УДК 903.2:903.22

Меч-Каролинг как феномен средневековой культуры

Слесаренко Зарина Ринатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета. 

Гареев Михаил Витальевич – студент Казанского государственного энергетического университета

Аннотация: В статье рассматривается социокультурный феномен – меч-Каролинг. Проведен анализ появления меча каролингского типа в истории культуры и выявлена эффективность его использования. Меч-Каролинг является прямым потомком римской спаты и предком европейского рыцарского меча, который использовался с VIII в. как эффективное оружие, а в XVI в. он трансформировался в новый вид оружия. Меч каролингского типа внес великий вклад в историю социума и культуры.

Ключевые слова: холодное оружие, меч каролингского типа, эпоха Средневековья, меч-Каролинг, клинок, рукоять меча, Каролинги.

Оглядываясь на свое огромное прошлое человечество может испытывать гордость от того, что за это время смогло создать огромное количество предметов и ценностей материальной и духовной культуры: язык, науку, искусство, орудия труда, производство и т.п. Одним из уникальных созданий человеческого разума и рук является оружие.

Изначально оружие считалось священным предметом, обладающего божественным могуществом. С помощью этого оружия древний человек добывал себе еду и защищал свою жизнь. Позднее любое оружие становится принадлежностью воина, в некоторых случаях даже «знаком определенного социального статуса или символом необыкновенного мужества бойца» [8]. Именно поэтому этому материальному предмету уделяется особое внимание среди исследователей в области исторических и культурологических дисциплин. Так в отечественной и зарубежной науке существует несколько работ, специально посвящённых проблеме холодного оружия: такие авторы, как В.В. Мурашева, Э. Окшотт, Я. Петерсон – рассматривают процесс появления и значимость в истории человечества холодного оружия в западной истории и культуры; А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, Э.Ю. Макаров, А.Ф. Мельничук, Д.В. Третьяков –изучали оружия славянских народов.

В данной статье рассматривается один из ранних средневековых мечей каролингского типа, проведен анализ его появления как социокультурного феномена и выявлена эффективность использования меча. Основу нашей работы составили исследования признанного специалиста по оружию Э. Окшотта, который представил масштабные исследования о предмете с середины бронзового века, затрагивая эпоху Великого переселения народов, вплоть до эпохи Ренессанса (рыцарского периода).

Человек с момента своего появления живет в цивилизации войны и необходимости выживания. С этим связаны возникновение различных материальных предметов, технических приспособлений, механизмов как элементов культуры. Так постепенно появляется оружие, которое играет серьезную и значимую роль в истории культуры. В эпоху средневековья в основном применялось холодное оружие, которое пришло из античности и древности. Один из видов такого холодного оружия с длинным клинком считается меч.

Определить точную дату возникновения меча сложно. Обратимся к творчеству В. Бехайма – создателю исторического оружиеведения как самостоятельной исторической дисциплины. Автор писал, что «мечи с длинным клинком» предпочитали дикие племена – германцы. Еще до соприкосновения с римлянами германцы имели обоюдоострый меч – спату (прямой и длинный обоюдоострый меч, от 75 см до 1 м.). Затем из обыкновенного ножа возник меч сакс, или скрамосакс (однолезвийное оружие с отличительной горбатой формой ломаной спинки, длина которого не превышала 30–40 см.). Для применения в военном деле он постепенно удлинился и стал более тяжелым [1]. Народы, которые воевали между собой, перенимали друг и друга некоторые виды оружий, в частности от германцев длинный меч перешел к галлам, а от них к римлянам. Со временем оружие распространяется и модернизируется многими народами. Так на территории Франкского королевства становится известным меч меровингского типа – потомок спаты, названный условно в современном оружиеведении по династии королей Меровингов (конец V – начало VIII вв.). Затем этот меч трансформируется в меч каролингского типа, также условно названный исследователями в честь династии Каролингов (в исторической литературе нередко этот меч называют мечом франков, викингов или скандинавов). На самом деле история возникновения меча связана не с прихотью воина и модой, а в результате военных действий и создания указов королей. Поэтому, судя по источникам, меч-Каролинг в том виде, в котором мы можем их изучать благодаря археологическом раскопкам, появился лишь в середине правления династии Каролингов [1]. Однако начальный процесс возникновения меча связан с основателя империи Каролингов.

В период правления Карла Великого (748 – 814 гг.) происходят серьезные социальные, политические и военные изменения. Правитель полностью преобразовывал свое государство в соответствии с потребностями времени. Особое внимание Карл Великий уделяет военному делу как необходимости сопротивляться внешним силам: организация войска, состоящего из профессионалов своего дела. Основой военной силы становится мощная конница, которая, в свою очередь, способствовала изменению вооружения воина (доспехи, кольчуга, шлем, лук со стрелами и длинный меч). Представление о внешнем облике воина можно составить из описания монаха Сен-Галленского монастыря в VIII в.: «Появился Железный король в железном шлеме, с рукавами железной кольчуги на руках, широкую грудь его защищала она же. В левой руке он держал железное копье, а правая рука была свободна для непобедимого меча... Его щит был из простого железа, без украшений и орнаментов. Впереди короля, и позади, и по обе стороны скакали все его люди, вооруженные настолько похоже, насколько могли себе позволить… «Железо, везде железо», — в отчаянии рыдали испуганные жители Павии» [8].

Особую роль в укреплении границ государства при Карле Великом сыграли взаимоотношения Европы с Востоком. Отчетливо проявляется восточное влияние как в культуре (подъем искусства, рассвет ремесленничества), так и в изготовлении вооружения людей, например, клинков холодного оружия. Уже с конца VIII века в Европе используются клинки, выполненные с таким умением, которое не смогли превзойти мастера других стран вплоть до XV столетия [2]. В мусульманских источниках есть сведения, что франкские мечи каролингской эпохи, экспортировались на Восток как предмет роскоши изделия умелых варварских кузнецов [5].

В период правления династии Каролингов мечи становятся изящны по форме и отделке. Клинок этих мечей более узкий и длинный (около 78 – 96 см.), на нем заточенное острие, укороченная рукоятка и массивное навершие. Общая длина меча составляла около 1000 мм, с клинком от 700 до 900 мм, и весом до 1500 грамм [8]. Для изготовления меча использовалась сталь лучшего качества. Рукоять меча отливали из бронзы и, чаще всего, ее делали отдельно от клинка. Мастера оформляли и украшали рукоять меча в соответствии со вкусом заказчика: поверхность покрывали сетью зарубок и заколачивали различные металлы (медь, олово, серебро, золото, жемчуг). Такие мечи считались дорогим и сравнительно редким оружием. Для предохранения дорогостоящего оружия от влаги изготавливались ножны из обтягивающей кожи, ткани или из дерева. Нижнюю часть ножен украшал наконечник, он отливался из бронзы и декорировался ажурной резьбой и чеканкой [2]. В. Бейхам приводит слова монаха из Санкт-Галлена: «Надлежит мечу быть, во-первых, в ножнах (из дерева), во-вторых, обернутым в кожу, в-третьих – в белейшее, светлым воском навощенное полотно, так, чтобы он, с блистающим посередине крестиком, надолго был сохранен для уничтожения язычников» [1]. Исходя из сказанного, мы видим, что меч мог позволить себе только состоятельный воин. При этом оружие требовало заботы и тщательной сохранности со стороны хозяина.

С X века мечи каролингского типа распространяются в странах Западной и Северной Европы, плоть до славянских территорий. Этому способствуют различные военные походы, грабежи, морские пути и торговые отношения. Так множество находок концентрируется вдоль магистральных водных путей по берегам Вислы, Эльбы, Западной Двины, Волги и Днепра. В свое время Карл Великий и его последователи стремились предотвратить активное распространение оружия противникам путем ужесточения законодательства (капитулярий 779, 803, 811, 864 гг.), согласно которому запрещается вывозить оружие за пределы франкской державы. Однако оружие перевозилось за пределы территории контрабандистами.

На сегодняшний день известно порядка 4500 единиц мечей, найденных по всей Европе (в Норвегии, Финляндии, Скандинавии), и около 300 экземпляров (известных) – на территории Российской Империи, позднее СССР.

Известно, что вооружение древнерусских дружинников раннего периода IX – XI вв. состояла из мечей каролингского типа [6]. А.Н. Кирпичников констатировал, что клинки этих мечей могли быть откованы на территории Западной Европы, но их распространение на территории Древней Руси исследователи связывают с выходцами из Скандинавии [4]. Со слов автора, мечи были найдены не только в христианских землях, но и на территории мусульманской Волжской Булгарии (8 мечей) и Прикамья (2 меча) [3]. В фондах Государственного объединения музея Республики Татарстан хранятся два меча, которые по форме отделки рукоятки и размерам клинка относятся к группе распространённых в раннесредневековой Европе мечей каролингского типа [3]. Во второй половине XI века меч-Каролинг эволюционировал в классический «рыцарский», или раннероманский меч.

Со времен правления Каролингов в сознании свободного человека меч занимал высокое положение. Об этом можно наглядно увидеть в сагах, поэмах, позднее романах и хрониках эпохи Средневековья. Например, в знаменитой поэме о варварских народах Европы «Беовульф» прослеживается любовь к оружию:

…Оружие славное, меч победный.

Во многих битвах он был испытан,

Клинок — наследие древних гигантов…[8]

Меч воспринимался как равный партнер в борьбе. Ему как живому существу давалось имя (меч Карла Великого «Жуайоз» (Joyuse), Зигфрида «Бальмунг» (Balmung), а меч Вильгельма Оранского «Шойс» (Schoyuse, Joyeuse), меч легендарного короля Артура – Эскалибур (Caliburn)). К оружию обращались с просьбами и приказами, с ними беседовали и относились с особым пониманием. В случае неудачи воин мог с упреками обратиться к клинку, словно именно от него зависела победа.

Меч являлся символом власти для вождя и символом верности для вассала, поэтому его нельзя было передать человеку недостойному. Чаще всего оружие хоронили вместе с владельцем по языческому обряду. В сознании средневекового человека было представление о том, что воин мог вернуться с того света за своей вещью. И чтобы не допустить этого явления, воина хоронили с его вещами со всеми почестями. Соответственно, археологи в процессе раскопок находили много гробниц, в которых и были найдены различные вещи, принадлежащих одному периоду и конкретному воину, среди этих вещей были найдены мечи. 

 Таким образом, меч-Каролинг представляет собой прямого потомка римской спаты и является непосредственным предком европейского рыцарского меча. Он активно использовался с VIII по XI вв. как эффективное оружие, без которого не обходилось ни одно сражение. Меч каролингского типа внес великий вклад в историю социума и культуры. Этим оружием любили пользоваться северные народы, и с помощью него завоевали часть Европы. Именно поэтому к этому оружию уже в эпоху раннего Средневековья относились с особой заботой и почтением. Обладатель меча всегда выделялся из массы людей, символизируя свое социальное превосходство. У каждого меча было свое имя. Меч также считался почти живым человеком. В дальнейшем, создавая новые типы мечей, мастера отталкивались от мечей каролингского типа. В XVI в. меч трансформировался в новый вид оружия – шпагу, саблю и палаш.

Список литературы

  1. Бехайм В. Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.). / В. Бехайм. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1995. – 577 с. – URL: http://annales.info/evrope/behaym/behaym.htm (дата обращения: 16.06.2022). – Текст: электронный.
  2. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. – Т. 3 Средневековье / Г. Дельбрюк. – СПб.: Наука, Ювента, 1996. – 448 с. – С. 20–22.
  3. Кирпичников А., Измайлов И. Каролингские мечи из Булгарии (из фондов Государственного объединенного музея Республики Татарстан) / А. Кирпичников, И. Измайлов // Средневековая Казань: Возникновение и развитие. Материалы международной научной конференции. 1-3 июня 1999 г. Казань. - Казань: Мастер Лайн. – С. 190–206.
  4. Кирпичников А.Н. Мечи с надписью ULFBERHT в Северной Европе / А.Н. Кирпичников // Славяне и финно-угры. Археология, история, культура. Доклады российско-финляндского симпозиума по вопросам археологии. – СПб., 1997. – URL: https://norse.ulver.com/articles/ulfberht.html (дата обращения: 16.06.2022). – Текст: электронный.
  5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневеково Запада / Ж. Ле Гофф. – М.: Т 8, 2014. – 478 с.
  6. Мурашёва В.В. «Путь из ободрит в греки…» (археологический комментарий «по варяжскому вопросу») / В.В. Мурашева // Российская история. – 2009. – № 4. – С. 174–180.
  7. Окшотт Э. Археология оружия: от бронзового века до эпохи Ренессанса / Э. Окшотт. - М.: Центрполиграф, 2004. – 388 с.
  8. Окшотт Э. Оружие и воинские доспехи Европы. С древнейших времен до конца Средневековья / Э. Окшотт. – М.: Центрполиграф, 2009. – 702.

Интересная статья? Поделись ей с другими: