УДК 61

Повышенный рвотный рефлекс, проявляющийся у пациентов на стоматологическом приёме

Семенов Евгений Юрьевич – студент Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Молева Анастасия Дмитриевна – студент Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Абдулмуслимова Хадижат Висирпашаевна – студент Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Научный руководитель Цыганов Валерий Петрович – старший преподаватель кафедры Ортопедической стоматологии и ортодонтии Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Аннотация: В данной статье освещена тема о проблеме рвотного рефлекса у пациентов на стоматологическом приеме, механизмы его развития и пути устранения.

Развитие повышенного рвотного рефлекса малоизучен и является многофакторным, в современном мире существует множество гипотез его возникновения на стоматологическом приеме.

Ключевые слова: рвотный рефлекс, зубочелюстная система, оттиск, язык.

Введение

Стоматологи не редко сталкиваются с рвотным рефлексом у пациентов во время стоматологических диагностических процедур, лечения зубов, установки ортопедических и ортодонтических конструкций.

Целью этой статьи является описание проблемы рвотного позыва и предоставление методов, которые могут быть применены для устранения проблемы.

Основная часть

Рвотный рефлекс – это нормальный механизм, который предотвращает попадание нежелательных веществ в глотку, гортань или трахею. По некоторым причинам механизм этого рефлекса может быть нарушен и это влияет на поведение человека, связанное со здоровьем полости рта. Люди попросту не только избегают посещение стоматологов, но и испытывают трудности в обычной повседневной жизни.

В норме небно-язычные и небно-глоточные складки, основание языка, небо, язычок и задняя стенка глотки являются триггерными точками рвотного рефлекса. Однако анатомические аномалии мягкого неба, язычка, зева, задней стенки глотки и языка, патологии полости носа и пазух носа, стресс, фобии, алкоголизм, визуальные и обонятельные стимулы, избыточное накопление слюны может усилить рвотный рефлекс.

Во время рвотного рефлекса у человека изменяется качество отделяемой слюнной жидкости. Она становится более густой, липкой, тягучей, что впоследствии затрудняет работу врача. Преобладающая часть пациентов приходят на прием на голодный желудок, не понимая, что голод лишь усиливает слюноотделение.[3] Вследствие чего некоторые манипуляции, например, снятие оттисков, слепков, определение центральной окклюзии, препарирование и обточка зубов под коронки, становятся затруднительными в выполнении, и также занимают больше времени в работе врача. Даже если пациент прошел все этапы ортопедического лечения, в дальнейшем, он может попросту отказаться от ношения ортопедических конструкций (частичные или полные съемные протезы и т.д.). [5]

Непременно, рвотный рефлекс приносит неудобства и проблемы в жизнь пациента. Гигиена полости рта является одним из важнейших факторов здоровья зубов, многие пренебрегают этим, из-за боязни вызвать рвоту, перестают должным образом, или же вовсе, чистить зубы. Вследствие чего страдает вся зубочелюстная система (ЗЧС). Плановое посещение стоматолога также становится невозможным, ранняя диагностика патологии ЗЧС, СОПР у таких пациентов достаточно затруднена.

Одним из факторов, влияющих на повышенный рвотный рефлекс, является и психоэмоциональное состояние пациента. То, с каким настроем и мыслями он приходит на прием к стоматологу, играет важную роль на последующих этапах оказания врачебной помощи.[1] Важно создать благоприятный психоэмоциональный фон при общении с пациентом, он должен ощущать комфорт на протяжении всего приема. Немаловажное значение имеет психологическое воздействие на больного посредством внушения ему представления о безопасности данной манипуляции; твердое, решительное разъяснение и предварительное неоднократное осторожное введение оттискной ложки в полость рта, позволяющее вызвать угасание рвотного рефлекса. Нужно помочь пациенту занять наиболее удобное положение в кресле, голове пациента придают отвесное положение и устойчиво фиксируют в подголовнике.

Что касается устранения физиологических причин, то нужно предпринять следующие меры:

  1. Дать пациенту рекомендации, с помощью которых он самостоятельно может устранить свою проблему, Например, не принимать пищу за 2-3 часа до посещения стоматолога; записываться на прием в послеобеденное время (установлено, что с утра чувствительность рефлекса повышена); методично изо дня в день тренировать рефлекс с помощью нахождения зубной щетки во рту, продвигая ее от фронтальной группы зубов ближе к мягкому небу.
  2. При снятии оттисков существенно заметить, что для ослабления раздражающего действия оттискной материал следует брать в минимальном количестве и во время получения оттиска он должен быть с самого начала энергично и плотно прижат к слизистой оболочке дистального отдела протезного поля.
  3. Необходимо точно подобрать оттискную ложку, неуместно использование оттискной ложки не по размеру, введение оттискной ложки следует провести быстро и при этом стараться не касаться спинки языка; легких «щекочущих» прикосновений к слизистой оболочке следует избегать, так как от этого тошнота усиливается. 
  4. Соблюдать методику снятия оттисков: в сидячем положении, подбородок должен быть прижат, пациент должен смотреть врачу в глаза и глубоко дышать носом.
  5. При тщательном сборе анамнеза, не выявив противопоказаний, можно использовать медикаментозные препараты (например, Церукал, Драмина, Мотилиум, Фолимит).

Проблемы рвотного рефлекса можно было бы оценить с помощью специально разработанных анкет перед началом стоматологической процедуры у пациента. Поведенческие подходы, методы комплементарной медицины и фармакологические методы – это методы, используемые для лечения пациентов с проблемными рвотными позывами.

Анкеты-вопросники, используемые для выявления проблемного рвотного рефлекса, могут быть оценены с помощью вопроса о самооценке по одному пункту и специально разработанных вопросников. Вопрос из одного пункта: “Склонны ли вы к рвоте во время лечения зубов?” с вариантами ответа "да" или "нет" оценивает проблему рвотного позыва не совсем точно. Подробная информация может быть собрана с помощью специально разработанных анкет, включающих несколько пунктов "Шкала оценки" (GAS) – это короткий вопросник, состоящий из 4 пунктов с 5 вариантами ответов, связанных с ощущением тошноты или рвоты во время определенных стоматологических процедур.[4]

Вопросы по шкале оценки рвотных позывов (The questions of the Gagging Assessment Scale):

  1. Что вы чувствуете, когда чистите задние зубы?
  2. Как вы себя чувствуете, когда ждете в приемной стоматолога и думаете об ожидаемом лечении зубов?
  3. Как вы себя чувствуете, когда сидите в стоматологическом кресле, а стоматолог проверяет ваши зубы с помощью зеркала и других инструментов?
  4. Как вы себя чувствуете, когда стоматолог работает с вашими задними зубами?

Варианты ответов:

  1. Я не испытываю никакой тошноты (1 балл);
  2. Я чувствую легкую тошноту (2 балла);
  3. Я боюсь, что меня вырвет (3 балла);
  4. Я не могу этого сделать, потому что я чувствую приступ тошноты (4 балла);
  5. Я испытываю настоящие спазмы в горле, а иногда и рвоту (5 баллов).

Общий суммарный балл GAS колеблется от 4 до 20, причем более высокий балл указывает на большую склонность к рвоте.

Список литературы

  1. Ю.И.Климашин. О природе феномена повышенного рвотного рефлекса в практике ортопедической стоматологии // Стомпорт.2012.
  2. Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А., Дорошина И.Р. Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом // Стоматология для всех. – 2014. – № 4. – С. 18-20.
  3. Кравков С.В. Очерки общей психофизиологии органов чувств. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1946.
  4. Юмашев А.В., Утюж А.С., Нефедова И.В., Кристаль Е.А., Захаров А.Н. Симпотом повышенного рвотного рефлекса как анамнестическая особенность стоматологического пациента // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
  5. Вагнер В.Д., Смирнова Л.Е., Салеев Р.А., Бочковский И.С., Вашурин И.В. Технологии ортопедического лечения стоматологических больных. – Клиническая стоматология. – 2010; 1 (53): 12–5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: