УДК 159.9

Формирование психологической готовности руководителя к управлению в условиях неопределенности

Антонова Елена Николаевна – территориальный менеджер ООО «Джонсон и Джонсон».

Аннотация: В статье проанализированы особенности формирования психологической готовности руководителя в условиях неопределённости. Охарактеризованы проблемы, связанные с инерционностью мышления. Исследование демонстрирует, каким образом руководитель может формировать навыки целенаправленного мышления для качественного развития трех компонентов универсальной структуры психологической готовности до уровня акмеологических инвариантов профессионализма.

Ключевые слова: Управление в условиях неопределенности, профессионализм руководителя, успешность деятельности, психологическая готовность, эффективность деятельности, формирование психологической готовности.

Введение

По данным исследований IBM Institute for Business Value самой востребованной компетенцией для профессионалов сегодня является умение работать в условиях неопределенности. Деятельность в условиях неопределенности связана с возникновением негативных психических состояний у субъектов труда, отрицательно влияющих на эффективность бизнес-процессов и решений, высокими психоэнергетическими затратами. Поэтому к деятельности в таких условиях необходимо быть подготовленным, в том числе и психологически. Деятельность руководителя предполагает натренированное бизнес-мышление, умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, развитие группы социальных навыков, а также помощь подчиненным в развитии необходимых навыков, усиливающих профессиональную эффективность в условиях неопределенности.

Основное содержание

Психолого-акмеологические исследования последних лет позволили обобщить имеющиеся сведения о психологической готовности и получить новые научные результаты. Согласно им, общая психологическая готовность имеет универсальную структуру, включающую мотивы деятельности и сформировавшиеся установки (мотивационный компонент), профессиональные умения (операционно-деятельностный компонент), глубокие профессиональные знания (когнитивный компонент), личностно-деловые и профессионально важные качества (личностный компонент). При этом психологическая готовность будет высокой не в случае наличия всех компонентов или составляющих данной структуры, а только при их определенном уровне развития. Данный уровень развития соответствует их качественным изменениям, тогда они становятся акмеологическими инвариантами профессионализма. [2]

В условиях неопределённости приоритетным навыком для формирования психологической готовности руководителя становится способность к целенаправленному мышлению. Под мышлением на житейском уровне часто понимается набор автоматизмов, состоящий из сформированных ранее убеждений. Это бесцельный, инерционный процесс. Но мир настолько быстро меняется, что для эффективных решений мы не можем использовать готовые шаблоны.

А.В. Курпатов определяет мышление, как создание сложных интеллектуальных объектов из менее сложных интеллектуальных объектов. [1] Современная наука о мозге в последнее десятилетие стала использовать новые методы его исследования, которые позволили исследовать работу мозга в процессе решения интеллектуальных задач – мышления, коммуникации с другими людьми, а также в процессе свободного блуждания, сна. Это подтверждает предположение о том, что мозг работает беспрестанно, является «сервером», который постоянно обрабатывает информацию, которая в него загружена. Мышление может быть инерционным, когда мыслительные процессы уже запущены и обрабатывают загруженную ранее информацию бесцельно и неосознанно. Мышление может быть целенаправленным, когда оно наталкивается на препятствие. В своё время этот принцип сформулировал Л.С. Выготский: «Мысль начинается там, где мы наталкиваемся на препятствие».

Для того, чтобы наше мышление вышло из инерционного режима, мы должны испытать некое внешнее воздействие. Это может быть интеллектуальное сопротивление со стороны другого человека (когнитивный и личностный компонент структуры психологической готовности), внутренняя озадаченность после осознания неэффективности собственных действий (мотивационный компонент), острая кризисная ситуация, требующая от нас полной вовлеченности (операционно-деятельностный компонент). Эти факторы помогают выйти из режима инерционного мышления. Но не гарантируют этого.

Поскольку если у нас есть какой-то автоматизм, который мы можем использовать в ситуации, мы, скорее всего, воспользуемся именно этим наработанным навыком. Для выхода из режима инерционности необходимо обнаружить в своих представлениях о ситуации противоречие, расхождение имеющегося опыта с восприятием актуальной ситуации.

Осознанное формирование навыка целенаправленного мышления у руководителя повышает психологическую готовность к управлению в условиях неопределенности. Формированию данного навыка будут способствовать внутренние и внешние факторы, создающие интеллектуальное сопротивление.

Рассмотрим несколько практических ситуаций, в которых это происходит.

  1. Недооценка сложности ситуации может происходить по причине того, что человек склонен к мыслительным автоматизмам, упрощенному восприятию и использованию стереотипных алгоритмов и стандартных опробованных ранее решений. Для создания интеллектуального сопротивления руководителю следует сомневаться в своём понимании, если оно не явилось результатом обдумывания, а пришло автоматически.
  2. Для повышения эффективности решений руководителю следует взять за правило рассматривать несколько альтернативных вариантов. Это развивает бизнес-мышление, поскольку учитывает не только прежний опыт, но и другие актуальные альтернативы.
  3. Исследования когнитивных искажений, относящихся к тенденциозности мышления, доказывают, что чаще существенными признаются аргументы, подтверждающие существующую точку зрения, чем опровергающие её. Это происходит потому, что неопределенность – стресс для мозга. После того, как сформировалось представление о ситуации, мы защищаемся от любых фактов, способных поколебать нашу уверенность в своей правоте. В этой ситуации руководителю хорошо искать оппонентов, которые подвергнут критике его точку зрения, или самому подбирать аргументы в пользу противоположной точки зрения. Это способствует осознанию собственной субъективности.
  4. Работа в режиме многозадачности приводит к тому, что времени на одновременное решение разных задач затрачивается столько же, как и при последовательном решении, но количество ошибок возрастает. Для повышения эффективности руководителю следует приоритизировать задачи и выполнять их последовательно.
  5. При возникновении какой-либо идеи необходимо анализировать, является ли она результатом бессознательной интеллектуальной работы, основанной на опыте и знаниях в этой сфере, или это случайная идея, которую еще предстоит обдумать. Для того, чтобы это понять, необходимо проанализировать базу, на которой возникла идея, насколько тщательно изучалась информация по вопросу ранее.
  6. Решение любой интеллектуальной задачи требует выделения времени на обдумывание. Любой руководитель сегодня находится в постоянном информационном потоке. Необходимо учитывать, что для целенаправленного мышления нужно планировать в графике примерно в два раза больше времени, чем требуется по ощущениям, потому что мы склонны недооценивать потребность в ресурсах.

Заключение

Мой практический опыт и современные исследования позволяют заключить, что формирование психологической готовности руководителя к управлению в условиях неопределённости во многом зависит от его готовности преодолевать интеллектуальное сопротивление и создавать условия для целенаправленного мышления. Для этого руководителю нужно выделять в графике время для мышления, формировать доминанту на проблеме, организовывать сбор необходимых данных и формировать озадаченность, стараясь сопротивляться привычному способу думать о задаче. Такой подход позволит руководителю увеличить стабильную эффективность и надёжность деятельности в современных условиях неопределенности.

Список литературы

  1. Курпатов, А.В. Чертоги разума. Убей в себе идиота! / А.В. Курпатов. - СПб.: ИПК Парето Принт, 2018. - 416 с.
  2. Успенский, И. В. Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях / И. В. Успенский // Акмеология. – 2010. – № 1(33). – С. 75-78.