УДК 347.963

Предложения по методике осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе с учетом норм, пролонгированного действия в Республики Крым

Могорычев Александр Михайлович ­­– соискатель ученой степени, кандидат юридических наук, помощник прокурора Прокуратуры Республики Крым.

Аннотация: В условиях вхождения Республики Крым в Российскую Федерацию прокуратура оказалась в ситуации отсутствия опыта, методики и практики проведения прокурорских проверок за исполнением законов о разрешительной системе. В статье кратко обозначены цели, предмет, объект, а также основные проблемы, которые возникают в ходе проведения таких проверок.

Ключевые слова: прокурорский надзор за исполнением законов, прокурорская проверка, разрешительная система, методика прокурорской проверки, Республика Крым, вхождение в состав Российской Федерации.

Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе представляет собой приоритетную сферу государственного управления, особенно, его значение возрастает в периоды переходного типа. В марте 2014 года в Республике Крым начался подобный период, который в некоторых сферах общественных отношений продолжается и по сей день.

Определение методики прокурорского надзора данное Калининым, как совокупности «методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств» представляется лаконичным и разумным. Процедура проверки состоит из подготовительных мероприятий и самой проверки, проводимой как камерально, так и фактически. Любая деятельность направлена на достижение целей и задач, а любая проверка должна определять пределы объекта и предмета исследования.

Цели, которые преследуются прокуратурой в этой сфере общественных отношений: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и единообразного применения закона, обеспечение предупреждения нарушений законов в сфере осуществления разрешительной системы.

Однако, в виду специфики самой разрешительной системы, а также гарантированной пролонгации норм, предоставляющим крымчанам различные права абсолютного единообразия можно будет достичь только пресекательными административными решениями (при соответствующих компенсациях во исполнения принципа справедливости) или естественным течением времени, по прохождении которого лицензии или другие срочные разрешительные документы утратят свое действие.

Исходя из целей перед прокурорским надзором за исполнением законов о разрешительной системе встает целый ряд задач по своевременному реагированию на различные нарушения законов о разрешительной системе, выявление и устранения как последствий, так и причин и условий им благоприятствующим.

Неоднозначное понимание способа разрешения коллизий норм Федерального законодательства и законодательства Республики Крым, действовавшего до 18 марта 2014 года является главным объективным условием таких нарушений. Поэтому в методических рекомендациях работникам прокуратуры Республике Крым необходимо четко разграничить в каких случаях применять общегосударственное федеральное законодательство, а в каких ст.12 Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предоставлен приоритет местным нормам Республики Крым, действовавшим до вступления: «разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины…без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации…»[1].

Таким образом, некоторые нормы, действовавшие на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года продолжают свое действие и данный феномен известен теории права как нормы пролонгированного действия. Для того, чтобы применять данное положение перед прокуратурой встает задача исследовать исходя из периода выдачи подобного разрешения то законодательство, которое к нему применимо. Причем, это не значит, что нельзя привлечь к ответственности лицо, которое нарушает нормирование, применимое в данном случае. Известны случаи подделки различных документов, что разрешалось проведением специальной документоведческой экспертизой.

Таким образом, предметом прокурорского надзора в данном направлении на территории Республики Крым выступают законодательные акты устанавливающие запреты и ограничения на осуществление определенного вида деятельности либо действий, относящихся к наиболее охраняемым сферам жизни общества. Поэтому на территории Республики Крым необходимо знание подобного нормирования, действовавшего до марта 2014 года во избежание различного рода правонарушений.

Примерами федеральных законов, которые составляют предмет такого надзора, являются: от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[3]; от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[4]; от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»[2]; от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[5] и др.

На Украине действовал кодифицированных закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» [6], поэтому, если разрешительный документ выдан до марта 2014 года, необходимо ориентироваться на соблюдение норм, изложенных в этом законе. Дальнейшие внесения изменений в данный закон не будут входить в предмет прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе.

Объектом надзора выступают органы государственного управления, которые осуществляют разрешительные функции. Те органов управления, которые действовали на территории Крыма до 2014 года юридически ликвидированы. На их базе созданы новые структуры, соответствующие действующему нормированию Российской Федерации. Вопросы правопреемства, по общему правилу упразднялись, хотя, если это противоречило общим принципам права, в ходе правоприменительной практики, справедливость восстанавливалась исходя из сути правоотношений.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе в Республике Крым осложняется специальным нормированием данных отношений, но его значение на пути полного вхождения в правовое поле Российской Федерации сложно переоценить. Актуальным и необходимым является разработка специальных методических рекомендаций для работников прокуратуры по данному направлению в Республике Крым.

Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160618/ (дата обращения 08.08.2021).
  2. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Российская газета от 29 ноября 1995 г. № 231.
  3. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Российская газета от 18 декабря 1996 г. № 241.
  4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 15 января 1998 г. № 7.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N№ 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 31 декабря 2006 г. № 297.
  6. Закон Украины от 06.09.2005 № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T052806.html (дата обращения: 31.03.2020).