УДК 069

Краткий анализ культурных компонентов креативных изделий музейных учреждений на примере музея императорского дворца «Гугун»

Ван Юй – кандидат искусствоведения, преподаватель Института искусств Чжэцзянского финансово-экономического университета (Ханчжоу, Республика КНР).

Аннотация: «Культурно-креативные изделия» музеев – это дизайнерские произведения творчества, несущие в себе историко-культурную информацию. Качественные «культурно-креативные изделия» – это идеальное сочетание превосходных традиций и современной жизни, обладающие информативностью и потребительной стоимостью. Подъем креативных индустрий является отражением возросшей в обществе значимости гуманистических чувств и понятия ценностей, внимания к духовному богатству и положительному влиянию традиционной культуры. В данной статье рассматриваются классические примеры культурно-креативных изделий Императорского дворца-музея Гугун («Запретного города»), анализируются «культурные компоненты» креативных изделий музея с целью раскрыть и расширить их культурные коннотации, сделать их «проводниками» лучших традиций, а также возродить традиционную культуру.

Ключевые слова: музей, изделия, культура, дворец-музей «Гугун».

Каждое «культурно-креативное изделие» должно нести в себе отпечаток традиций, культуры или знаний. Качественные культурно-креативные изделия – это идеальное сочетание лучших традиций и современной жизни, обладающее как культурными атрибутами, так и потребительной стоимостью. Изделия креативных индустрий также становятся носителями лучших традиций, поэтому вопрос «возрождения» традиционной культуры, ее интеграции в духовную и материальную жизнь общества заслуживает отдельного рассмотрения.

Культурно-креативные изделия китайских музеев претерпели трансформацию от однотипных, дорогостоящих коммерческих сувениров и репродукций до востребованных продуктов, обладающих культурной коннотацией, практичностью и вызывающих интерес потребителей. Движущая сила этой трансформации вытекает из соответствующей политики и конкретных мер, реализуемых на государственном уровне, она тесно связана с наступлением эпохи «Интернет плюс».

В последние годы влияние «культурно-креативных изделий Императорского дворца-музея Гугун на широкие массы непрерывно повышалось, изделия постепенно стали важным элементом культурной коммуникации Запретного города. Во время работы в должности директора музея Дань Цзисян переименовал «изделия культуры» Запретного города в «культурно-креативные изделия», и именно понятие «креативный» открыло возможности для развития в Гугуне коммерческой деятельности. К концу 2020 года было разработано в общей сложности 14328 культурно-креативных изделий, доходы от которых в значительной степени инвестированы в традиционное культурное образование учащихся начальных и средних школ.

Модель культурной коммуникации музеев должна измениться от стереотипной теоретизации и убеждения к дружественному диалогу, поскольку произведения музейного культурного творчества не могут выполнять лишь информационную роль. Благодаря возрастанию популярности исторических фильмов и телесериалов император Юнчжэн снискал среди китайских граждан широкую популярность. Для того, чтобы достоверно передать историю императора Юнчжэна, креативная команда Запретного города взяла за основу результаты исследований экспертов музея и объединила их с современными концепциями дизайна.

В августе 2014 года на официальном аккаунте «Сокровища Запретного города» в социальной сети WeChat было опубликовано сообщение «Юнчжэн: я милый». Авторы превратили «Портреты Юнчжэна» в анимированные картинки, где император играет на лютне под сосной, сражается с тигром в одежде воина или рыбачит у реки. В сочетании с непринужденными и юмористическими текстовыми описаниями Юнчжэн в статичных древних картинах «живет», в отличие от холодного и бездушного императора, каким он описывается в исторических документах. Правитель империи Цин предстал перед публикой в юмористическом образе, благодаря чему количество прочтений увеличилось более чем в сто тысяч раз, а публикация неоднократно пересылалась. Данная публикация привлекла большое внимание, а также натолкнула специалистов Запретного города на размышления: для того, чтобы в новую эпоху передать подросткам содержание культурно-креативных изделий, необходимо использовать более выразительные и непринужденные методы выражения.

Впоследствии была создана «серия кукол Запретного города», герои которой предстали в мультипликационных образах. Серия кукол была удостоена премии первой степени среди культурно-креативных изделий музеев Китая. В эту категорию вошли такие изделия, как складной веер (рис. 1) с репродукцией каллиграфии императора Юнчжэна, чехол для сотового телефона с изображением императора и императрицы в образе мультипликационных героев, серия кукол-охранников императорского дворца и т.д., которые создали в представлении молодых людей «забавный» образ культурно-креативных изделий музея Гугун. «Кот Запретного города» приобрел популярность благодаря средствам массовой информации, став одной и самых обсуждаемых тем. Вдохновившись образами «эльфов», живущих на территории Запретного города», креативной командой была создана коллекция предметов с изображением «кота Запретного города» – чехлы для телефонов, наручные часы, украшения и т.д., которые стали дефицитным товаром официального магазина музея на Таобао, например, украшения с изображением кота Запретного города. Позднее стала выпускаться новая сезонная коллекция изделий.

image1

Рисунок 1. Культурно-креативные изделия музея «Гугун».

Веер с репродукцией каллиграфии императора Юнчжэна.

В результате всего этого образ Запретного города перестает быть возвеличенным и недоступным, становясь немного ближе к жизни. Популярность и высокий объем продаж культурно-креативных изделий Музея императорского дворца «Гугун» не только отражает многочисленность целевой аудитории, но и то, что знакомство с историей и культурой является духовным достижением человека. Сложность и неопределенность становятся препятствием для понимания, обучения и общения. Культурно-креативные изделия Запретного города выходят за рамки этих барьеров, привносят визуальную свежесть и, в полной мере используя возможности рынка, популяризируют в излюбленной публикой форме глубокую традиционную культуру Китая.

Самым ранним телевизионным произведением, презентованным музеем Императорского дворца «Гугун», является трехсерийный документальный фильм «Я реставрирую культурные реликвии Запретного города», который транслируется по центральному телевидению. Фильм повествует о Запретном городе с точки зрения современного поколения, основное внимание уделяется процессу реставрации культурных реликвий, включающих произведения каллиграфии и живописи, бронзовые изделия, часы императорского дворца, лакированную посуду, дворцовый текстиль и другие предметы, а также истории из жизни реставраторов. Фильм получил теплый отклик зрителей. Позднее совместно спродюсированный Императорским дворцом-музеем Гугун и Пекинской телевизионной сетью фильм «Музей Гугун. Обновление», становится первым реалити-шоу в сфере культурных инноваций, посвященным Запретному городу. Хорошо знакомые зрителям гости, являющиеся специалистами по разработке новых продуктов и экспертами музея Гугун, исследуют историю и культуру Запретного города, параллельно работают с ведущими дизайнерами и студентами университетов Китая над созданием новых культурно-креативных изделий, пытаясь найти баланс между историей и современностью, древностью и молодостью, очередной раз поддерживая концепцию «культурных инноваций».

Многие экспонаты музея выглядят относительно «грузными», что обуславливается воздействием времени на памятники культуры. В связи с этим в процессе разработки культурно-креативных изделий необходимо компенсировать тяжелый образ, наполнить его жизненной энергией, сократить дистанцию между людьми и историческими личностями. Креативная команда Запретного города распространяет свои продукты в сферу книгоиздания, программы ввода иероглифов, игры, анимацию и т.д[1]. с целью распространения культуры Запретного города с помощью многообразия различных носителей.

Креативная команда находится в постоянном исследовании взаимосвязей Запретного города с традиционной культурой, например, каждый сезон выпускаются календари Музея императорского дворца «Гугун», изготавливаются «лунные пряники» к празднику середины осени, проводятся прямые видеотрансляции из Запретного города, благодаря которым можно любоваться цветением в дни праздника Цинмин или наблюдать за снегом в зимний период. Во время праздника фонарей и фестиваля Циси на публичном аккаунте музея выкладываются публикации, в которых простым и живым языком интерпретируются традиции и обычаи императорского двора. Что касается дизайна изделий, заимствуются традиционные узоры архитектурных сооружений Запретного города, например, впечатляющая своей изысканностью пудра для лица, на поверхность которой нанесен узор «шаньхуа», аналогичный узору из денежных лент, которыми декорировались фронтоны крыш в стиле «сешань» зданий императорского дворца. Таким образом красота архитектурных сооружений вместе с исторической составляющей воссоздаются в повседневной жизни (рис. 2).

image2

Рисунок 2. Культурно-креативные изделия музея «Гугун».

Пудра для лица с узором «денежной ленты».

В качестве еще одного канала культурной коммуникации креативной командой был создан аккаунт на сервисе микроблогов Вэйбо, в котором ежедневно делятся историями, стоящими за многими артефактами и картинами. Изысканные фотографии сопровождаются лаконичными, но красивыми подписями, в совершенно отличном от устаревшего музейного описания стиле, вызывая интерес у молодых людей и побуждая их больше изучать традиционную китайскую культуру.

Все более частым явлением последних лет становятся совместные проекты Запретного города с известными брендами, начиная от Макдональдса и Орео и заканчивая декоративной косметикой Маогэпин и ювелирными изделиями Сваровски, которые по сути охватывают практически все стороны повседневной жизни. За время сотрудничества с данными брендами Запретному городу удалось извлечь из забытья классические элементы старинной одежды и утвари, сохранить традиционную культуру, с помощью игры на контрастах интегрировать ее в современные товары, выпуская один хит за другим. 

Однако обилие новых моделей приводит к тому, что потребители зачастую отказываются платить за схожие по дизайну и концепции товары, поэтому требования к совместным продуктам становятся все выше. Многие потребители чувствуют, что Запретный город начинает коммерциализироваться. Обнаруживая проблемы, креативная команда Запретного города меняет направление деятельности, делая акцент на оригинальных изделиях, а не на совместных коллаборациях.

Вместе с тем креативная команда Запретного города, основываясь на проведенном тщательном и глубоком анализе историко-культурной составляющей, лежащей в основе музейных экспонатов, а также результатов творческой деятельности, пришла к выводу, что культурно-креативные изделия должны воплощать в себе следующие элементы: природный характер, сюжетность, художественность, преемственность, информативность, практичность, и актуальность. Анализируя предыдущие примеры, эксперты обнаружили, что данные элементы прекрасно дополняют друг друга именно в тех изделиях, которые пользуются наибольшей популярностью у потребителей, в то время как продукты низкого спроса чаще всего сосредотачиваются на «преемственности, информативности и художественности», игнорируя потребности потребителей в практичности, актуальности и других элементах. Это также обусловлено недостатком опыта в коммуникации и заинтересованности или неспособности использования языка, удобного для восприятия потребителями в процессе экспорта культуры, что в результате приводит к большому разрыву между продуктами и группами потребителей.

В поиске модели, принимаемой современными потребителями, необходимо повысить ценность самой аудитории и ее потребительских предпочтений. Прежде чем получать определенные экономические выгоды, прежде всего необходимо задуматься о социальной пользе, сосредоточившись на единстве социальных и экономических выгод.

Директор Дань Цзисян отметил: «Культурно-креативная деятельность Запретного города должна отвечать потребностями людей, учитывать результаты исследований экспертов и ученых, принимать во внимание информацию о музейных экспонатах из исторических и художественных источников, осуществлять деятельность в сотрудничестве с высококлассными дизайнерами и предприятиями перерабатывающей промышленности. Мы должны разрабатывать высококачественные изделия с элементами Запретного города, чтобы привнести культуру Запретного города в дома общественности»[2]. Следуя данному принципу, креативная команда шаг за шагом двигается к успеху.

Разработка культурно-креативных изделий музея осуществляется в единстве с ключевыми целями учреждения, которые заключаются в защите традиций, распространении культуры и просвещении будущего[3,c.51]. Прежде чем приступить к позиционированию бренда и разработке концепции культурно-креативных изделий, необходимо досконально изучить особенности культурных реликвий, выявить содержащийся в них особый смысл и лишь потом интегрировать их с «духом ремесленника».

Смысл «духа ремесленника» состоит в том, чтобы постоянно стремиться к совершенству, добиваться идеала в каждой мельчайшей детали, создавать «живые» изделия, не преследуя количественные цели. Разработка культурно-креативных изделий должна не только сопровождаться «духом творчества», вдыхать новую жизнь в памятники культуры, но и нести в себе «дух ремесленника», на психологическом уровне избавившись от стремления к моментальной финансовой выгоде, пробуждать гуманистические чувства и сеять в душах людей воспоминания о прежних временах, предоставляя возможность испытать чувство «культурного насыщения». Это весьма длительный процесс интерпретации, и этот опыт будет вовлекать все большее число людей посредством постоянного круговорота информации.

«Когда мы говорим о "возрождении" культурных реликвий, гораздо более важно понимать необходимость возрождения духа жизни, передачи сущности прекрасных традиций, которую несут культурные реликвии», – сказал Ван Юэгун, заместитель директора Музея Гугун. «Возрождение духа – это не просто слова. Его нужно облачить в новую форму. И современное культурное творчество исторически играет эту новую роль»[2].

Инновации и разработка высококачественных культурно-креативных изделий, обладающих уникальной спецификой, благоприятно сказываются на развитии креативной индустрии в музеях и в большей степени способствуют превращению невидимой креативной экономики в мягкую силу развития региональной экономики. В настоящее время музейная креативная индустрия находится в периоде стремительного развития, сталкиваясь с новыми возможностями и вызовами. В связи с этим необходимо придерживаться комплексного подхода в повышении уровня музейного обслуживания, поддерживать жизнеспособность культурного развития, прилагать усилия для создания современной системы общественных культурных услуг и содействовать процветанию и развитию культурной индустрии. Следует развивать новое на основе критического подхода к старому, воспитывать деятелей культуры, стремиться удивлять и открывать новое для каждого без исключения посетителя, следовать принципу сочетания культуры, творчества и производства, чтобы на протяжении долгих лет сохранять очарование культуры.

Список литературы

  1. Тематическая рубрика культурно-креативных изделий на официальном сайте музея Гугун. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.dpm.org.cn/Creative.html (дата обращения: 22.07.2021). 故宫博物院官网.文创专栏[OL]. 2021-7-22.
  2. Новая эпоха культурно-креативных изделий Музея Гугун: слияние традиционной культуры и духа современности // Официальный аккаунт ежедневной газеты «Справочные новости» (дата публикации 26.08.2021). Электронный ресурс. Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1709142875220725620&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 09.2021). 新时代故宫文创的新作为:让传统文化与时代精神契合. 参考消息官方公众号[OL]. 发布时间2021-8-26/2021-9-2.
  3. Чжао Цзинтин, Сунь Цзяин, Цзэн Хуэй. Анализ текущей ситуации и процесса развития креативных индустрий в музейных учреждениях // Ляонинский шелк, 2021. № 2. С. 51–52. 赵竞霆,孙佳颖,曾慧. 博物馆文创产品产业现状研究及发展探析[J]. 辽宁丝绸, 2021(02):51-52.