УДК 008

Сюрреализм как культурное движение

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Цель работы – рассмотреть сюрреализм как культурное движение. В статье проанализирован и исследована деятельность сюрреалистов. Для решения поставленной цели был проведен теоретический анализ научной литературы; изучен и обобщен опыт исследователей.

Сны и работа подсознания вдохновляют сюрреалистическое искусство, полное странных образов и причудливых сопоставлений. Под влиянием учения Фрейда и бунтарского творчества художников, сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, Рене Магритт и Макс Эрнст, пропагандировали свободные ассоциации и сновидческие образы. Художники, поэты, драматурги, композиторы и режиссеры искали способы освободить психику и задействовать скрытые резервуары творчества.

Ключевые слова: сюрреализм, художники, исследователи.

Искусство далекого прошлого может показаться современному глазу сюрреалистичным. Драконы и демоны населяют древние фрески и средневековые триптихи. Итальянский художник эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) использовал эффект «обман зрения» для изображения человеческих лиц, сделанных из фруктов, цветов, насекомых или рыб. Голландский художник Иероним Босх (ок. 1450-1516 гг.) превращал дворовых животных и домашние предметы в ужасающих монстров.

Сюрреалисты двадцатого века высоко оценили «Сад земных наслаждений» и назвали Босха предшественником Сальвадор Дали (1904-1989). Возможно, он подражал Босху, когда изобразил шедевр «Великий мастурбатор». В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо, чьим прототипом стала скала на побережье Кадакеса в Каталонии. 

Точно так же восхитительно сложные и экстравагантные портреты Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593) представляют собой визуальные головоломки, призванные скорее развлекать, чем исследовать бессознательное. Какими бы сюрреалистичными они ни казались, картины ранних художников отражают целенаправленное мышление и условности своего времени.

В отличие от них, сюрреалисты XX века восстали против условностей, моральных норм и запретов сознания. Марксистские идеи вызывали презрение к капиталистическому обществу и жажду социального бунта. В трудах Зигмунда Фрейда было высказано предположение, что высшие формы истины могут быть найдены в подсознании. Кроме того, хаос и трагедия Первой мировой войны вызвали желание порвать с традициями и исследовать новые формы выражения.

Первые последователи сюрреалистического движения были революционерами, которые стремились высвободить творческий потенциал человека. Бретон открыл Бюро сюрреалистических исследований, члены которого проводили интервью и собирали архив социологических исследований и сновидческих образов. В период с 1924 по 1929 год они опубликовали двенадцать выпусков журнала «La Révolutionsur réaliste», который содержал воинственные трактаты, сообщения о самоубийствах и преступлениях, а также исследования творческого процесса.

Сначала сюрреализм был в первую очередь литературным движением. Луи Арагон (1897-1982), Поль Элюар (1895-1952) и другие поэты экспериментировали с письмом, чтобы высвободить свое воображение.

Художники движения сюрреализма полагались на игры с рисунком и разнообразные экспериментальные техники для рандомизации творческого процесса. Например, в методе, известном как декалькомания, художники брызгали краской на бумагу, а затем терли поверхность, создавая узоры. Аналогичным образом, буллизм предполагает нанесение чернил на поверхность, а эклябуссюр — разбрызгивание жидкости на окрашенную поверхность, которую затем протирали губкой. Причудливые и часто юмористические сборки из найденных предметов стали популярным способом создания сопоставлений, которые бросали вызов предвзятым идеям.

Будучи убежденным марксистом, Андре Бретон считал, что искусство рождается из коллективного духа. Художники-сюрреалисты часто работали над совместными проектами. В октябрьском номере журнала «La Révolution surréaliste» за 1927 год были представлены работы, созданные в результате совместной деятельности. Участники по очереди писали или рисовали на листе бумаги. Поскольку никто не знал, что уже существовало на странице, в итоге получилась удивительная и абсурдная композиция.

Список литературы

  1. Антология французского сюрреализма. 20-е годы / Сост., комм. и пер. С. Исаева и Е. Гальцовой. — М.: ГИТИС,
  2. Гальцова Е. Д.Творчество Андре Бретона как энциклопедия сюрреализма. — М.: ИМЛИ РАН, 2019.
  3. Пикон Г.Сюрреализм. — Bookking International, Editions D’Art Albert Skira S.A.,

Печать