УДК 784

Влияние академического вокального искусства на развитие культуры XXI века

Хуан Хаорань – бакалавр Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния академического вокального искусства на развитие современной культуры. Академическое пение рассматривается как эталон певческого искусства. Кроме того, рассматривается влияние академического вокального искусства на массовую культуру.

Ключевые слова: академический вокал, эталон певческого тона, массовое искусство, современная музыкальная культура.

Академическое вокальное искусство представляет собой отражение этнических и культурных особенностей отдельной страны и всего наследия оперной традиции в целом. Как отмечает современный исследователь Чжу Т., вокально-исполнительская культура создается благодаря взаимодействию и синтезу культурных традиций различных народов, исполнительских школ и взаимодействию разных вокалистов. Таким образом, академическое вокальное искусство, по словам исследователя, оказывает влияние на развитие мировой вокально-исполнительской культуры [4]. Несмотря на важность и актуальность темы, в литературе достаточно редко встречаются исследования данного вопроса. Между тем, академическое вокальное искусство оказывает значительное влияние на развитие современной культуры.

Академическое вокальное искусство представляет собой важную и неотъемлемую часть всей певческой культуры. Академический вокал по праву считается самым сложным видом вокального искусства. Для него мало обладать хорошими природными данными, в первую очередь классический вокал – это блистательная техника, на которую накладывается эмоциональная составляющая. Именно академическое исполнение принято считать эталоном певческого тона и «наследником» традиций оперно-концертной культуры. Критериями эталона певческого тона можно назвать широту звукового диапазона, звучность и тембровое богатство.

Соответствие исполнения эталонному вокалу, задающему направление совершенствования вокального мастерства отдельных исполнителей, позволяет сохранять и развивать вокальную культуру академического пения, а через нее и массовую культуру [3].

Важно отметить влияние академического вокального искусства и на массовую культуру. И.А. Трифонова в своей работе выделяет два направления данного влияния:

  1. Унификация и клиширование академического вокального искусства для восприятия его массовой аудиторией;
  2. Появление эстрадных исполнителей с академическим вокальным образованием [3].

Первое направление проявляется прежде всего в обработке классических произведений для бит-композиций в исполнении поп- и рок-групп. В качестве примера можно привести вокальный коллектив «NON SOLO». В репертуаре коллектива сочетаются классические произведения в современной обработке и произведения a capella, патриотические песни и популярные хиты российской и зарубежной эстрады [5].

Проанализировав сайты, посвященные современной музыке, можно отметить, что классика в современной обработке стала отдельным жанром, иногда именуемым «классический кроссовер» (classical crossover). Среди молодых и исполнителей можно выделить певцов Марио Франгулиса и Джоша Гробана, вокальное трио Appassionante и др. [6]. В отечественной культуре классические произведения в современной обработке исполняют Аида Николайчук, Таисия Павенская и многие другие певцы [7].

Кроме того, в середине 2000-х произошел рост популярности жанра, известного как оперная поп-музыка, который остается популярным и по сей день. Такие группы, как Il Divo, и такие солисты, как Кэтрин Дженкинс, Рассел Уотсон и победитель британского конкурса талантов Пол Поттс, вывели этот жанр на четвертое место в чартах.

Важно отметить, что не только звучание подвергается обработке, но, порой, и смысл классических произведений. В современной культуре наблюдается тенденция к постановке опер с привнесением в её оформление и режиссуру смыслов, далёких от замысла авторов, но более близких современному зрителю. По мнению Т. Чжу, «современные оперные постановки часто отличают свобода интерпретации сценического текста, перенос времени действия в современный мир, а также новые режиссерские видения, отвечающие актуальным проблемам общества» [4]. Например, трактовка оперы «Дидона и Эней» Генри Перселла, представленная в Большом театре в 2019-м году. Режиссер Весан Уге актуализирует оперу, сюжетно расширяя либретто Наума Тейта по поэме Вергилия «Энеида» и внося в него действенность, недостающую в авторской версии. По мнению исследователя Е.Г. Артемовой «спектакль Венсана Уге – не про любовь, а про конфликт жизни и смерти, про судьбу народа и его властителей» [1].

Таким образом, можно отметить, что не только академический вокал влияет на современную культуру, но и, наоборот, современные тенденции являются одним из факторов развития и изменения академического вокального искусства.

Второе направление влияния академического вокального искусства на современную культуру по И.А. Трифоновой [3] заключается в том, что исполнителями эстрадного искусства становятся люди, получившие классическое вокальное образование. Например, итальянский исполнитель Андреа Бочелли весьма достойно проявляет себя и как оперный артист, и как эстрадный. Алессандро Сафина стал эстрадным исполнителем после того, как получил хорошую оперную подготовку. Аналогичная история у француза Роберто Аланьи. Среди отечественных эстрадных исполнителей можно отметить: Николая Баскова, Сергея Волчкова, Глеба Матвейчука и др. [8]. Появление на эстраде оперных певцов влияет на качество эстрадного исполнения и привносит в него более высокие стандарты.

Важную роль, по мнению Э.Р. Гиматдиновой и Р.Г. Гилязова, академическое вокальное искусство играет и в развитии культуры современного народного пения. Так многие кафедры сольного народного пения основываются профессиональными оперными певцами, поэтому так сложился процесс обучения «народников» на базе академической постановки голоса. Это явилось положительным моментом для создания категории профессионального исполнителя народных песен. Однако, исследователи отмечают, что в результате такого обучения утрачивается аутентичность стиля пения [2].

Таким образом, академическое вокальное искусство оказывает значительное влияние на развитие современной культуры. Академическое пение служит эталоном для оперно-концертной культуры. Кроме того, оказывает влияние и на массовую культуру. Проявляется это прежде всего в возникновении нового жанра – классического кроссовера, а также в повышении качества эстрадного исполнения за счет выступления на эстраде певцов с классическим оперным образованием. В целом можно отметить, академическое вокальное искусство остаётся главным конструирующим и упорядочивающим всю певческую культуру фактором.

Список литературы

  1. Артемова Е.Г. Основные тенденции в развитии современной оперной режиссуры (на примере московских театров) // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: монография. – Петрозаводск, 2021. С. 87-100.
  2. Гиматдинова Э.Р., Гилязов Р.Г. Современные тенденции развития вокального искусства // Музыкальная культура XXI века: Теория, исполнительство, образование: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. С. 326-331.
  3. Трифонова И.А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Трифонова Инна Александровна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2011.- 183 с.
  4. Чжу Т. Современные подходы в формировании вокально-исполнительской культуры студентов в ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. – 14 c. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31429 (дата обращения: 19.07.2022).
  5. NON SOLO [Электронный ресурс] URL: https://www.muzkom.net/persons/nonsolo (дата обращения: 19.07.2022)
  6. Классика в современной обработке [Электронный ресурс] URL: https://gymnasium42.ru/work/kiva/pages/classic.html (дата обращения: 19.07.2022).
  7. Музыканты в жанре Классика в современной обработке [Электронный ресурс] URL: https://www.realrocks.ru/artists/genres/modref_classical/ (дата обращения: 19.07.2022).
  8. 7 оперных певцов, которые нашли себя в эстраде [Электронный ресурс] URL: https://zen.yandex.ru/media/azbuka_vokala/7-opernyh-pevcov-kotorye-nashli-sebia-v-estrade-5edfaaa7344df676e1255be9 (дата обращения: 19.07.2022).