УДК 008:128

Люди и боги как два мира в культуре Древнего Египта

Слесаренко Зарина Ринатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета. 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимоотношений людей и богов в культуре Древнего Египта. Определены их роли в данных отношениях. Автор объясняет, что человек во многом был зависим от богов, в результате у египтян создавалось религиозное мировоззрение. В процессе формирования культуры Древнего мира постепенно выстраивается система ценностей и поведения человека. Большое количество выстроенных архитектурных сооружений придавали простому египтянину ощущение заботы и поддержки со стороны богов. Находясь рядом с сакральными сооружениями, египтяне чувствовали себя участниками божественных событий, вечности.

Ключевые слова: культура Древнего Египта, боги, человек, богочеловек, архаическая культура, одушевленность, зооморфизм.

Древний Египет как одна из колыбелей цивилизации считается самым могущественным, развитым и в тоже время уникальным и загадочным явлением в мировой истории. Именно здесь зародилось первое централизованное государство, множество значимых для человечества наук, сложная и неповторимая по своей структуре культура (письменность, изобразительное искусство, архитектура) и религия.

Актуальность научного исследования обусловлена сохранившимся по сей день интересом к культуре Древнего Египта. До сих пор воображение человека поражают загадочные пирамиды как одно из чудес света, материальные предметы, найденные исследователями в результате раскопок, или представление египтян о мире Богов. В связи с этим в исследовательской работе предпринята попытка проанализировать особенности взаимоотношений людей и богов в культуре Древнего Египта. Поскольку египтяне не могли объяснить явления природы с точки зрения науки, поэтому они наделяли окружающую природу магическими, божественными свойствами, испытывая страх и благоговение перед богами. Каждый бог отвечал за свое направление будь ты обычным человеком, воином или правителем.

Представленная работа рассматривается с позиции культурологического подхода, благодаря которому дается научное обоснование конкретным явлениям культуры и анализ культуры в целом. Так, например, чтобы истолковать два взаимодополняющих мира (мира богов и мира людей) и определить их роль в культуре Древнего Египта, необходимо охарактеризовать саму египетскую культуру как один из уникальных видов древних культур.

Культура Древнего Египта относится к «культуре древних царств» и потому, следуя за архаической культурой, сохранила некоторые ее особенности. Например, представление человека о душе-духе. Так архаический человек полагал, что всякое живое существо (растения, животные, люди) обладает душой. Со слов Э. Тейлора душа – это «тонкий, невещественный человеческий образ», напоминающий «нечто вроде пара, воздуха или тени» [6]. Душа никогда не умирает, владеет «личным сознанием и волей телесного обладателя», способна «покидать тело» и перемещаться в пространстве.

Слепая вера в существование души и духов, а также в одушевленность всего, что окружает человека, в науке называется анимизмом. Основателем термина анимизма как некое безличное жизненное начало, которое лежит в основе всех жизненных процессов, стал немецкий ученый Г.Э. Шталь (1708 г.). В XIX веке Э. Тайлор вводит это понятие в науку как первоначальную стадию развития религии. Согласно его анимистической теории происхождения религий, любые религии (как примитивные, так и высокоразвитые) происходят от анимистических воззрений [6]. В исследовательской науке возникли новые направления (преанимистические и доанимистические), где британский антрополог Дж. Фрэзер, отмечал, что эпохе анимизма предшествовал век магии [7]; английский антрополог Р.Р. Маретт и российский этнограф Л.Я. Штернберг указывали на эпоху аниматизма – безличное одушевление всей природы [см. 6]; французский философ, антрополог и этнолог Л. Леви-Брюль предложил свою теорию первобытного «дологического» мышления – мистицизм [2].

Из предыдущей культуры люди древних времен помимо веры в души также перенимают идеи молитвы, жертвоприношений и одухотворение природных стихий, но в обновленном понимании [5]. К примеру, многие боги, как и прежде, являются природными явлениями и стихиями (такие как, солнце, океан, небо, земля, луна, огонь и т.д.), однако эти боги представляют собой сакральных существ, напоминающих правителей, фараонов или верховных жрецов. По многим качествам они похожи на людей, стоящих во главе государства. Со слов В.М. Розина, сходство богов и людей устанавливается родом деятельности, поскольку боги, как и правители древних царств, контролируют и отвечают за все сферы деятельности человека [5]. В древнеегипетской культуре была установлена сильная система управления, во главе которой стоял фараон – он воспринимался как живой бог.

Таким образом, суть культуры древнего Египта состоит из двух миров –людей и богов. В древнеегипетских источниках практических нет данных о происхождении человека, известно, что древние египтяне считали, что все живое на земле, в том числе люди созданы богами. Причем человек создан по образу и подобию бога и стоит в центре вселенной (эта мысль будет прослеживаться в эпоху Возрождения). В священных текстах сказано: «…умиротворился Птах, создав все вещи, и произнес божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы» [3]. Так вот идея богоподобности и богосозданности была не случайной. Между богом и человеком существовала функциональная связь: боги создают человека, в ответ люди должны жертвовать и подчиняться им (исполнять установленные законы, отдавать часть своего труда и имущества на содержание храмов и государства и т.п.). Фараон (богочеловек) выполняет роль проводника, передающий волю богов в земной мир. Также он поддерживает миропорядок и напрямую общается с богами. Жрецы обращаются к богам от имени фараона, остальные люди – через посредство жрецов. Практически вся деятельность человека осуществляется совместно с богами, ибо без вмешательства богов в своей повседневной жизни человек не может рассчитывать на успех и благополучие. Именно поэтому любая деятельность египтянина начинается с молитвы или с жертвоприношения (воспитание, мастерство, рождение, зачатие, смерть и т.п.).

У египтян (как у греков и римлян) существовало огромное количество разных богов. Вера в их покровительство порождала безумные идеи. У Геродота сказано, что фараоны желали узреть язык богов, бездетные родители просили даровать им ребенка, писцы надеялись, что бог мудрости, времени и знаний, поможет стать им более искусным [1]. Каждый бог имел определенную функцию и отождествлялся с какими-либо природным или жизненным явлением. Боги Древнего Египта были зооантропомо́рфны, то есть обладали чертами животных и, чаще всего, их изображали с телом человека, а головой зверя или птицы, являющихся священным воплощением этого божества (крылатый леопард с человеческой головой, Сфинкс (человек с головой льва), Анубис (человек с головой шакала), Бастет (женщина с головой кошки) и т.п.).

Верховным богом Древнего Египта считался бог Солнца, имевший разные имена и разные воплощения (Хепри – утреннее солнце, Ра – солнце в зените и Атум - солнце на закате). Все остальные боги считались детьми (Тот, Анубис, Осирис, Сет и др.). Ежедневный уход солнца в загробный мир, по мнению египтян, был подобен смерти, а его восход, воспринимался как акт воскрешения. Это явление определило особенность египетской культуры – смерть, как полное исчезновение и возможность переродиться для вечной жизни. Со слов В.М. Розина в культуре древних царств смерть воспринималась как «форма существования, имеющая определенное качество» [4]. По аналогии с другими древними царствами душа человека после смерти продолжает жить. В представлении древнего египтянина душа направляется на небо, где происходит очищение и возрождения. Учитывая, что фараон – это живой бог, тогда перед жрецами появляются сложные задачи, связанные с выяснением вопроса его смерти и погребения. Будь фараон простым смертным, ему полагались обычные гробница и ритуал погребения. Однако, как живой бог, фараон не мог умереть в прямом смысле этого слова. После смерти его душа должна вернуться на небо и слиться с Солнцем. Для легкого прохождение на небо были созданы ступенчатые, высокие пирамиды. Получалось, что пирамида как бы поднимается, вырастает из земли и устремляется вверх как прямое продолжение земли [5]. Кроме того, пирамиды выполняли функцию гробницы, куда помещалось тело фараона. А для того, чтобы тело оставалось неизменным, египтяне решали эту проблему средствами искусства, медицины и химии. Тело фараона бальзамировалось, облачалось в красивые одежды, а лицо покрывалось маской. Так жрецы рассчитывали, что живой бог, спустившись с неба, пожелает воплотиться в свое тело, которое найдет таким же прекрасным как при жизни.

Таким образом, мировоззрение человека Древнего Египта было религиозным. Именно египетская религия предоставляет важный материал о культурном развитии Древнего мира. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Взамен этому люди должны были строго выполнять все предписания, созданные богами. В представлении египтян богов было много и каждое божество выполняло свою функцию, однако особое место среди всех этих богов отводилось фараону, который воспринимался как живой бог, живое воплощение Ра. При этом фараон выполняет многие функции (движется по небу, дает жизнь), он также может присутствовать в различных местах (при проведении ритуалов, в храмах, на праздниках) и даже обладает божественными способностями (умом, сообразительностью, быстротой). При формировании культуры Древнего мира постепенно выстраивается система ценностей и поведения человека: изобретается различные ритуалы обожествления и погребения, мумификация, строятся гробницы в виде пирамид. Большое количество выстроенных пирамид придавали простому египтянину ощущение заботы и поддержки со стороны богов. Находясь рядом с сакральными сооружениями, египтяне чувствовали себя участниками божественных событий, вечности. При всем этом обычный человек, погруженный в вечность и окруженный богами, смерть воспринимает иначе.

Список литературы

  1. Геродот «История» («Евтерпа») / С. Л. Утченко. – Москва: Просвещение, 2005. – 560 с.
  2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль – URL: https://www.litmir.me/br/?b=564933&p=1 (дата обращения: 17.05.2022). – Текст : электронный.
  3. Немировский А. И. Мифы древности – Ближний Восток / А. И. Немировский – URL: https://litlife.club/books/121351/read?page=26 (дата обращения: 17.05.2022). – Текст : электронный.
  4. Розин В. М. Изучение и особенности социальности культуры Древнего мира / В. М. Розин // Культура культуры. – 2018. – № 2. – URL: http://cult-cult.ru/study-and-peculiarities-of-the-sociality-of-the-ancient-world-article-1st. (дата обращения: 17.05.2022). – Текст : электронный.
  5. Розин В. М. Культурология / В. М. Розин. – Москва: Гардарики, 2005. – 462 с.
  6. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б.Тайлор – URL: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st011.shtml (дата обращения: 18.05.2022). – Текст : электронный.
  7. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / Дж. Фрэзэр. – Москва: Академический Проект, 2012. – 256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: