УДК 82

Некоторые особенности эволюции образа женщины в произведениях А.П. Чехова

Бань Ихуэй – Хэнаньский университет (Китай).

Аннотация: В статье описывается типология женских образов в рассказах А.П. Чехова. Проводится анализ героинь произведений А.П. Чехова в разные периоды его творчества. Через изменение женских образов в работах писателя раскрывается динамика восприятия женщины в обществе конца XIX - начала XX века.

Ключевые слова: русская литература, Антон Павлович Чехов, женские образы.

Конец XIX –начало XX века – время, когда вопрос о месте женщины в обществе приобрел особую актуальность в среде русской интеллигенции. Отношение к женщине начало меняться, женщины получили доступ к образованию, стали заявлять о себе. В обществе все чаще стали говорить о женской эмансипации. Отношение к вопросам женской свободы было противоречивым, это, конечно, отражалось и в литературном творчестве. Значительное количество критиков, писателей и публицистов обращало внимание на эту начинающуюся борьбу за женскую свободу. Общество стремилось к демократизации и Положение женщины являлось показателем гуманности и нравственности. (3).

А.П.Чехов занимал важную роль в литературном процессе конца XIX — начала XX веков – его произведения были очень популярны у читателей, широко обсуждались критиками и обществом. Проанализировав манеру описания женщин в художественных произведениях А.П. Чехова, обозначив его социальные и психологические взгляды на женщин, можно глубже понять не только особенности его личного мировоззрения, но охарактеризовать глубинные процессы, происходящие в обществе той исторической эпохи. (3).

Чтобы составить целостное представление о динамике подхода к описанию женских образов, необходимо рассмотреть произведения Чехова разных периодов.

В ранних произведениях Чехова мы встречаемся больше с высмеиванием и иронией по отношению к женщине. А.П. Чехов беспристрастно описывает характер героинь, точно подмечая все неприглядные детали и недостатки. Женщины в его работах, как правило, имеют четкий социальный статус– жены, невесты, любовницы, работницы, и т.д.

Один из часто встречающихся образов – девушка, которая любой ценой хочет выйти замуж. Например, в рассказе «Перед свадьбой» девица Подзатылкина описывается Чеховым так: «Ума ее никто не видал и не знает, а потому о нем - ни слова. Наружность у нее самая обыкновенная: нос папашин, подбородок мамашин, глаза кошачьи, бюстик посредственный». (5) Еще одна героиня из разряда «невест» - Леля из рассказа «Дачница». Иронизируя, автор часто описывает наивные мечты и мысли героинь, мечтательный облик, взгляд. 

Другой образ, который мы часто можем встретить в произведениях Чехова – неверная жена. Это, например, Ольга Петровна из рассказа «Шведская спичка». В этом рассказе женщина предстает как хитрая, властная, распутная натура, а ее муж - обманутый глупец. Неверные жены - женщины, которые неудовлетворенны своей социальной ролью и тяготятся наложенными на них запретами. В описании их внешности часто присутствуют черные как смоль брови, жирные красные губы и т.д.

Еще один из распространенных типов в ранних рассказах Чехова — «женщина-вамп». В качестве примера можно привести Сусанну Моисеевну из рассказа «Тина». Она подавляет волю мужчин и использует свою привлекательность для достижения своих корыстных целей. Этих героинь, играющих на чувствах мужчин, Чехов сравнивает ее со змеей, скользким углем, злой кошкой, в их чертах присутствуют сжатые кулаки, стиснутые зубы, прищуренные глаза.

В более поздних своих работах А.П. Чехов пишет о сложности человеческой души, создает противоречивые женские образы, характеризующиеся сложной духовной жизнью. В них женщина изображается как разносторонняя личность, обладающая собственной психологией и меняющимся внутренним миром. В это время героини работ Чехова образованы, грамотны, обладают моральными качествами («Ионыч», «Учитель словесности», «Именины»).

Проанализировав рассказы А.П.Чехова конца 1880-х — начала 1890-х гг., можно заметить, как меняется социальный статус женщины, ее положение в обществе. В рассказах Чехова того времени находит отражение зависимое положение женщины в браке. Для героинь чеховских рассказов брак представляется как клетка, из которой они хотят вырваться. Так происходит в рассказе «Ведьма», главный конфликт которого разворачивается между полной сил молодой женщиной и ее мужем, уверенным, что его жена ведьма, заманивающая путников. В рассказе «Жена» супруги Наталья Гавриловна и Павел Андреевич живут в атмосфере взаимной неприязни и раздражения.

Девушками из категории невест движет уже не только стремление любой ценой выйти замуж, но искреннее желание взаимной любви.

В женских образах более позднего периода на первый план выходит характер, образ приобретает личностные черты. Женщины пытаются найти применение своим силам и способностям вне семьи, что указывает на наличие духовных стремлений и потребности самореализации. Из описания героинь исчезает ирония, Чехов использует динамические портреты, которые передают изменения их внутреннего эмоционального состояния.

В рассказах А.П. Чехова начала ХХ века гг. рассматриваются жизненный путь, ценностные ориентиры женщин, их образы становятся все более сложными и многогранными.

Писатель уделяет внимание особенностям поведения женщин, столкновению душевных устремлений и вынужденных социальных ролей, раскрывает мотивы их поступков.

 Таким образом, мы рассмотрели наиболее типичные образы женщин в произведениях А.П. Чехова разных периодов и выделили их основные черты. На основании проделанного анализа можно сделать вывод о том, что эволюция женских образов в произведениях А.П. Чехова происходит по пути постепенного отхода от демонстрации внешнего упрощенного образа женщины, к выявлению внутренних сложных особенностей личности. Этот процесс, происходивший в творчестве писателя, отражает те изменения, которые происходили в обществе по отношению к женщине и ее роли в социуме. 

Список литературы

  1. Чистяков А. В. Образ женщины у А. П. Чехова / А. В. Чистяков, Амира Файед Эль Сайед. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78751/ (дата обращения: 25.05.2022).
  2. Аникеева Л.В. Женские образы в рассказах А.П. Чехова. Челябинск,2018. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5745/Аникеева.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
  3. Пак Чжин Хван. Женские образы в прозе А.П. Чехова. /Дисс.канд.фил.наук.Санкт-Петербург, 2005. URL:https://www.dissercat.com/content/zhenskie-obrazy-v-proze-ap-chekhova (дата обращения: 25.05.2022).
  4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. М.: Наука, 1986.

Интересная статья? Поделись ей с другими: