УДК 7.03

Генезис и становление технологий экранной живописи

Ли Ваньюэ – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Цель статьи – исследовать зарождение и становление экранного киноискусства как особой технологии экранной живописи. Методология исследования состоит в использовании исторического и биографического методов в изучении данной тематики. Выводы. В статье с позиции искусствоведения и культурологии исследуется становление технологии живописи и ее трансформация в современные экранные реализации в формате фототехнологий и кинотехнологий. Рассмотрено определение парадокса технологии экранной живописи.

Ключевые слова: культура, живопись, художник, творчество, технология, экран, кадр, фотография.

До сих пор термин «экранная живопись» обычно незаслуженно подменялся термином «экранное изображение», которое не то, чтобы было совершенно некорректным, – он отвлекает внимание от сущности. Акцентуация же вопросов техники и технологии в отрыве от цели их изобретения и применения – создания экранной живописи – и вовсе омрачает дело: будто речь идет не об изобразительном искусстве и его едва ли не самой яркой разновидности – живописи. Поэтому исследовать технологии живописи в их современных экранных разновидностях представляется необходимым начать с самого начала, предысторию их зарождения, возникновения и развития.

Все разновидности живописи базируются на технических средствах и технологиях, тесно связанных между собой. Выстраивается такая логическая цепочка: «живопись»-«технология»-«экран». При этом использование термина «технология» обусловлено его широким функциональным применением, потому что термин «искусство» несколько сужает тему исследования.

Живопись как искусство по принадлежности относится к определенному творческому направлению (художественному течению, школе), или стилю (реализм – с его разновидностями. Трансформаций достигли станковая и миниатюрная живопись.

В истории станковой живописи каждая большая художественная эпоха – будь то романское искусство или готика, «ренессанс» или барокко, классицизм или романтизм – отмечена четкими, принципиально отличными друг от друга технологическими приемами создания произведений живописи. Идеи, воплощение которых мастер берется за кисть при создании картины, реализуются каждый раз в определенном материале и специфическими для этого техническими средствами [3, c.60].

Отработанная до деталей система византийской живописи гарантировала ее мастерам достижение желаемой цели, но не удовлетворяла живописцев эпохи. Возрождение; приемы живописи ренессанса в свое время были отвергнуты мастерами барокко, а принципы, положенные в основу живописи классицизма, оказались неприемлемыми в эпоху романтизма. Важно, однако, что внутри каждого большого стиля существовали направления или локальные школы, характеризующиеся типичными только для них технико-технологическими особенностями, которые дают общее представление о характере искусства определенной эпохи и региона

Начиная с XVII ст. европейская станковая живопись стала на путь «технологического индивидуализма», что вылилось в типичное явление последней трети XIX в. Конкретно тут проходит предел, согласно которому нормативность в соблюдении технологических приемов сотворения живописного произведения совсем теряет значение. Если технологические особенности живописи основных стилистических направлений были очевидны и раньше (пусть в самом общем виде и не всегда правильно интерпретированы), то сегодня можно провести более конкретную научную дифференциацию этих особенностей, говорить о наличии определенных закономерностей, присущих произведениям определенных эпох, национальных и местных школ. отдельных мастеров [1, c.45].

Взгляд историков искусства на процесс создания картины формировался как взгляд «извне». Собственно, технологические процессы живописи интересовали их меньше, так же, как и заинтересованность художников к технологическому аспекту мастерства. В последние десятилетия ситуация меняется. Процесс сближения гуманитарных и естественных наук, ставший ныне реальным фактом развития научной мысли, не обошел и традиционно гуманитарное искусствоведение, и культурологию.

Сегодня ни у кого из нас не вызывает сомнений тот факт, что художественная фотография, использующая свои технологии, изобразительное искусство и отражает творческое видение фотографа как художника. Однако еще на заре развития фотографии в течение нескольких десятилетий остро вставал вопрос о том, можно ли отнести фотографию к искусству или это лишь средство фиксации и передачи информации об окружающем мире.

С началом 20-30-х годов ХХ ст. в фото искусстве начинается новый период, напрямую связанный с массовым выпуском газет и журналов. Фотография меняет свой стиль, предпочитая документалистику и репортажную съемку. Документальность и художественная реализация постепенно сплетались в фотографии в единое целое. Появилось новое поколение фотохудожников, которые с помощью репортажной и документальной съемки каждый день воспроизводили историю своей страны и всего мира. Фотография становится носителем исторической правды, отражением реальных событий.

В 60-70-е годы ХХ ст. началась эпоха фотореализма и смелых экспериментов с разными фотографическими технологиями и художественными приемами. Возникают новые жанры фотографии, в которых ключевым моментом становится авторский замысел и творческое видение фотографа.

Следующий этап в фотоискусстве связан с переходом от аналоговых пленочных технологий на цифровые. Цифровой формат изображения позволяет фотографам отойти от простого зеркального отображения окружающей действительности. С появлением цифровых фотоаппаратов, компьютеров и графических редакторов фотограф получил возможность усовершенствовать свои снимки, получил возможность донести творческое видение фотохудожника и даже создать ирреальный мир непосредственно привлекая к фототехнологии просмотровые экранные системы в виде калиброванных мониторов, дисплеев и видео проекции[2, c.125].

Киноискусство и живопись – близкие родственники, которые «породились» из-за фотографии. Технологии кинематографа, как и фототехнологии, рождалось не цветным, а черно-белым – как графика и прошедшим эволюционный путь от черно-белых отрицательных, положительных и оборотных пленок до цветных разной ширины. Фотоживопись и экранное кино живопись прошли эволюционное развитие и сформировались как новейшие разновидности изобразительного искусства. Живопись и пленочный кинематограф, начиная с первых шагов после возникновения последнего, демонстрировали наиболее тесный синтез, основу которого составляло воспроизведение пространства.

Пленочный кинематограф унаследовал от живописи все правила построения картин (кадриков) и их последовательности (фильма в целом). Их «срединный» медиум – фотография – сначала уступала по признаку темпоральности, но современные технологии ликвидировали этот пробел.

Современный пленочный кинематограф – это наследник живописи, потому что то, что мы видим на экранах, не что иное, как иллюзия трехмерного пространства на плоскости, созданная с помощью игры цветов, света и тени [3].

В результате дальнейшего стремительного развития мультимедийных компьютерных технологий в начале 90-х годов зарождается еще один вид экранной живописи – «цифровая живопись». Цифровая живопись сегодня широко используется при оформлении книг (обложки, иллюстрации), в рекламном бизнесе (дизайн плакатов, упаковок и т.д.), доминирует в индустрии компьютерных игр, в современных кинотехнологиях и уже достаточно популярен и в любительском творчестве [4, c.125].

Для создания цифровой живописи любой сложности необходимо иметь мощный компьютер, графический планшет (англ. digitizer), несколько специализированных компьютерных программ, необходимый уровень знаний, соответствующее образование и, безусловно, талант. Компьютер с дисплеем и дигитайзер в экранной технологии цифровой живописи – это такой же инструмент, как кисточка с мольбертом в классическом изобразительном искусстве. Визуальное восприятие, зрительные образы всегда были, есть и будут основным источником познания человеком окружающего мира.

Эволюция живописи отражает не только эволюцию в сфере культурной практики, но и в социальных, психологических, эстетических, идеологических и даже политических процессах жизни общества, но и эволюцию новых визуальных форм воздействия на индивидуума, рождает новые формы экранных технологий. Сегодня изобразительные искусства, особенно экранные технологии, все больше следуют за техническим прогрессом, а экранная живопись получила новые высокотехнологичные продукты изобразительного искусства: цифровая живопись, цифровая фотография, цифровой кинематограф, цифровое телевидение и видео, мультимедиа.

Список литературы

  1. Буров, А. М. Художественный феномен повторения в визуальных искусствах: специальность 17.00.03 "Кино-, теле- и другие экранные искусства": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Буров Андрей Михайлович. – Москва, 2014. – 58 с.
  2. Вержбицкий, Б. В. Живописный базис в экранных технологиях / Б. В. Вержбицкий, А. М. Прядко // Вестник Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенко-Карого. – 2017. – № 20. – С. 123-128.
  3. Седловский, А. А. Художественное пространство в живописи и в кино / А. А. Седловский // Вестник ВГИК. – 2011. – № 8. – С. 58-64.
  4. Шмакова, Е. Ю. Преемственность живописных традиций в современном кинематографе / Е. Ю. Шмакова // Гуманитарные. естественно-научные и технические аспекты современности: Материалы XXXIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 30 июня 2021 года. – Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – С. 121-123.