УДК 8

Научно-познавательный фильм как инструмент популяризации науки

Заречный Егор Евгеньевич – бакалавр Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Сценарий – основной документ, который даёт начало производству научно-популярного телефильма. Именно в нём отражены основные компоненты необходимые для подготовки проекта: идея, композиция, сюжетная линия, драматургия. В настоящей статье рассмотрены основные этапы работы над сценарием научно-популярного фильма на примере документальных картин о Дмитрии Менделееве.

Ключевые слова: телевидение, научно-популярный фильм, популяризация, сценарий, телепроизводство. 

Сценарий научно-познавательного фильма: жанровая специфика

В современных условиях производство научно-познавательных фильмов и телепрограмм играет ключевую роль в популяризации научного знания, распространении в массовой аудитории информации о достижениях специалистов в области физики, химии, биологии, психологии и прочих, а также распространении фактов об учёных, которые внесли значимый вклад в отечественную и мировую науку. Однако это происходит не в полной мере в силу множества факторов. И они связаны не только с коммерциализацией телевещания. В качестве причины называют падение престижа науки; отсутствие единой государственной политики в отношении поддержки популяризации научно-технической деятельности; дефицит высококвалифицированных творческих кадров, способных обеспечить достойное качество научно-популярных телепроектов; низкий уровень конкурентоспособности российских передач научной направленности на мировом уровне в целом.

Создание научно-познавательного фильма, как и любого другого, невозможно без работы над сценарием. Без чёткой и понятно сформулированной на бумаге идеи будущего фильма, тщательной проработки сюжетных линий приниматься за съёмку картины нельзя. Тем более, что работа над фильмом – коллективное дело и съёмочная группа может трудиться эффективно только тогда, когда понимает, в какую сторону нужно двигаться. В учебном пособии Н.Б. Кириллова «Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества» сказано: «сценарий – это особый род литературы, предназначенный для экранного воспроизведения» [6, c, 5]. Говоря иначе, в его основу должен быть положен литературный текст. Понятно, что в нём найдёт отражение та научная область, которая и станет предметом размышления автора в фильме.

Художественная структура сценария состоит из следующих компонентов: замысел, тема, идея, композиция, образ-характер (если планируется снять картину в жанре эссе, беседы, интервью). У сценариста возникает замысел на основе изучения отдельного аспекта жизни, представляющего конкретную научную область.

М. Рабигер в учебном пособии для студентов американских и европейских университетов «Режиссура документального кино» [17, c. 8] описывает три основных подготовительных этапа, которые необходимо учесть перед созданием документального фильма.

Первый этап – поиск темы. Тема – это то, о чём рассказывается в научно-познавательном фильме. Она должна интересовать не только документалиста, но и быть актуальной, ведь не редко на телевидении можно встретить аудиовизуальные работы на одну и ту же тему. Рабигер, пишет, что на данном этапе от автора будущей картины требуется хорошее воображение и интуиция [17, c. 8]. Большинство фильмов о Дмитрии Менделееве было выпущено к юбилейной дате. Например, автор документального фильма «Вселенная Менделеева» снял картину по заказу Министерства культуры России к XXI Менделеевскому съезду по общей и прикладной химии, проходившему в сентябре 2019 года в Санкт-Петербурге.

Второй этап – сбор информации и раскрытие темы. Чтобы составить, действительно, познавательную и смотрибельную историю, авторы изучают большое количество материалов, отбирают среди них значимые и после их систематизации приступают к созданию сценария.

Источниками информации для документалиста могут служить:

  1. Газеты и журналы. В связи с тем, что 2019 год – международный год Периодической таблицы и год 150-летия её открытия – многие материалы средств массовой информации посвящены великому изобретению Д.И. Менделеева и самой личности учёного. Таким образом, при подготовке сценария авторского документального фильма «Нефтяная цепь» автором настоящей работы были изучены тематические публикации и инфографики о нефтяной отрасли журнала «Дилетант», журнала «Санкт-Петербургский государственный университет» и многие другие издания.
  2. История. Как замечает Рабигер [17, c. 7], она рождается на бумаге и у её создателей возникает желание подчеркнуть одно и скрыть другое. Историческими источниками, которые потенциально могут быть использованы авторами исследуемых документальных фильмов при подготовке сценария, могут являться воспоминания, например, записи второй жены А.И. Менделеевой «Менделеев в жизни» [8], племянницы учёного Н.Я. Капустиной-Губкиной «Из воспоминаний» [4, c. 239]. Первым делом документалисты обращаются к биографии героя фильма. В случае с работой над картиной о Дмитрии Менделееве одним из биографических источников можно назвать книгу А. Беленького «Дмитрий Менделеев» [1, c. 469] из цикла «Жизнь замечательных людей».
  3. Мифы и легенды. Майкл Рабигер пишет, что легенды – это и есть настоящая история [17, c. 12]. Каждое поколение трактует мифы по-своему в соответствии с современными событиями. Всем известные легенды, связанные с именем Дмитрия Ивановича: создание водки, изготовление чемоданов, история о сне, где учёный увидел Периодическую систему химических элементов, а также не присуждение Нобелевской премии из-за конфликта с братьями Нобелями. Практически о каждом упоминается в документальных фильмах, входящих в эмпирическую базу исследования.
  4. Общественные науки. В процессе работы над сценарием об исторической личности общественными науками можно считать первоисточники, например, работы, созданные Дмитрием Менделеевым. Самым распространённым трудом, к которому обращаются документалисты, являются «Заветные мысли Дмитрия Менделеева» [9, c. 428], где Дмитрий Иванович подытожил научную деятельность и высказал своё видение о развитии страны. Помимо работы «Заветные мысли» авторы обращались, упоминали в документальных фильмах или приводили цитаты из следующих сочинений: «К познанию России» [11, c. 157], «Толковый тариф или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» [13, c. 730], диссертации «О соединении спирта с водой» [12, c. 119], «Изоморфизм» [10, c. 234].
  5. Семейные истории. Рабигер подразумевает, что семейная история – это та, которая хранится в круге автора аудиовизуального произведения или его друзей и знакомых [17, c. 15]. Например, в документальном фильме «Предтеча» президент Российской академии наук Юрий Осипов вспоминает, что его мама родилась в 1897 году, а родственники уже были зрелыми людьми и прекрасно помнили земляка Дмитрия Менделеева. Следовательно, Юрий Сергеевич является источником семейной истории.
  6. Беллетристика. В исследуемых документальных фильмах авторы не используют в качестве источника художественный литературный текст. Но специалисты, изучающие жизнь и научную деятельность Дмитрия Менделеева, отмечают, что информацию можно найти в следующих беллетристических работах: Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» [3] иронично отзывается о Менделееве и о созданной им комиссии для изучения «медиумических явлений», а А. Нутрихин написал повесть о детстве учёного «Жаворонок над полем» [14, c. 216].

Третий этап – проверка избранной темы. Майкл Рабигер [17, c. 11] предлагает задать автору самому себе вопросы, чтобы определить уровень готовности перед работой над сценарием:

  1. Достаточно ли фактических знаний для работы с избранной темой?
  2. Чувствую ли я сильную эмоциональную связь с этой темой?
  3. Способен ли я здраво судить об избранном предмете?
  4. Хочу ли я узнать нечто новое о данной теме?
  5. О чём большинству людей уже известно?
  6. О чём я и большинство людей действительно хотели бы узнать?

В художественно-публицистическом жанре (например, если задуман телевизионный очерк) особое внимание придаётся драматическому конфликту [6, c. 52]. Как поясняет Н.Б. Кириллова, «это отражение в сюжете реальных жизненных противоречий, столкновений различных нравственных позиций, внешних и внутренних конфликтов» [6, c, 52].

Автор кандидатской диссертации «Эволюция режиссерских приёмов в неигровом фильме ХХI века» Е.С. Трусевич акцентирует внимание на том, что в современных условиях, когда рейтинг телевизионному каналу обеспечивает высокий интерес к медиаконтенту, сценаристу нужно ориентироваться на запрос целевой аудитории. Автор при планировании работы должен учитывать возраст зрителя, уровень образования, активность и прочие факторы, ведь «целевая аудитория существенно влияет на режиссёрские и драматургические методы организации материала» [18, c. 22]. Драматургия неигрового фильма – в советское время научно-познавательные киноленты были лишены любых намёков на игровое начало – непосредственно связана с реальностью, вследствие чего «реальность как драматургический элемент является первичной по отношению к авторскому видению» [18, c. 22].

Т.Я. Маслова определяет драматургию, как авторское отношение к изображаемому, которое воплощается во всей образной системе сценария и фильма, прежде всего в характерах героев, в развитии сюжета, во всех его элементах [7, c. 231]. Простыми словами, это умение автора визуального продукта вызвать интерес зрителя, а затем захватить и удержать его внимание. В отличие от игровой картины, драматургия документалистики – это тот набор фактов, который создан самой жизнью [16, c. 15], а не выдуман автором.

Идея – это авторская концепция, основная мысль, воплощённая в образах. Именно её развитию подчиняются все составляющие фильма. Рабочая концепция или гипотеза, которая направлена на реализацию авторской идеи, заключается в развитии конфликта или противоречия.

Важную роль в сценарии играют деталь, авторская ремарка и прочие элементы. Нужно сказать, что художественная структура сценария зависит от многих составляющих: личности драматурга, жанра фильма, стилевого направления, эпохи, времени создания произведения. В целом же, о чём бы ни собирался рассказать автор сценария зрителю, он должен помнить об общих требованиях к современному фильму: зрелищность, пластическая выразительность.

Несмотря на существующие ограничения, автор сценария во всём остальном волен творчески переосмыслять действительность. Безусловно, если это не противоречит той научной концепции, которую он собирается освещать в фильме. Об этом пишет Б.Д. Гаймакова, создавшая учебное пособие «Основы редактирования телепередач» [2, c. 18]. Предположим, возник замысел фильма-гипотезы, посвященного истории: «авторская точка зрения, личный взгляд на события выражаются здесь через отбор и компоновку фактов и документов, через подчинение их сюжету сценария. Заметим, что сюжет и фабула сценария научно-познавательного фильма такие же, как и для игрового: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Документальный материал и авторская интерпретация его должны находиться в органическом единстве» [2, c. 18]. Для подтверждения выдвинутой гипотезы «автор может непосредственно вторгаться в сюжет, высказывать своё отношение к происходящему» [2, c. 18].

До знакомства с фильмом зритель уже располагает определённым запасом знаний и сведений. Поэтому авторы проводят соответствующий отбор информации и выстраивают факты в сценарии таким образом, чтобы соотношение новой и общеизвестной информации было пропорциональным. Таким образом, работая над драматургией фильма, перед сценаристом стоит задача – очаровать зрителя так, чтобы он смог отвлечься от сторонних мыслей и переживаний [5, c. 77]. Важно, чтобы зритель получил удовольствие от такого фильма: «Только в том случае, если каждый кадр удовлетворяет познавательную потребность зрителя, если повествование выстроено драматургически точно, осмысленно и образно, зритель включается эмоционально в происходящее на экране, идентифицируя себя невольно с его автором, и получает от восприятия истинное эстетическое и познавательное удовольствие» [15, c. 115].

Среди учёных и исследователей не существует общих подходов к интерпретации понятия «научно-познавательный фильм». Вместе с тем, раскрывая его содержательное наполнение, они говорят практически об одном и том же. На наш взгляд, научно-познавательными фильмами можно назвать аудиовизуальные произведения, главная задача которых заключается в передаче аудитории потенциально нового знания о факте, объекте отражения с целью углубления знаний, повышения культурного уровня человека и его нравственного развития. Особенности работы над сценарием научно-познавательного фильма заключаются в выстраивании драматургии будущей киноленты с учётом её жанрового своеобразия, предопределяющего выбор замысла, темы и идеи, определения конфликта, а также тех выразительных средств, с помощью которых будет выстроено визуальное повествование.

Список литературы

  1. Беленький М.Д. Менделеев. Москва: Молодая Гвардия, 2010. 469 с.
  2. Гаймакова Б.Д. Основы редактирования телепередач: учебное пособие. М.: ЛитВек, 2010. 63 с.
  3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2 т. М., 2011. URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/hudlit/classic/dost/dnevnik/d_76_1.htm (Дата обращения: 31.03.2020)
  4. Капустина Н.Я. Семейная хроника в письмах матери, отца, брата, сестер, дяди Д.И. Менделеева: Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева: Воспоминания о Д.И. Менделееве. Санкт-Петербург: Распорядит. ком. Первого Менделеев. съезда при Рус. физ.-хим. о-ве, 1908. 239 с. URL: http://az.lib.ru/k/kapustina_n_j/text_1908_iz_vosp.shtml (Дата обращения: 31.03.2020)
  5. Карпенко И.И. Эдьютейнмент как метод подачи информации в практике телевизионного вещания: невербальные приемы / И.И. Карпенко, О.А. Сабылинская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). с. 75 - 87.
  6. Кириллова Н.Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2013. 150 с.
  7. Маслова Т.Я Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма: учеб. пособие. Кемерово, 2010, С. 318.
  8. Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1928. URL: https://www.litmir.me/br/?b=265159&p=1 (Дата обращения: 31.03.2020)
  9. Менделеев Д. И. Заветные мысли Д. Менделеева. Санкт-Петербург: типо-лит. М.П. Фроловой, 1903-1905. 428 с.
  10. Менделеев Д. И. Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу: Дис. представлена при окончании курса в Гл. пед. ин-те студентом Д. Менделеевым. Санкт-Петербург: тип. И.И. Глазунова и Комп., 1856. 234 с.
  11. Менделеев Д. И. К познанию России. 6-е изд. Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. 157 с.
  12. Менделеев Д. И. О соединении спирта с водой. Санкт-Петербург: Обществ. польза, 1865. 119 с.
  13. Менделеев Д. И. Толковый тариф или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, 1892. 730 с.
  14. Нутрихин А. И. Жаворонок над полем: Повесть о детстве Дмитрия Ивановича Менделеева. СПб.: Изд. авт., 1996. 216 с. URL: http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/mendeleew.txt (Дата обращения: 31.03.2020).
  15. Основы режиссуры мультимедиа-программ: учебное пособие / Под ред. Н.И. Дворко. СПб:. СПбГУП, 2005. 298 с.
  16. Петровская В.А. Художественные приемы в документалистике: СПб., 2016. 96 с.
  17. Рабигер М. Режиссура документального кино; пер. с англ. [Е. В. Масловой и Д. Л. Караваева Гуманитарный ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина]. 4-е изд. 149 с.
  18. Трусевич Е.С. Эволюция режиссерских приемов в неигровом фильме XXI века: автореф. дис. ... кад. искусствоведения: 17.00.03. М., 2020. 24 с.