УДК 34

Специфика условий договора присоединения

Сазонов Илья Александрович – магистрант Липецкого государственного технического университета.

Аннотация: В статье проведен анализа специфики условий договора присоединения. Благодаря оценке условий соответствующего вида договора дано его обоснование в качестве особой разновидности договора в системе гражданско-правовых договоров. В качестве одной из главных групп отличительных черт договора присоединения, указавших на то, что речь идет об особой разновидности гражданско-правового договора, обоснованы недобросовестные условия соответствующего договора.

Ключевые слова: понятие, правовая природа, сущность, договор, договор присоединения, условия договора, недобросовестные условия, свобода договора, гражданско-правовые договоры, стороны договора.

Признание договора присоединения таким, каким он является, во многом определяется такой категорией доктрины, гражданского законодательства и правоприменительной практики, как условия договора. Правовая природа договора присоединения определяется не сколько содержанием условий договора, что более значимо в случае с рядом других видов договоров, а скорее способов определения соответствующих условий. Поэтому позиционирование договора присоединения в качестве особой разновидности гражданско-правового договора, может быть сделано предположение, что прямо зависит от условий договора присоединения, особенностей их определения и иных вопросов, связанных с этим, что повышает внимание к данному вопросу.

В статье 428 Гражданского кодекса Российской Федерации сформировано легальное определение понятия «договор присоединения»: «Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом…» [1]. Сразу важно оговориться, что в легальном определении данного договора содержатся условия признания его таковым: условия договора присоединения определяются стороной, а вторая сторона принимает эти условия, отраженные в формулярах или стандартных формах. Условия признания договора договором присоединения – это признаки данного договора, а условия договора присоединения являются теми условиями, без которых гражданско-правовой договор не признается заключенным. Если будет иметь какой-то иной порядок реализации двух данных условиях, речь должна идти не о договоре присоединения, а об иных договорных конструкциях.

Чтобы определить условия договора присоединения, а не признания его таковым, необходимо обратиться не только к ст. 428 ГК РФ, но и к общим положениям гражданского законодательства о различных договорных конструкциях. В частности, по смыслу ст. 433 ГК РФ, договор присоединения должен быть признан заключенным с момента принятия определенных стороной в формулярах или стандартных формах условий другой стороной (присоединяющейся). Если следовать такой модели, то, объективно будет предположить, что будет иметь место нарушение принципа свободы договора, так как по смыслу ст. 433 ГК РФ сторона принимает предложенные её условия в полном объеме, будучи лишенной возможности оспаривать их вплоть до того момента, пока не будет заключен договор.

Из части 4 ст. 421 ГК РФ вытекает, что условия договора определяются только по усмотрению сторон. Единственное исключение – содержание определенного условия было предписано законом или другими нормативно-правовыми актами. Договорная свобода достаточно универсальна, поэтому отсутствие четко сформированных в законодательстве требований по вопросу содержания условий договора присоединения видится достаточно большой проблемой. Наибольшие сложности, вероятно, связаны с невозможностью изменения условий договора присоединения до момента присоединения к нему. Такие нормы создают предпосылки для разнообразных злоупотреблений [3, c. 32]. Дополнение ч. 2 ст. 428 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения», - как представляется, не разрешает проблему, так как ограниченное действие принципа свободы договора связано с самой правовой природой рассматриваемого договора.

Из существа гражданско-правового договора вытекает, что он не будет считаться заключенным, если стороны не достигнут соглашения по всем существенным условиям [5, c. 71]. Интерпретируя данные общие правила гражданского законодательства в отношении договора присоединения, можно прийти к выводу, что в таком случае каждый договор присоединения заведомо должен содержать все существенные условия будущей сделки.

Когда речь идет об общих видах договоров, существенные условия свободно заявляются сторонами, помимо тех, которые установлены законом, и при достижении согласия они также свободно могут быть включены в договор, например, купли-продажи [2, c. 217]. Договор же присоединения в такой категории, как условия, специфичен тем, что в группу существенных переходят условия, устанавливаемые законом как обязательные, и условия, которые сторона, формирующая стандартизированный договор, включает в него.

При всех специфических особенностях договора присоединения, нет никаких сомнений, что законодателем обеспечены правовые механизмы защиты присоединяющейся к договору стороны. Наличие такой категории, как «недобросовестные условия договора» позволяет судить, что далеко не все условия договора присоединения, продиктованные одной стороной, будут законными. В ч. 2 ст. 428 ГК РФ определена следующая норма: «Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора». Данная норма, следует согласиться с Д.В. Мечетиным, «устанавливает критерии недобросовестности условий договора присоединения…» [4, c. 26]. Если хотя бы какие условия объективно противоречат интересам стороны, они вполне могут быть признаны недобросовестными. Таким образом, недобросовестные условия являются такими, которые предусматривают возможность одностороннего расторжения или изменения условий договора стороной, разработавшей их, при отсутствии законных на то оснований; условия о применении санкций за неисполнение договорного обязательства присоединившейся стороны и условия, включающие требования о предоставлении информации присоединяющейся стороной, лишенной юридического значения для заключаемого договора. Фактически недобросовестные условия в пределах таких критериев их определения обеспечивают саму возможность существования договора присоединения, так как благодаря этому может быть обеспечена защита прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Российская газета. 10.02.1996. № 202.
  2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001. Кн. 1. 848 с.
  3. Вольнов В.В. Договоры присоединения как проявление ограничения принципа свободы договора // Кодекс info: Правовой научно-практический журнал. 2002. № 5-6. С. 21-35.
  4. Мечетин Д.В. Квалифицирующие признаки договора присоединения // Юрист. 2014. № 21. С. 24-28.
  5. Репина К.А. Существенные условия договора // Вопросы науки и образования. 2018. С. 70-72.

Интересная статья? Поделись ей с другими: