УДК 355.001
Эчин Владимир Евгеньевич – доктор философии (PhD), доцент кафедры Пограничной академии КНБ Республики Казахстан.
Мартикьян Александр Сергеевич – кандидат военных наук, ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры Пограничной академии КНБ Республики Казахстан.
Саматов Акылбек Кайырсапиевич – магистр военного дела и безопасности, начальник отдела Пограничной службы КНБ Республики Казахстан.
Муратбеков Таутен Турганбекович – магистр военного дела и безопасности, доцент научного управления Пограничной академии КНБ Республики Казахстан.
Аннотация: В данной статье определяется сущность и содержание интегрированной системы технических средств охраны границы, среди которых важная роль принадлежит радиолокационным станциям. Проведённое исследование показывает данную систему как, искусственно создаваемую человеком сложную систему, обеспечивающую обнаружение нарушителей границы на гораздо более высоком уровне. Раскрываются отдельные принципы и порядок её построения, функциональные способности к эффективному выявлению и устранению возникающих угроз.
Ключевые слова: система, технические средства, платформа, интеграция, программный уровень, функциональные возможности, принципы.
Данная статья подготовлена в рамках исследования финансируемого Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № BR109009-0221).
Введение. Охрана и защита Государственной границы – один из наиболее важных аспектов безопасности любой страны. В Республике Казахстан незыблемость целостности и неприкосновенности её рубежей является одним из национальных интересов [1]. Контроль за продуктивным функционированием данного интереса возложен на Пограничную службу КНБ РК (далее – Пограничная служба) [2]. Это определяет её особую роль в системе мер, обеспечивающих безопасность и территориальную целостность государства.
Пограничная служба использует разнообразные ресурсы (людские, материальные, финансовые, организационные, правовые и др.). С их помощью она создаёт систему охраны границы, направленную на своевременное устранение противоправной деятельности в пограничном пространстве, действенность которой во многом зависит заблаговременного обнаружения нарушителей и своевременной передачи полученной информации руководству пограничных подразделений. При этом одну из важных ролей играют технические средства охраны, основу которых составляют радиолокационные станции, без которых в сегодня невозможно представить современную границу. Технические средства охраны границы (далее – ТСОГ) уже не одно десятилетие являются неотъемлемым элементом системы охраны границы.
В настоящее время, когда современные научно-технические достижения стали легкодоступны, тактика действий нарушителей границы постоянно меняется. Поэтому перед Пограничной службой стоит задача по оснащению рубежа государства современными высокотехнологичными ТСОГ по всему периметру его территории.
Совершенствование ТСОГ необходимо осуществлять на основе широкого использования современных средств автоматизации, автоматизированных систем управления, перспективных технических средств, основу которых составляют радиолокационные станции. Это позволит объединить организационные и технические ресурсы для решения поставленных задач, сведя до минимума физическое присутствие личного состава на охраняемых участках.
Для повышения качества охраны Государственной границы необходимо внедрение такой системы, которая бы объединила в единый комплекс различные подсистемы, и, обеспечивала бы единое управление всеми техническими средствами, входящими в ее состав. Решение данной задачи возможно в рамках создания интегрированной системы технических средств охраны границы (далее – ИС ТСОГ), использование которой будет способствовать повышению эффективности действий пограничных подразделений, и тем самым решит на качественно новом уровне задачи по обеспечению защищённости национальных интересов Республики Казахстан в её пограничном пространстве.
Следует отметить, что применение ИС ТСОГ не устранит необходимость контроля со стороны человека, но значительно повысит действенность охраны границы, особенно при наличии разноаспектных особенностей обстановки на различных её участках. Оптимальное соотношение людских и технических ресурсов должно выбираться в соответствии с поставленными задачами и допустимым уровнем возможных угроз.
Постановка проблемы: Технологические процессы, обеспечивающие охрану Государственной границы, постоянно совершенствуются, а технические средства, реализующие их, становятся все более сложными, разветвлёнными и многофункциональными, представляющими собой широкий комплекс разнородных элементов. Государственная граница Республики Казахстан состоит из участков с различными географическими условиями: горы, леса, степи, пустыни, и т.д. В основном инженерная инфраструктура на них недостаточно развита (кроме восточного направления), и как следствие на данный момент времени, нет чётких критериев построения ИС ТСОГ.
Поэтому, в процессе построения системы необходимо решать ряд сложных научно-технических и инженерных задач. Она должна иметь высокую эксплуатационную надёжность, простую и удобную масштабируемость, устойчиво функционировать и стойко переносить особенности различных физико-географических и климатических условий охраняемых участков границы (повышенную или пониженную температуру воздуха и запылённость пустынно-песчаной местности и т.д.).
Анализ последних исследований и публикаций: В зарубежных странах интегрирование технических средств охраны границы в единую систему безопасности, как правило обеспечивают инженеры разработчики предприятий с целью реализации практических проектов инженерно-технического оснащения конкретных участков границы [3-4]. В таких системах объединяются средства радиолокационного контроля с оптикоэлектронными комплексами наблюдения, БПЛА и сигнализационными системами или комплексами, как на стационарной, так и мобильной платформе.
Например, российская научно-производственная компания «ФаворитЪ» [5] проводит изыскания, связанные с разработкой и внедрением перспективных, автоматизированных информационно-управляющих систем мониторинга надводной и наземной обстановки территориально распределённых объектов, функционирующих на основе специального программного обеспечения и созданных с использованием инновационных технологий.
Другая российская компания «Фирма «ЮМИРС»» [6], а также белорусское предприятие «Rovalant» [7] занимаются эмпирическими исследованиями связанными с разработкой и производством комбинированных комплексов технических средств охраны протяжённых участков границы.
Вышеперечисленные предприятия разрабатывают и производят мобильные, стационарные и переносные радиолокационные, оптико-электронные, светотехнические и сигнализационные комплексы. Данные комплексы являясь самостоятельными ИС ТСОГ при необходимости могут входить в структуру более сложных автоматизированных систем технического мониторинга обстановки территориально-распределенных объектов, и прилегаемых к объектам территорий.
В Республике Казахстан до настоящего времени рассматривались лишь отдельные вопросы развития и комплексного применения технических средств охраны Государственной границы. По данной тематике опубликован ряд научных трудов отечественных учёных погранологов, а также публикаций подготовленных в рамках написания магистерских диссертаций.
Так, Абраимов Д.К., Адаутов А.Ю. и Алтынбеков Р.М. при определении приоритетов в выборе ТСОГ и направлений развития научно-технических инноваций в Пограничной службе КНБ РК приходят к выводу о том, что в настоящий период основной акцент необходимо делать на создание комбинированных систем, сочетающих в себе достоинства радиолокационных и электронно-оптических средств наблюдения. То есть, одно компенсируя недостатки другого, позволит создать систему с повышенными тактико-техническими характеристиками, способную в любых условиях обстановки обнаружить, идентифицировать цель для принятия наиболее целесообразного решения [8-10].
Исследователи С.М. Салий, Д.Б. Съедин, А.С. Мартикьян в своих работах, касающихся определения наиболее эффективных характеристик технических средств охраны границы, отмечают о необходимости автоматизации всех процессов пограничной деятельности, это касается как выбора наиболее эффективных технических средств охраны, так и собственно управления силами и средствами пограничных подразделений [11-14].
Эчин В.Е. рассматривая перспективу построения ИС ТСОГ на Государственной границе РК приходит к выводу, что использование высокотехнологичных ТСОГ объединённых на единой программно-аппаратной платформе значительно повысит деятельность национального пограничного ведомства по пресечению правонарушений на границе [15].
Работа по целенаправленному изучению возможности построения ИС ТСОГ активизировалась после того, как руководством ПС КНБ РК в рамках реформирования национального пограничного ведомства особое внимание решено было обратить на создание образа интеллектуальной границы [16].
Цель статьи: Целью представленного исследования является определение сущности интеграционных процессов проходящих между техническими средствами охраны границы в единой системе безопасности, а также определение условий и принципов влияющих на порядок её построения.
Методы исследования: Основу методологической базы исследования составляет системный анализ [17], позволивший провести структурное изучение входящих в данную систему элементов, их устойчивое единство и отношения между собой. Раскрытие структуры интегрированной системы дало возможность определить последовательность и принципы её формирования в целом. Кроме системного анализа были применены такие общенаучные методы такие как сравнение, обобщение, аналогия и классификация.
Изложение основного материала: Согласно толковому словарю Ожегова С.И. «интегрировать» означает объединять в одно целое [18], а «интеграция» – это объединение отдельных составных частей с помощью определённых действий в единое целое, либо их встраивание в уже существующий объект. То есть на основе интеграции создаётся некая система, включающая в себя совокупность двух или более взаимоувязанных подсистем или элементов, в которой функционирование одной (одних) из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как цельную систему, основывающуюся на создании единого информационного пространства для всех входящих в неё подсистем или элементов.
Применение интегрированного подхода при обеспечении безопасности не является чем то новым. Такой подход ещё с 90-х годов прошлого века широко и весьма успешно применяется в обеспечении безопасности как гражданских объектов (жилых и офисных зданий, предприятий, комплексов сооружений складов, банков и т.д.), так и режимных объектов МВД и МЮ [19,20]. Формализованное определение данной системы ещё не вполне сложилось, однако, обобщая мнения отдельных специалистов [21] можно сказать, что:
ИС ТСОГ – это совокупность двух или более технических средств или автоматизированных систем (наблюдения, безопасности и т.д.), находящихся в едином информационном пространстве, в которой функционирование одного из средств (системы) зависит от результатов функционирования другого (других). Из чего следует, что данная система это не что-то неопределённое и модное, а совершенно конкретный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для решения чисто утилитарных задач с целью повышения эффективности охраны Государственной границы.
Интегрированная система обеспечивает выполнение в автоматическом режиме заранее определённых алгоритмов взаимодействия между составными её компонентами, направленных на выявление и устранение различных видов угроз, а также автоматизацию работы оператора с целью снижения риска принятия ошибочных решений и уменьшения времени реакции при выявлении нарушения или признаков нарушения границы. Причём, в условиях постоянного повышения стоимости программного обеспечения больших систем, во все пропорциях превышающей стоимость технических средств, особое значение приобретает внутри- и межуровневая совместимость её составляющих [22].
Основанием интегрированной системы является единая программная или аппаратная платформа, которая создаёт для всех входящих в неё технических средств и систем охраны границы (радиолокационного и электронно-оптического наблюдения, сигнализационного обнаружения, контроля и разграничения доступа, БПЛА, геолокации и др.) общее информационное пространство. Большинство из них строятся по принципу двухуровневого интегрирования.
Первый уровень – системный. Центральный процессор объединяет все подсистемы ИС ТСОГ и обеспечивает их взаимодействие. Каждая из подсистем автоматически выполняет какие-либо действия при поступлении определённого сигнала от любой другой.
Второй уровень - модульный. Контроллеры «местного значения» управляют небольшой группой извещателей, сигнализационных приборов (датчиков), телевизионных камер, считывателей, исполнительных устройств и т.п.
Таким образом, структуру интегрированной системы можно разделить на несколько составных частей [23]: устройства приёма, передачи и обработки сигналов (ТСОГ), позволяющие получать максимально полную информацию и воссоздавать на мониторе оператора (дежурного по отделению, отделу, управлению) всестороннюю и объективную картину состояния объекта охраны (участок границы, отделение, пункт пропуска, склад и т.д.), работоспособности аппаратуры и оборудования; исполнительные устройства, способные при необходимости действовать автоматически или по команде оператора; пункт (или пункты) контроля и управления системой отображения информации, через которые операторы могут следить за работой всей ИС ТСОГ; центральный процессор, наглядно представляющий и накапливающий информацию для её последующей обработки; коммуникации, с помощью которых осуществляется обмен информацией между элементами ИС ТСОГ и операторами.
Такое структурирование позволяет легко её конструировать из технических средств необходимых в конкретной обстановке практически для любых объектов (линейный участок границы, периметр пограничного отделения, пункт пропуска, аэродромы, склады и т.д.). В процессе эксплуатации достаточно просто наращивать и совершенствовать функции системы путём дополнительного подключения необходимых компонентов.
Это обеспечивает следующие функциональные возможности: контроль протяжённых участков границы с организацией нескольких рубежей охраны; многоуровневый доступ военнослужащих и посетителей с чётким разграничением полномочий по праву доступа в определённые охраняемые зоны, по времени суток и дням недели; идентификацию объекта, пересекающего определённый рубеж; своевременное выявление нарушений (признаков нарушений) Государственной границы, позволяющее руководству пограничных формирований принимать наиболее рациональные меры противодействия; организация и поддержание разноуровневого взаимодействия при несении службы по охране границы и в случаях пресечения противоправных действий; накопление документальных материалов для использования их при расследовании и анализе незаконной деятельности в пограничном пространстве.
Возможность гибкого программирования ИС ТСОГ и отдельных подсистем позволяет также активно противодействовать таким несанкционированным действиям, как прерывание каналов передачи тревожной информации, частичная нейтрализация системы лицами, имеющими доступ к отдельным ее элементам и подсистемам, уничтожение информации о происшествии, нарушение военнослужащими установленного порядка несения службы и т.п.
Интегрированная система ТСОГ это сложная искусственно создаваемая система, предназначенная для решения частных задач, поэтому при её проектировании необходимо придерживаться определённых принципов. Анализ зарубежных источников помог выделить несколько основных из них, а именно [24-25]: совмещение высокой эффективности и универсальности; модульность, то есть построение системы на базе гибких аппаратно-программных модулей; иерархичность - построение многоуровневой структуры. Модульность и иерархичность позволяют разрабатывать ИС ТСОГ для самого высокого организационно-структурного уровня; преимущественно программной настройки, то есть перенастройки оборудования путем ввода новых управляющих программ – модулей; совместимость технологических, программных, информационных, конструктивных, энергетических и эксплуатационных элементов. Это требование достигается унификацией технологии производства составных элементов системы.
Данные принципы проектирования во многом определяются способами интеграции, которые можно обозначить тремя основными уровнями или платформами интеграции:
Это минимальный уровень интеграции, ему присущи известные недостатки, такие как «человеческий фактор», разнородность аппаратуры, сложность обслуживания, параллельность прокладываемых коммуникаций, отсутствие автоматизации и т.д. В настоящее время его не рассматривают как перспективный.
Подобное построение ИС ТСОГ имеет ряд положительных сторон. Это возможность на программном уровне, используя все возможности современных компьютерных технологий, создавать высококачественные многофункциональные программные системы. Возможность интеграции с аппаратными средствами других производителей (при наличии соответствующего драйвера и соответствующих интерфейсов обмена данными в самих применяемых средствах).
С другой стороны, это порождает и определенные недостатки - необходимость разработки драйверов для каждого применяемого аппаратного средства. При этом не всегда разработчик аппаратного средства предоставляет протоколы обмена данными. Даже, если протоколы открыты и документированы, в них могут быть заложены ограниченные возможности, не позволяющие оптимальным образом обеспечить сопряжение. Кроме того, фирма разработчик программной системы, поставляя только свой программный продукт, не может в этом случае в полном объеме гарантировать работу всей системы в целом.
При выборе технических средств и аппаратуры следует обратить внимание не только на выполнение системой необходимых функций по охране границы, но и на удобство эксплуатации, порядок гарантийного и послегарантийного обслуживания, возможность оперативного приспособления системы к изменяющимся функциям объекта достаточно простыми методами.
Несмотря на то, что уже существуют общие подходы к организации ИС ТСОГ, решение указанных задач остаётся сугубо индивидуальным. Это обусловлено не только размерами (протяжённостью) и физико-географическими особенностями объекта, но, в первую очередь, разнородностью охраняемых объектов с точки зрения необходимого уровня безопасности.
Очевидно, что на направлениях сосредоточения основных усилий к охране границы предъявляются более жёсткие требования, чем на остальных участках. Поэтому сначала максимально конкретно, с возможно более детальной проработкой решаются общие вопросы, касающиеся стратегии охраны объекта, реакций на возможные нарушения, процедуры принятия решений и ответственности за них и т.п., затем - выбор оборудования по критерию «стоимость – надёжность».
В рамках исследования представляем вариант методики выбора ТСОГ для построения интегрированной системы безопасности конкретного объекта (участка границы):
Первый этап. Определение характеристики объекта.
Второй этап. Определение тактики построения ТСОГ.
Выводы: Исходя из того, что, каждый объект (линейный участок границы, периметр пограничного отделения, пункт пропуска, аэродромы, склады и т.д.), на котором создаётся интегрированная система ТСОГ является уникальным, следовательно, и каждая проектируемая система представляет собой продукцию единичного производства, создаваемую заново для каждого конкретного объекта. Поэтому, при использовании термина ИС ТСОГ необходимо уточнение: ИС ТСОГ – это проектируемая система, являющаяся продуктом единичного производства для каждого конкретного объекта.
Применение ИС ТСОГ является достаточно эффективным. По сравнению с простой совокупностью отдельных систем и средств защиты, использование интеграции обеспечивает следующие преимущества:
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одну из важных ролей в охране Государственной границы играют технические средства, без которых в настоящее время невозможно представить современный пограничный рубеж. При этом пристальное внимание необходимо обратить на проекты универсального интегрированного характера, позволяющего решать обширный комплекс задач при обнаружении и нейтрализации возникающих угроз. Применение современных высокотехнологичных ТСОГ позволяет изменить соотношение люди/технические средства в пользу последнего, что позволит снизить до минимума физическое присутствие пограничников на охраняемых участках.
Список литературы