УДК 004

«Умный город» и  цифровая экономика Российской Федерации: современные реалии

Никоненко Наталья Дмитриевна – доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Информационных технологий Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Емельянова Анастасия Евгеньевна – студент факультета Управления Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается «умный город». Указываются связи с национальными программами и проектами Российской Федерации, приводятся ведомственные проекты «Умного города». Рассматривается национальная цель цифровая трансформация и понятие «цифровой зрелости» региона в рамках «умного города». Анализируются решения цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, «цифровая зрелость», «умный город».

В современном VUCA-мире и условиях пандемии необходимость цифровой трансформации как государственного управления, так и местного самоуправления становится очевидной. Как было указано в [1]  трансформация будет идти в рамках мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа Цифровая экономика).

Согласно Указу Президента РФ В.В. Путина национальной целью является цифровая трансформация [2], один из основных показателей – это  «цифровая зрелость». В понятие «цифровой зрелости» региона входит уровень цифровизации региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций в сферах здравоохранения, образования, городского хозяйства, строительства, общественного транспорта на основе импортозамещающих информационных технологий (подробнее [3]). Заметим, что одним из показателей цифровизации местного самоуправления является реализация концепции «умного города» (подробнее о концепции «умного города» [4]), которая не является возможной без выполнения мероприятий семи федеральных проектов Программы Цифровая экономика. Кроме того, фактически все сквозные цифровые технологии составляют основу «умного города».

К ключевым технологиям «умного города» относятся: большие данные и аналитика, технология 5G, искусственный интеллект (согласно поручению Президента России В.В. Путина в 2020 выделили отдельный федеральный проект в Программе Цифровая экономика), виртуальная и дополненная реальности, блокчейн, Интернет вещей (IoT), облачные, туманные и пограничные вычисления.

Применение данных технологий и дальнейшее развитие «умных городов» не представляется возможным без дополнительных мер поддержки и стандартов «умного города». Утверждение стандартов произошло во второй половине 2020 года. Они определяют базовую терминологию, технологическую основу, а также работу с данными в «умном городе». Сейчас ведется совместная работа Минцифры и Минтранса по разработке стандартов «умных дорог». Напомним, что в Программе Цифровая экономика говорится и о беспилотном транспорте, а его функционирование невозможно без таких дорог.

Заметим, что проект Минстроя «Умный город» связан с рядом национальных проектов и программ,  а именно   «Жилье и городская среда»  и Программой Цифровая экономика. На конец 2020 года проект внедряется в 209 городах России. Напомним, что согласно данному проекту, измеряется «индекс интеллекта» (IQ городов). Измерение происходит по 10 ключевым показателям, охватывающим городское хозяйство и обеспечение безопасности.

Кроме того, в России появился первый «умный» город - курорт Железноводск. В данном проекте задействованы все ключевые цифровые технологии и можно говорить о цифровой трансформации управления за счет появления единых цифровых платформ. Планируется затем тиражировать опыт Железноводска. Здесь используется платформа «Умный город Росатома», которая является полностью российской разработкой и сейчас в неё входит 35 модулей. Число модулей расширяется и в них будут входить модули городского управления, рейтинга санаториев, туристические услуги и другие.

Одной из основных технологий является Интернет вещей. Отметим, что лидирующей сферой по использованию данных технологий является жилищно-коммунальное хозяйство.

 Внедрено 19 проектов Росатома, образцом внедрения является город Саров, в котором данная система уже работала в 2018 году. Кейсы «умного города» используются и в городе Глазов в области цифровой трансформации ресурсоснабжения  – система «Цифровое ресурсоснабжение». Расчетные цифры по данным Росатома (верхняя граница) экономического эффекта представлены на рис.1.

1

Рисунок 1. Снижение показателей.

Как видно из рис.1, цифровая трансформация, которая связана с реализацией Программы Цифровая экономика, оптимизирует управление и имеет положительный экономический эффект.

Заметим, что решения «умного города» внедряет не только Росатом, но и Ростелеком, МТС, Мегафон, Билайн и другие. Так, например, МТС внедряет в Ростовской области крупнейшую сеть NB-IoT для умных устройств и внедрения промышленного  Интернета вещей и «умного города».  

МТС подключила первый «умный» домофон  в городе  Ростов-на-Дону, который позволяет дистанционно открывать дверь, общаться с посетителями по видеосвязи, смотреть, кто приходил, когда никого не было дома.

По данным ICT.Moscow, представлено 237 российских кейсов «умных городов», на Южный федеральный округ приходится 8,4%  всех решений «умного города».

Кроме того, если рассматривать кейсы цифровой трансформации, то можно найти решения «умного города».

По данным АНО «Цифровая экономика» (www.data-economy.ru, представляются кейсы цифровой трансформации для граждан, бизнеса, государства по федеральным округам/субъектам Российской Федерации/городам), представлено 35 кейсов цифровой трансформации в области городского хозяйства.

Кейсы связаны с «умной городской средой», «умным жилищно-коммунальным хозяйством», обеспечением общественной безопасности, «умным домом», утилизацией отходов и «цифровыми двойниками города». Заметим, что понятие «цифрового двойника» в цифровой экономике является важным.

Два кейса из указанных 35 – «цифровой двойник города». Один из кейсов – «цифровой двойник» города Санкт-Петербург (подробнее [1]). Второй кейс – Геоинформационная платформа «Цифровой двойник города» компании Мегафон. Данная платформа внедрена в городах Санкт-Петербург, Кронштадт, Калининград и Тюмень (входит в число лидеров по IQ городов с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн человек).   

Заметим, что пандемия ускорила процесс цифровой трансформации как государственного, так и местного самоуправления.

Ускорилось и развитие «умных городов», особенно «умной городской среды» и цифровой экономики в целом. Согласно исследованиям KMDA наиболее популярными технологиями являются представленные на рис.2 технологии:

2

Рисунок 2. Наиболее популярные цифровые технологии.

Кроме того, идет внедрение и разработка стандартов «умного города» по представленным на рис.2 технологиям и организации инфраструктуры на их основе. Представленные на рис. 2 технологии указываются в Программе Цифровая экономика и большинство из них определены в федеральном проекте «Цифровые технологии», в котором развитие сквозных цифровых технологий на основе импортозамещающих разработок.

Таким образом, «умный город» – это современная концепция по созданию высокотехнологичных городов. Она способствует благоприятному существованию людей в современном городском пространстве, сочетающем в себе как цифровые технологии   и нововведения, так и природу, экологию и климат, которые находящиеся в постоянном уникальном взаимодействии. В рамках реализации Программы Цифровая экономика необходимо обеспечивать информационную безопасность и применять отечественные разработки в области цифровых технологий в «умном городе».

Список литературы

  1. Никоненко Н.Д., Лыкова А.М. Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении России: проблемы и перспективы// Научный аспект. 2020. Т. 8. № 4. С. 1009-1014.
  2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. СПС КонсультантПлюс.
  3. Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915: постановление Правительства РФ от 03.04.2021 № 542 // «Собрание законодательства РФ», 19.04.2021, N 16 (Часть III), ст. 2770.
  4. Мелешина Д.Э., Никоненко Н.Д. «Умный город» и цифровая трансформация в России: современное состояние и перспективы// Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы. Сборник статей X всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Ю.В. Каира. 2020. С. 199-203.