УДК 37
Ван Пин – магистрант Башкирского государственного университета.
Аннотация: В статье раскрываются современные аспекты, оказывающие влияние на процессы воспитания современных школьников в условиях цифровизации. Автором определены характеристики социально-психологического портрета школьников, которые необходимо учитывать при организации воспитания. Определены актуальные принципы воспитания учащихся с учетом особенностей цифровой среды.
Ключевые слова: воспитание, цифровизация, современные школьники, поколение «Z», интернет, цифровая образовательная среда.
Сегодня цифровизация является одной из ведущих тенденций, определяющих векторы развития отечественной системы образования. Возможности цифровых технологий безграничны, если рассуждать в позитивном ключе, однако, несмотря на это, учителя как наставника, ментора и лидера заменить невозможно. «Цифровизация образования дает обучающимся возможность выстраивать эффективную индивидуальную образовательную траекторию, осваивать учебную программу в индивидуальном темпе, выбирать формы и методы обучения» [5].
Современных школьников, согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, принято относить к «Поколению Z». Сегодня рано делать строгие выводы о ценностях, характеристиках и особенностях «Поколения Z», однако можно предположить, что с цифровыми сервисами и приложениями они общаются на «ты», поскольку с раннего детства дети «Поколения Z» использовали компьютеры и мобильные телефоны, с помощью которых увлекательно проводили время [3].
Результаты российского исследователя Г.В. Солдатовой показывают, что за последние 5 лет более чем в 2 раза возросло количество российских подростков 14-17 лет с высокой онлайн – активностью, каждый третий подросток проводит в онлайн-режиме треть своей жизни; 44% опрошенных подростков не фиксируют разницу между собой реальным и «виртуальным»; 65% подростков чувствуют себя более самостоятельными и общительными в Интернет-пространстве; каждый второй родитель не осведомлен о высокой онлайн-активности своего ребенка [4].
Осмысление представленной информации задают важнейшее направление модернизации воспитания детей и учащейся молодежи, а именно: обеспечение формирования и развития творческой и целеустремленной, инициативной, предприимчивой, ответственной личности в эпоху цифровой трансформации. Бесспорно, только личность с развитыми критическим, креативным мышлением, эмоциональным интеллектом, ответственным и добросовестным отношением к делу, которые и отличают человека от машин, сможет выиграть конкуренцию с роботами в новой цифровой среде.
Представленные глобальные социокультурные контексты задают и другие важнейшие направления воспитания школьников.
Выявим другой важнейший аспект организации процесса воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях. Так, например, исследователи из Университета Гриффита (Австралия) подтвердили, что личностные качества обучающихся оказывают на уровень успеваемости большее воздействие, чем интеллект. Оказалось, что лучше всего учатся те студенты и школьники, которые обладают высоким уровнем добросовестности и открытости. При этом трудолюбие играло большую роль, чем наличие способностей. Это свидетельствует о необходимости содержательно-технологической интеграции процессов обучения и воспитания школьников. Такая интеграция может осуществляться в поддерживающей и развивающей комфортной школьной среде посредством включения компетенций в образовательные стандарты, учебные планы и программы, реализации стратегий активного, коллективного и проблемно-исследовательского обучения, проектной деятельности, исследования и эксперимента (создание в образовательном процессе условий для развития функциональной грамотности, гибких и жестких компетенций, глобальных компетенций; открытие и функционирование STEAM-центров, фаблабов; разработка и внедрение в практику стартапов, проектов личностного роста; организация шефской, волонтерской деятельности и др.) [2].
В новой цифровой среде формируется новая личность. При организации процессов воспитания и обучения важнейшим педагогическим требованием выступает учет характеристик современного социально-психологического портрета учащихся.
При этом заметим, что перед психолого-педагогической наукой в настоящее время остро стоит проблема научного обоснования влияния виртуальной реальности Интернета, дистанционных форм обучения и воспитания на формирование ценностей, интеллекта, эмоциональное развитие растущей личности.
Анализ ряда исследований и педагогического опыта позволяет определить следующие характеристики социально-психологического портрета современных школьников:
Когнитивные процессы современных школьников характеризуются следующими изменениями: высокая познавательная активность, эрудированность, любознательность, информированность. Мышление детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, носит клиповый характер.
Взаимодействие педагогов (родителей) с детьми и подростками должно строиться на доверии, уважении, сотрудничестве, неформальных контактах. В образовательном процессе следует более активно включать учащихся в диалог и полилог, исследование, эксперимент, проектную деятельность, сотрудничество, которые являются важнейшими инструментами обучения, воспитания и личностного развития детей–альфа.
В заключение на основе обобщения изложенного материала представим следующие выводы. Важнейшими целевыми установками воспитания в цифровой среде являются воспитание духовно-нравственных, гражданских, гуманистических личностных качеств, трудолюбия, добросовестности, открытости; формирование творческой и целеустремленной, ответственной личности; развитие медиа-информационной компетентности школьников.
Список литературы