УДК 75

Искусство Пикассо

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Пикассо известен тем, что бесконечно изобретал себя заново, переходя от одного стиля к другому, настолько радикально отличающемуся друг от друга, что кажется, что работы всей его жизни были результатом творчества пяти или шести великих художников, а не одного.

Говоря о своей склонности к разнообразию стилей, Пикассо настаивал на том, что его разнообразные работы свидетельствуют не о радикальных изменениях на протяжении всей его карьеры, а скорее о его стремлении объективно оценить для каждого произведения форму и технику, наиболее подходящие для достижения желаемого эффекта.

Ключевые слова: испанский художник, Пикассо, керамист и сценограф.

Пабло Пикассо, полностью Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Криспин Криспиниано Мария Ремедиос де ла Сантисима Тринидад Руис Пикассо, также называемый (до 1901 года) Пабло Руис или Пабло Руис Пикассо, (родился 25 октября 1881 года, Малага, Испания - умер 8 апреля 1973 года, Мужен, Франция), испанский художник-эмигрант, скульптор, гравер, керамист и сценограф, один из величайших и наиболее влиятельных художников XX века и создатель (вместе с Жоржем Браком) кубизма. (Более подробную информацию об имени Пикассо см. в примечании исследователя: полное имя Пикассо).

Почти 80 из 91 года своей жизни Пикассо посвятил творчеству, которое внесло значительный вклад в развитие современного искусства в 20 веке.

Пабло Пикассо был сыном Хосе Руиса Бласко, профессора рисования, и Марии Пикассо Лопес. Его необычная склонность к рисованию начала проявляться рано, примерно в 10 лет, когда он стал учеником своего отца в А-Корунье, куда семья переехала в 1891 году. С этого момента его способность экспериментировать с тем, чему он научился, и разрабатывать новые выразительные средства быстро позволила ему превзойти способности отца.

В А-Корунье отец переключил свои собственные амбиции на амбиции сына, предоставив ему модели и поддержку для его первой выставки в возрасте 13 лет.

Осенью 1895 года семья переехала в Барселону, и Пабло поступил в местную художественную академию, где его отец занял свой последний пост профессора рисунка. Семья надеялась, что их сын добьется успеха как академический художник, и в 1897 году его будущая слава в Испании казалась обеспеченной; в том же году его картина «Наука и благотворительность» была удостоена почетного упоминания в Мадриде на выставке изящных искусств.

Столица Испании была очевидной следующей остановкой для молодого художника, намеревавшегося добиться признания и оправдать ожидания семьи. Пабло Руис отправился в Мадрид осенью 1897 года и поступил в Королевскую академию Сан-Фернандо. Однако обучение в ней оказалось бестолковым, и он все больше времени проводил, записывая жизнь вокруг себя, в кафе, на улицах, в публичных домах и в Прадо, где он открыл для себя испанскую живопись. Он писал: "Музей живописи прекрасен. Веласкес первый класс; из Эль Греко несколько великолепных голов, Мурильо не убеждает меня ни в одной из своих картин". Работы этих и других художников поражали воображение Пикассо в разные периоды его долгой карьеры.

Пикассо заболел весной 1898 года и провел большую часть оставшегося года, выздоравливая в каталонской деревне Орта-де-Эбро в компании своего барселонского друга Мануэля Паллареса. Когда Пикассо вернулся в Барселону в начале 1899 года, он был уже другим человеком: он прибавил в весе; он научился жить самостоятельно в сельской местности; он говорил по-каталонски; и, что самое важное, он принял решение порвать со своим обучением в художественной школе и отвергнуть планы своей семьи относительно его будущего. Он даже стал отдавать предпочтение фамилии матери и чаще всего подписывал свои работы "П.Р. Пикассо"; к концу 1901 года он совсем отказался от фамилии Руис.

В Барселоне Пикассо поселился в кругу каталонских художников и писателей, чьи взгляды были обращены в сторону Парижа. Это были его друзья по кафе «Четыре кота», стилизованное под парижское «Черный кот», где Пикассо провел свою первую барселонскую выставку в феврале 1900 года, и именно они стали объектами более 50 портретов (в смешанной технике) на выставке. Жаждая увидеть свою собственную работу на месте и испытать Париж воочию, Пикассо отправился в компании своего товарища по студии Карлеса Касагемаса «Портрет Карлеса Касагемаса» покорять если не Париж, то хотя бы уголок Монмартра.

Считающийся радикальным в своем творчестве, Пикассо продолжает вызывать уважение благодаря своему техническому мастерству, дальновидному творчеству и глубокой эмпатии. В совокупности эти качества выделили «тревожного» испанца с «пронзительными» глазами как художника-революционера.

Почти 80 из 91 года своей жизни Пикассо посвятил художественному творчеству, которое, как он суеверно верил, сохранит ему жизнь, внеся значительный вклад в развитие современного искусства в 20 веке.

Список литературы

  1. Костеневич А.«Дриада»: Генезис и смысл картины Пикассо // Вестник / Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — Т. 1. — C. 118—131.
  2. Пикассо, Пабло / Крючкова В. А. // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 192. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26).