УДК 8
Заречный Егор Евгеньевич – бакалавр Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: Сценарий – основной документ, который даёт начало производству научно-популярного телефильма. Именно в нём отражены основные компоненты необходимые для подготовки проекта: идея, композиция, сюжетная линия, драматургия. В настоящей статье рассмотрены основные этапы работы над сценарием научно-популярного фильма на примере документальных картин о Дмитрии Менделееве.
Ключевые слова: телевидение, научно-популярный фильм, популяризация, сценарий, телепроизводство.
В современных условиях производство научно-познавательных фильмов и телепрограмм играет ключевую роль в популяризации научного знания, распространении в массовой аудитории информации о достижениях специалистов в области физики, химии, биологии, психологии и прочих, а также распространении фактов об учёных, которые внесли значимый вклад в отечественную и мировую науку. Однако это происходит не в полной мере в силу множества факторов. И они связаны не только с коммерциализацией телевещания. В качестве причины называют падение престижа науки; отсутствие единой государственной политики в отношении поддержки популяризации научно-технической деятельности; дефицит высококвалифицированных творческих кадров, способных обеспечить достойное качество научно-популярных телепроектов; низкий уровень конкурентоспособности российских передач научной направленности на мировом уровне в целом.
Создание научно-познавательного фильма, как и любого другого, невозможно без работы над сценарием. Без чёткой и понятно сформулированной на бумаге идеи будущего фильма, тщательной проработки сюжетных линий приниматься за съёмку картины нельзя. Тем более, что работа над фильмом – коллективное дело и съёмочная группа может трудиться эффективно только тогда, когда понимает, в какую сторону нужно двигаться. В учебном пособии Н.Б. Кириллова «Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества» сказано: «сценарий – это особый род литературы, предназначенный для экранного воспроизведения» [6, c, 5]. Говоря иначе, в его основу должен быть положен литературный текст. Понятно, что в нём найдёт отражение та научная область, которая и станет предметом размышления автора в фильме.
Художественная структура сценария состоит из следующих компонентов: замысел, тема, идея, композиция, образ-характер (если планируется снять картину в жанре эссе, беседы, интервью). У сценариста возникает замысел на основе изучения отдельного аспекта жизни, представляющего конкретную научную область.
М. Рабигер в учебном пособии для студентов американских и европейских университетов «Режиссура документального кино» [17, c. 8] описывает три основных подготовительных этапа, которые необходимо учесть перед созданием документального фильма.
Первый этап – поиск темы. Тема – это то, о чём рассказывается в научно-познавательном фильме. Она должна интересовать не только документалиста, но и быть актуальной, ведь не редко на телевидении можно встретить аудиовизуальные работы на одну и ту же тему. Рабигер, пишет, что на данном этапе от автора будущей картины требуется хорошее воображение и интуиция [17, c. 8]. Большинство фильмов о Дмитрии Менделееве было выпущено к юбилейной дате. Например, автор документального фильма «Вселенная Менделеева» снял картину по заказу Министерства культуры России к XXI Менделеевскому съезду по общей и прикладной химии, проходившему в сентябре 2019 года в Санкт-Петербурге.
Второй этап – сбор информации и раскрытие темы. Чтобы составить, действительно, познавательную и смотрибельную историю, авторы изучают большое количество материалов, отбирают среди них значимые и после их систематизации приступают к созданию сценария.
Источниками информации для документалиста могут служить:
Третий этап – проверка избранной темы. Майкл Рабигер [17, c. 11] предлагает задать автору самому себе вопросы, чтобы определить уровень готовности перед работой над сценарием:
В художественно-публицистическом жанре (например, если задуман телевизионный очерк) особое внимание придаётся драматическому конфликту [6, c. 52]. Как поясняет Н.Б. Кириллова, «это отражение в сюжете реальных жизненных противоречий, столкновений различных нравственных позиций, внешних и внутренних конфликтов» [6, c, 52].
Автор кандидатской диссертации «Эволюция режиссерских приёмов в неигровом фильме ХХI века» Е.С. Трусевич акцентирует внимание на том, что в современных условиях, когда рейтинг телевизионному каналу обеспечивает высокий интерес к медиаконтенту, сценаристу нужно ориентироваться на запрос целевой аудитории. Автор при планировании работы должен учитывать возраст зрителя, уровень образования, активность и прочие факторы, ведь «целевая аудитория существенно влияет на режиссёрские и драматургические методы организации материала» [18, c. 22]. Драматургия неигрового фильма – в советское время научно-познавательные киноленты были лишены любых намёков на игровое начало – непосредственно связана с реальностью, вследствие чего «реальность как драматургический элемент является первичной по отношению к авторскому видению» [18, c. 22].
Т.Я. Маслова определяет драматургию, как авторское отношение к изображаемому, которое воплощается во всей образной системе сценария и фильма, прежде всего в характерах героев, в развитии сюжета, во всех его элементах [7, c. 231]. Простыми словами, это умение автора визуального продукта вызвать интерес зрителя, а затем захватить и удержать его внимание. В отличие от игровой картины, драматургия документалистики – это тот набор фактов, который создан самой жизнью [16, c. 15], а не выдуман автором.
Идея – это авторская концепция, основная мысль, воплощённая в образах. Именно её развитию подчиняются все составляющие фильма. Рабочая концепция или гипотеза, которая направлена на реализацию авторской идеи, заключается в развитии конфликта или противоречия.
Важную роль в сценарии играют деталь, авторская ремарка и прочие элементы. Нужно сказать, что художественная структура сценария зависит от многих составляющих: личности драматурга, жанра фильма, стилевого направления, эпохи, времени создания произведения. В целом же, о чём бы ни собирался рассказать автор сценария зрителю, он должен помнить об общих требованиях к современному фильму: зрелищность, пластическая выразительность.
Несмотря на существующие ограничения, автор сценария во всём остальном волен творчески переосмыслять действительность. Безусловно, если это не противоречит той научной концепции, которую он собирается освещать в фильме. Об этом пишет Б.Д. Гаймакова, создавшая учебное пособие «Основы редактирования телепередач» [2, c. 18]. Предположим, возник замысел фильма-гипотезы, посвященного истории: «авторская точка зрения, личный взгляд на события выражаются здесь через отбор и компоновку фактов и документов, через подчинение их сюжету сценария. Заметим, что сюжет и фабула сценария научно-познавательного фильма такие же, как и для игрового: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Документальный материал и авторская интерпретация его должны находиться в органическом единстве» [2, c. 18]. Для подтверждения выдвинутой гипотезы «автор может непосредственно вторгаться в сюжет, высказывать своё отношение к происходящему» [2, c. 18].
До знакомства с фильмом зритель уже располагает определённым запасом знаний и сведений. Поэтому авторы проводят соответствующий отбор информации и выстраивают факты в сценарии таким образом, чтобы соотношение новой и общеизвестной информации было пропорциональным. Таким образом, работая над драматургией фильма, перед сценаристом стоит задача – очаровать зрителя так, чтобы он смог отвлечься от сторонних мыслей и переживаний [5, c. 77]. Важно, чтобы зритель получил удовольствие от такого фильма: «Только в том случае, если каждый кадр удовлетворяет познавательную потребность зрителя, если повествование выстроено драматургически точно, осмысленно и образно, зритель включается эмоционально в происходящее на экране, идентифицируя себя невольно с его автором, и получает от восприятия истинное эстетическое и познавательное удовольствие» [15, c. 115].
Среди учёных и исследователей не существует общих подходов к интерпретации понятия «научно-познавательный фильм». Вместе с тем, раскрывая его содержательное наполнение, они говорят практически об одном и том же. На наш взгляд, научно-познавательными фильмами можно назвать аудиовизуальные произведения, главная задача которых заключается в передаче аудитории потенциально нового знания о факте, объекте отражения с целью углубления знаний, повышения культурного уровня человека и его нравственного развития. Особенности работы над сценарием научно-познавательного фильма заключаются в выстраивании драматургии будущей киноленты с учётом её жанрового своеобразия, предопределяющего выбор замысла, темы и идеи, определения конфликта, а также тех выразительных средств, с помощью которых будет выстроено визуальное повествование.
Список литературы