс можно приобрести без рецепта врача. Препарат содержит витамины: A, B, C, D, E, минералы и микроэлементы. Спортсменки пропили один курс – 10 дней.

На протяжении всего тренировочного процесса были применены: контрастный душ, аутогенная тренировка, самомассаж, баня, фармакологические средства, элементы восстановительного массажа, активный отдых.

Для самомассажа и элементов восстановительного массажа были подобраны специальные упражнения, которые можно выполнять в парах и самостоятельно, в зале и дома. Упражнения включали как ручной массаж, так и при помощи инвентаря (теннисный мяч).

В комплекс восстановительных мероприятий мы так же включили природный адаптаген. Так как это очень доступно, недорого и традиционно используется на территории Хабаровского края. В нашем исследовании мы использовали лимонник. Адаптоген добавлялся в чай, и его дозировка не превышала норму. Лимонник улучшает обмен веществ, укрепляет иммунитет, нормализует работу сердца и насыщает организм витаминами и микроэлементами.

Баня применялась один раз в неделю, после тренировочного цикла спортсменок.

В общей сложности проводилось не более 2-3 процедур, взаимно усиливающих друг друга. Также учитывалось взаимодействие фармацевтических средств. Средства общего воздействия проводились после интенсивных нагрузок.

Внедряя восстановительный комплекс, учитывались возрастные, и индивидуальные особенности. Так как реакция на восстановительные средства может быть различной, возможен «парадоксальный» эффект.

Используя данный комплекс в течении двух месяцев удалось вывить влияние восстановительных мероприятий на организм спортсменок студенческой сборной команды ДВГАФК. За период нашего эксперимента наблюдаются улучшения по самочувствию, физическому состоянию, скорости восстановления, но математически наши результаты не подтверждаются.

На это повлиял короткий промежуток времени эксперимента. Из этого можно сделать вывод, что воздействия данных восстановительных мероприятий должно вестись на систематической основе, постоянно и более продолжительно для достижения нужного эффекта.

  1. Изучив специальную литературу по данному вопросу, мы можем констатировать, что для правильного эффективного восстановления и перенесения физических нагрузок помимо педагогических средств, необходимо использовать и дополнительные средства восстановления. В качестве которых могут быть применены в нашем дальневосточном регионе природные адаптогены.
  2. По данным предварительного тестирования определено, что уровень физической работоспособности волейболисток сборной команды ДВГАФК очень неоднородный, что связано с разным возрастом игроков, развитием их физических качеств, курсом обучения и объёмом получаемой физической нагрузки,
  3. В процесс подготовки игроков женской сборной ДВГАФК по волейболу были предложены и включены следующие восстановительные мероприятия в соревновательном периоде: витаминизация, контрастный душ, самомассаж, активный отдых, фармакологические средства, аутогенная тренировка, элементы восстановительного массажа. В ходе соревновательного периода произошли положительные сдвиги по результатам Гарвардского степ-теста на 2,8 %, теста Руфье на 3 % и «М-Теста» на 13, 2 %. Не смотря на увеличение соревновательной нагрузки, игроки отмечают отсутствие снижения работоспособности, поэтому предложенная методика дала положительный результат.

Список литературы

  1. Аванесов, В.У. Восстановление: влияние физ. средств восстановления на спец. Работоспособность спринтеров в процессе выполнения тренировочных заданий скоростной направленности / В.У. Аванесов // Легкая атлетика. – 2007.-№11-12.- С. 48-49.
  2. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренера: в 2 т.: учебник: т.2 / В. Н. Платонов. - Москва: ООО "ПРИНТЛЕТО", 2021. - 608 с. - ISBN 978-5-6046191-1-7: 2500,00.
  3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения /В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004 -808 с.