УДК 376
Танкова Екатерина Валерьевна – студент магистратуры Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Научный руководитель Беляева Ольга Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Аннотация: Статья посвящена проблеме социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, которое рассматривается как одно из направлений дошкольного образования. Также исследуется уровень социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, и предполагаются методы по его развитию.
Ключевые слова: Ограниченные возможности здоровья, старший дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, проект.
На основе изучения теоретической литературы, таких педагогов, как Запорожец А.В. [4], Гущина Е.А. [2] и многих других, мы пришли к выводу, что социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), ещё никто не связывал с музыкой.
Для определения уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ мы использовали методику педагогической диагностики компетентностей дошкольников авторского коллектива О.В. Дыбиной [3].
Данная диагностика направлена на обследование: Умений понимать эмоциональное состояние человека, а также рассказать о нем; Умений не ссориться, уступать, уважительно относиться к окружающим людям; Умений получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека; Умений принимать и оказывать помощь, принимать участие в коллективных делах.
В обследовании участвовали 10 детей с ОВЗ, которые посещают комбинированные группы детского сада.
Результаты исследования общего уровня социально-коммуникативного развития показали, что высокий уровень социально-коммуникативного развития в группе у трех детей (30%), средний уровень социально-коммуникативного развития у одного ребенка (10%), а низкий уровень социально-коммуникативного развития у шести детей (60%).
Рисунок 1. Уровень социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Всё сказанное свидетельствует о необходимости разработки проекта, который поможет более эффективно осуществлять процесс социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ в ДОУ.
Проект под названием: «Дружба, которая звучит» направлен на осуществление коррекционной работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Продолжительность реализации проекта - два года.
Характеристика целевой группы: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ комбинированной направленности: четверо дошкольников задержкой психического развития, четверо детей с тяжелым нарушением речи, два ребенка с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.
Проект «Дружба, которая звучит» будет направлен на создание программы, которая позволит систематизировать работу дошкольной организации по направлению «Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ» средствами музыкального исполнительства.
Цель проектной работы: социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ средствами музыкального исполнительства.
Задачи проектной работы:
Этапы проекта и сроки их реализации:
I этап – подготовительный. Предпроектное исследование (Сентябрь – Ноябрь 2020 г.).
На данном этапе нами была проведена презентационная площадка для детей «Откуда появилась музыка?» для групп комбинированной направленности.
II этап – основной этап реализации проекта (Ноябрь 2020 г. – Ноябрь 2021 г.).
На данном этапе идет разработка дополнительной образовательной программы «Дружба, которая звучит». Также был поставлен Мюзикл «Дюймовочка», посвященный Международному Дню Толерантности. В котором принимали участие дети с ОВЗ комбинированной группы, в рамках музыкально-театрального направления [1].
III этап – заключительный, на котором предполагается подведение и оформление итогов проекта (Декабрь 2021 г. – Май 2022 г.).
Работа по реализации проекта «Дружба, которая звучит» продолжается.
Повторная диагностика детей ещё не проводилась, поэтому нам ещё трудно судить о динамике. Но, что мы можем сказать на данном этапе.
В процессе занятий, а также подготовке к различным мероприятиям, дети с ОВЗ, посещающие комбинированные группы детского сада, полноценно принимали участие в упражнениях, песнях, танцах, постановках. Дети общались во время занятий, не стояли в стороне.
Благодаря этому, мы уже можем сказать, что средства музыкального исполнительства (пение, танцевально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) положительно влияют на уровень социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы