УДК 7.03

Особенности стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве

Хэ Юньчжи – абитуриент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Целью статьи являлся анализ стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве. Методология исследования состоит в использовании исторического и биографического методов в изучении данной тематики Выводы. В статье проанализированы особенности стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве. Высветлены основные характеристики данного стиля, что выделяют его среди других стилей и направлений.

Ключевые слова: барокко, барочный костюм, барочный орнамент, мебель, интерьер.

Анализируя произведения декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, следует отметить, что как синтетическое направление барокко переосмысливает под углом зрения катаклизмов новоевропейской истории определенные духовные свершения позднего Средневековья, Ренессанса и Реформации. При этом от Средневековья взята духовность символического видения мира, от Ренессанса – гуманизм (иногда в трагическом освещении) и восстановление античности, от Реформации – динамика.

Бытовала введенная в обращение теоретиками классицизма мысль, будто время барокко – это недоразумение в искусстве, господство безвкусицы; вроде бы барокко подточило и в конце концов разрушило культуру Возрождения. Но несмотря ни на что стиль барокко сформировал целую эпоху в истории искусств. Французские энциклопедисты, германские и другие европейские философы классической ориентации открещивались от анализа искусства XVII – авг. XVIII ст. как от того, что словно испорчено разными излишествами. С этого времени слово «барокко» стало термином с ощутимым отрицательным содержанием: «странный», «чудный», «причудливый» [4, c.148].

С точки зрения классицистов, о барокко можно было говорить и писать только с иронией. Во взглядах на барокко сказывалась установка на отрицание ценности наследия. Барокко называли не иначе как «упадочный стиль». Даже когда утвердился научный взгляд на этот стиль, некоторые ученые все еще сомневались, было ли в нем что-нибудь передовое, прогрессивное по сравнению с Ренессансом. Переосмыслению роли барокко в мировой культуре способствовало применение в кон. XIX – в нач. XX ст. отдельных барочных элементов в живописи, архитектуре, журнальной и книжной графике, в декоративно-прикладном искусстве. Заклейменные и осужденные ранее уловки, химеры и излишества барокко нашли понимание новых поколений художников.

В якобы несуразном накоплении украшений, аллегорий и эмблем ученые и художники разных стран рассмотрели стройную систему понятий и значений, гласным общественным настроениям и замыслам художников того времени. Следует отметить, что характерной особенностью барокко есть проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности. Монументальность форм, экспрессивность введения аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжество, присущие барокко, нашли воспроизведение в искусстве этого периода. Слияние принципов барокко с национальной народной традицией определило своеобразие его вариантов. Специфические черты барокко проявились в кузнечестве, золотарстве, интерьере, орнаменте, мебели, костюмах, тканях, гончарстве, художественной отделке дерева и рога того времени. Развитию искусства способствовало подъем философской мысли, науки, литературы [2, c. 61].

Придя на смену художественной культуре Возрождения и маньеризма, барокко открыло новые возможности для искусства, что особенно ярко проявилось в синтезе искусств.

Значительную роль в барочном золотарстве Франции сыграли художники – авторы рисованных проектов, такие как Антуан Лепотр, Даниэль Маро, Алексис Луар и мастера-золотари – семья Баллен, а именно Клод Баллен (1615–1678), изготовлявший столы, канделябры, вазы, украшавших Зеркальную галерею Версальского дворца, Николя Делоне, Александр Куртуа и др.[1, c.24] Барочное золотарство Нидерландов прославил Адамван Вианен (1569–1627), изготовлявший парадные подносы на ножке для овощей и рюмки. В декор мастер любил вписывать мифологические, иносказательные и библейские сцены.

Значительной заслугой немецких ювелиров стало усовершенствование Йозефом Страссером метода имитации бриллианта хрусталем с высоким коэффициентом преломления света. В формообразовании ярко проявилось применение контрастных сопоставлений объемов, фактур, цвета. Для барокко характерны торжественность и впечатляющие эффекты, динамичность композиции и декоративное великолепие.

В костюме вместо прямых спокойных очертаний появились извилистые, струящиеся линии, созданные многочисленными пышными сборками и многими разнообразными рельефами. Силуэт измельчился, потерял единство и приобрел прихотливость, великолепие. Характерной стала перегруженность различными бантами, розетками. В женском костюме снова стала преобладать «осина» талия, декольте в форме овала. В мужском костюме все детали придавали ему блеск и изысканность, сопряженную со строгостью и эффектностью [5, c.154].

Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничных возможностях человека, эстетика барокко строилась на коллизии между человеком и внешним миром, между идеологическими и чувственными потребностями, умом и природными силами, олицетворявшими теперь враждебные стихии. В XVII – пер. пол. XVIII ст. большое распространение получает барочный орнамент – совокупность узоров и украшений произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства европейских стран.

На первый план выходит динамичность движения, эмоциональность образов и пышная декоративность композиций. Значительное распространение получили растительные, геометрические, фантастические мотивы и т.д. Так, например, античным мотивом акантовых листьев, который в барочном орнаменте приобрел энергичную выразительную форму, декорировали бархатные шелковые ткани, изделия из бронзы, серебра, дерева, стекла и т.д. Популярны также композиции из цветов и плодов, сплетенных в тяжелые гирлянды. Их применяли в технике резьбы и деревянной мозаики (интарсии) для украшения мебели. Часто гирлянды сочетали с изображением женских фигур и амуров.

Следует уделить особое внимание вопросу об особенностях мебели в стиле барокко. Это европейская мебель XVII – XVIII вв., которой были характерны развитые конструкции, разнообразные формы, ансамблевость, богатство декоративной отделки. Впервые барочная мебель появилась в Италии, где в XVII в. к изделиям интерьерного назначения выдвигаются требования не только архитектурного (конструктивного), совершенства, но и комфорта, декоративности, общей изысканности. Расцвет барочной мебели в Англии пришелся на годы правления королевы Анны [4, c.147]

Подытоживая полученные результаты исследования особенностей феномена барокко, следует отметить, что синтез искусств, присущий стилю барокко, нашел в западноевропейском искусстве яркое отражение. Данный стиль сумел соединить реализм и декоративность. Таким образом, можно определить, что барокко носило синтетический характер, охватив все сферы духовной культуры – архитектуру, литературу, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыку, театр. Это был универсальный стиль, особенности которого закономерно и глубоко проявились во многих звеньях духовной жизни общества. (1702-1714), в результате чего стиль нач. XVII ст. часто называют «стилем королевы Анны». Мебели свойственны качество конструктивного построения и простота.

Своеобразным средством декорирования стала орнаментальная инкрустация, а также техника лакировки, черного и красного цвета. Стенки стульев и кресел часто украшены мотивами геральдического щита. В Германии очагами изготовления барочной мебели были города Нюрнберг, Майнц, Варцбюрг, Нейвид, Аусбург, Данциг. Особенностью барочной мебели были шаровидные ножки с выступающими карнизами, колонки и декоративные филенки.

Список литературы

  1. Байешов, Б. Т. Значение костюма в стиле "барокко" в современном обществе / Б. Т. Байешов, А. Т. Сейтпахиева, Б. Б. Байешов // Механика и технологии. – 2014. – № 3(45). – С. 21-24.
  2. Иванов, А. О. Архитектурные фантазии в изобразительном искусстве барокко / А. О. Иванов // Социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях, Белгород, 30 сентября 2017 года / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой; Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2017. – С. 60-62.
  3. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблемы стиля). М.: Архитектура-С, 2004. 496с.
  4. Одинцов, П. С. Анализ эстетики классицизма и эстетики барокко / П. С. Одинцов // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 15. – С. 144-150.
  5. Свидерская М. И. Барокко XVII столетия: система художественного видения и стиль // Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Т. 1. М.: НИИ РАХ, 1997. С. 149-174.

Интересная статья? Поделись ей с другими: