УДК 784

Интерпретация музыкальных произведений в вокальном исполнении

Хуан Хаорань – бакалавр Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.

Аннотация: В статье раскрыта сущность и понятия интерпретации. Обсуждаются особенности интерпретации в музыкальном искусстве, затрагивающая технологию процесса работы над художественным образом произведения. Определены этапы работы над вокальным произведением и факторы, которые влияют на вариативности интерпретации.

Ключевые слова: интерпретация, вокальное исполнение, музыкальное произведение, вокальный образ.

Работа певца над вокальной партией включает изучение нотного и поэтического текста, разбор технических и вокальных нюансов, ознакомление с историей написания произведения, творческой биографией композитора, стилевыми особенностями музыкальной эпохи. Важной задачей для любого музыканта, исполнителя и педагога является погружение во все аспекты «существования» музыкальной композиции.

Одну из ведущих ролей в преставлении произведения на сцене играет не только текст, но и, так называемый, «подтекст», основанный на индивидуальном переживании конкретного музыкального явления самим исполнителем. Та самая искра, которая вызывает эмоциональный отклик у слушателя, заставляет плакать или смеяться, сопереживать, проникаться смыслом произведения — и есть душа [2].

И обнаруживается она в исполнителе — в его «переживании» музыкального произведения и выражении собственных чувств в процессе исполнительской интерпретации.

Понятие интерпретации (лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) включает широкий спектр значений не только в рамках искусства. Тем не менее, долгое время интерпретация не рассматривалась как неотъемлемый аспект понимания действительности. В первой половине XX века Б. Рассел указывал на необходимость осмысления и применения интерпретации к точным наукам. Любая математическая формула или значение легко теряют свои определенность и однозначность, как только встает вопрос об их интерпретации. Понятие «интерпретация» Б.Рассела включает нахождение наиболее точного значения или системы значений для определенного утверждения [5].

Исполнительская интерпретация как предмет изучения в музыковедении, появилась относительно недавно – только во второй половине XIX в. Из теоретических трудов прошлого столетия можно отметить «Интерпретация музыкальных произведений» А. Алексеева, «К музыке» И. Андронникова, «Музыкальная форма как процесс» Б. Асафьева, «О вокальном образе» А. Иванова, «Искусство пения» И.К. Назаренко, «Музыка как вид искусства» А.Н. Сохора и др.

Работая над вокальным произведением, исполнитель уделяет основное внимание техническим и голосообразующим аспектам. Разучивание произведения включает в себя освоение и запоминание текста (поэтического и нотного), проработку авторских ремарок (особенности темпо-ритма, мелизматика и др.), ознакомление с эпохой создания данного музыкального произведения и личностью композитора в целом, благодаря чему становится понятным способ его сценического воплощения. Создание художественного образа является завершающим этапом в работе над материалом.

Процесс работы над вокальным произведением можно условно разделить на два этапа: ремесленный и творческий. На первом этапе еще нет сформированного личного отношения исполнителя, воплощенного в звучащем образе. Требуется время, чтобы овладеть певческим материалом в достаточной степени, после чего становится возможным полноценное выражение музыкального содержания через художественный образ: «Музыкальное содержание есть то, что слышится и что слушается, – у одних с интеллектом всегда сохраняется главное значение в этой метаморфозе: действительность – ее отражение в сознании – художественный образ» [1].

Есть много факторов, которые влияют на вариативности интерпретации - среди них, конечно же, глубина проникновения вокалиста в музыкальный образ. Певец обладает вокальным инструментом, а вот как он «сыграет» на нѐм - уже зависит от многих факторов. На становление певческого инструмента уходят долгие годы. Вокальный инструмент очень хрупок, подвержен разнообразным влияниям со стороны не только внешних, но и внутренних факторов в отличие от инструментов из дерева, кожи или металла. Вокальном исполнителю необходимо иметь развитое гармоническое чувство, неразрывно связанное с чувством ансамбля, владеть точностью исполнения ритма, уметь проникнуть в музыкальный образ исполняемого произведения в целом.

Настоящее искусство характеризуется художественной осмысленностью. Художественный образ – это яркое отражение действительности в зеркале творчества. Пути создания художественного образа в вокальном искусстве проходят от внешней атрибутики – костюмов, декораций, мизансцены – к внутренней логике личностного переживания исполнителя, благодаря которому возможно создание индивидуальной исполнительской интерпретации. Одной из главных задач исполнительской интерпретации вокалиста является умение убедительно и вдумчиво донести до аудитории основополагающий замысел композитора посредством звукового, творческого и эмоционального его воплощения на сцене [3].

Исполнительская интерпретация неразрывно связана как со звуковым воплощением нотного текста (в соответствии с эстетическими принципами вокальной школы, стиля, направления и т.д.), так и с личностью самого исполнителя – его авторским прочтением и художественно – идейным замыслом. Музыкальная драматургия выступает в качестве основополагающего начала музыкального произведения и наиболее ярко проявляется путем создания грамотной, эмоционально наполненной исполнительской интерпретации.

Вокальный образ базируется на двух константах – певческий звук и слово. Они же, в свою очередь, определяются правильной интонацией и дикцией. Таким образом, создание вокального образа невозможно без вдумчивой технической работы исполнителя над голосом. Только имея устойчивую певческую базу можно переходить к процессу формирования вокального образа [6].

Создание вокального образа требует от певца умения работать в режиме многозадачности. В этой фазе проявляются и его исполнительские способности, и режиссерские, и актерские. Особую сложность представляют оперные сцены. Вокальный образ необходимо сохранять на протяжении всего действа. Здесь поистине раскрывается выносливость певца. К примеру, яркий харизматичный образ Кармен (Ж. Бизе, опера «Кармен») не угасает ни на минуту, требуя от исполнительницы роли постоянной эмоциональной и физической отдачи на протяжение всей оперы. Умение наполнить вокальное произведение чувственным художественно-идейным смыслом весьма свойственно русским певцам: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, Д. Хворостовский и многие другие вошли в мировое искусство не только как непревзойденные мастера вокального искусства, но также как выдающиеся драматические артисты. Чего стоит знаменитая роль Юродивого (М. Мусоргский, опера «Борис Годунов») в исполнении И. Козловского. Или роль Ленского (П. Чайковский, опера «Евгений Онегин») в трактовке Л. Собинова, ставшей канонической для всех последующих поколений. Именно их осмысленность в процессе интерпретирования каждого вокального произведения и чувственная правдивость в его воспроизведении, сделали этих людей эталонными образцами мирового вокального искусства.

Н. Корыхалова отмечает, что «…всякое восприятие художественного произведения есть его интерпретация. Восприятие невозможно без интерпретации, оно предполагает активную переработку получаемых впечатлений. В процессе такой интерпретации и создается эстетический предмет» [4].

Таким образом, интерпретация в музыкальном искусстве носит синкретический и, в тоже время, абсолютно автономный характер. С одной стороны – исполнительская интерпретация позволяет слушателю погрузиться в мироощущение определенного произведения конкретным исполнителем. С другой – слушатель, основываясь на своем эмоциональном опыте и воображении может воспринять музыку совершенно иначе, чем ее задумывал композитор, а затем трактовал певец.

Список литературы

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л..: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. — М.: Кифара, 1997. — 56 с.
  3. Климай, Е. В. К проблеме интерпретации в вокальном искусстве / Е. В. Климай, А. А. Гордиенко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-11(78). – С. 20-24.
  4. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. – Л.: Музыка, 1979. – 208 с.
  5. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2000. – 464 с.
  6. Черватюк П.А. Готовность педагога к реализации образовательных технологий как ключевое требование современного института образования: к проблеме категориальной идентификации / П.А. Черватюк, Л.С. Майковская, А.П. Мансурова // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020. № 1. С. 4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: