УДК 37

Современные аспекты воспитания школьников в условиях цифровизации

Ван Пин – магистрант Башкирского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются современные аспекты, оказывающие влияние на процессы воспитания современных школьников в условиях цифровизации. Автором определены характеристики социально-психологического портрета школьников, которые необходимо учитывать при организации воспитания. Определены актуальные принципы воспитания учащихся с учетом особенностей цифровой среды.

Ключевые слова: воспитание, цифровизация, современные школьники, поколение «Z», интернет, цифровая образовательная среда.

Сегодня цифровизация является одной из ведущих тенденций, определяющих векторы развития отечественной системы образования. Возможности цифровых технологий безграничны, если рассуждать в позитивном ключе, однако, несмотря на это, учителя как наставника, ментора и лидера заменить невозможно. «Цифровизация образования дает обучающимся возможность выстраивать эффективную индивидуальную образовательную траекторию, осваивать учебную программу в индивидуальном темпе, выбирать формы и методы обучения» [5].

Современных школьников, согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, принято относить к «Поколению Z». Сегодня рано делать строгие выводы о ценностях, характеристиках и особенностях «Поколения Z», однако можно предположить, что с цифровыми сервисами и приложениями они общаются на «ты», поскольку с раннего детства дети «Поколения Z» использовали компьютеры и мобильные телефоны, с помощью которых увлекательно проводили время [3].

Результаты российского исследователя Г.В. Солдатовой показывают, что за последние 5 лет более чем в 2 раза возросло количество российских подростков 14-17 лет с высокой онлайн – активностью, каждый третий подросток проводит в онлайн-режиме треть своей жизни; 44% опрошенных подростков не фиксируют разницу между собой реальным и «виртуальным»; 65% подростков чувствуют себя более самостоятельными и общительными в Интернет-пространстве; каждый второй родитель не осведомлен о высокой онлайн-активности своего ребенка [4].

Осмысление представленной информации задают важнейшее направление модернизации воспитания детей и учащейся молодежи, а именно: обеспечение формирования и развития творческой и целеустремленной, инициативной, предприимчивой, ответственной личности в эпоху цифровой трансформации. Бесспорно, только личность с развитыми критическим, креативным мышлением, эмоциональным интеллектом, ответственным и добросовестным отношением к делу, которые и отличают человека от машин, сможет выиграть конкуренцию с роботами в новой цифровой среде.

Представленные глобальные социокультурные контексты задают и другие важнейшие направления воспитания школьников.

Выявим другой важнейший аспект организации процесса воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях. Так, например, исследователи из Университета Гриффита (Австралия) подтвердили, что личностные качества обучающихся оказывают на уровень успеваемости большее воздействие, чем интеллект. Оказалось, что лучше всего учатся те студенты и школьники, которые обладают высоким уровнем добросовестности и открытости. При этом трудолюбие играло большую роль, чем наличие способностей. Это свидетельствует о необходимости содержательно-технологической интеграции процессов обучения и воспитания школьников. Такая интеграция может осуществляться в поддерживающей и развивающей комфортной школьной среде посредством включения компетенций в образовательные стандарты, учебные планы и программы, реализации стратегий активного, коллективного и проблемно-исследовательского обучения, проектной деятельности, исследования и эксперимента (создание в образовательном процессе условий для развития функциональной грамотности, гибких и жестких компетенций, глобальных компетенций; открытие и функционирование STEAM-центров, фаблабов; разработка и внедрение в практику стартапов, проектов личностного роста; организация шефской, волонтерской деятельности и др.) [2].

В новой цифровой среде формируется новая личность. При организации процессов воспитания и обучения важнейшим педагогическим требованием выступает учет характеристик современного социально-психологического портрета учащихся.

При этом заметим, что перед психолого-педагогической наукой в настоящее время остро стоит проблема научного обоснования влияния виртуальной реальности Интернета, дистанционных форм обучения и воспитания на формирование ценностей, интеллекта, эмоциональное развитие растущей личности.

Анализ ряда исследований и педагогического опыта позволяет определить следующие характеристики социально-психологического портрета современных школьников:

  1. современные дети и подростки – представители поколения Z и альфа - целеустремленные, грамотные, прагматичные;
  2. освоение ими социального мира происходит одновременно в предметном, социальном и виртуальном пространствах - в «гибридных пространствах»;
  3. изменения, происходящие с современным ребёнком, интерпретируются не как снижение уровневых характеристик личности, а как приобретение своеобразных способов адаптации к новой цифровой среде;
  4. характерен дисплейный вид коммуникации (гибридно-синтетическая коммуникация);
  5. в процессе познавательной деятельности осуществляется опора не только на собственные когнитивные способности, но и на сетевой интеллект;
  6. первое «непоротое» поколение: сниженная агрессивность, укрепляется чувство собственного достоинства, возрастает необходимость общения на равных [1].

Когнитивные процессы современных школьников характеризуются следующими изменениями: высокая познавательная активность, эрудированность, любознательность, информированность. Мышление детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, носит клиповый характер.

Взаимодействие педагогов (родителей) с детьми и подростками должно строиться на доверии, уважении, сотрудничестве, неформальных контактах. В образовательном процессе следует более активно включать учащихся в диалог и полилог, исследование, эксперимент, проектную деятельность, сотрудничество, которые являются важнейшими инструментами обучения, воспитания и личностного развития детей–альфа.

В заключение на основе обобщения изложенного материала представим следующие выводы. Важнейшими целевыми установками воспитания в цифровой среде являются воспитание духовно-нравственных, гражданских, гуманистических личностных качеств, трудолюбия, добросовестности, открытости; формирование творческой и целеустремленной, ответственной личности; развитие медиа-информационной компетентности школьников.

Список литературы

  1. Артемьева, Е. А. Воздействие процессов цифровизации на психологическое здоровье учащихся / Е. А. Артемьева, В. В. Артемьева // Мир, открытый детству: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Екатеринбург, 17 июня 2021 года / Отв. редактор Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: [б.и.], 2021. – С. 263-267.
  2. Жук, О. Л. Подходы в воспитании школьников в новой цифровой среде / О. Л. Жук // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции, Брянск, 22–23 апреля 2021 года. – Брянск: РИО БГУ; ООО «Полиграм-Плюс», 2021. – С. 32-36.
  3. Корякин, С. В. Влияние цифровизации на воспитание современных школьников / С. В. Корякин, В. В. Артемьева, Е. А. Артемьева // Педагогика и психология в современном мире : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 11 ноября 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 263-267. 
  4. Солдатова, Г. У. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 4. – С. 87-97.
  5. Токмина, Е. А. Особенности учебно-воспитательного процесса в эпоху цифровизации образования / Е. А. Токмина, В. В. Артемьева // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 110-114.