УДК 005

Стратегическое мышление

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Целью данного исследования является рассмотрение фундаментальных теоретических аспектов в области стратегического мышления и его вклада в развитие бизнеса, представляется обзор стратегического мышления в формировании бизнес-стратегии, раскрываются элементы стратегического мышления, присутствующие в организациях.

Ключевые слова: стратегия, планирование, философия.

В настоящее время стратегическое мышление считается фундаментальным вопросом как для государственных, так и для частных компаний или организаций в развитых или развивающихся странах. Международный контекст, и особенно процесс глобализации, требует, чтобы организации эффективно и действенно управляли, в частности, финансовыми, природными и технологическими ресурсами, с тем чтобы противостоять вызовам рынка не только на национальном, но и на международном уровне.

Поскольку стратегическое мышление является полезным инструментом, который должен культивировать каждый менеджер или директор компании, оно является бесценным вложением, поскольку обозначает достижение целей и решение проблем, характеризующемся неопределенностью в той экономической, политической, социальной и культурной среде, где сегодня развиваются организации.

Правильно сформулированная стратегия помогает упорядочить и распределить, исходя как из ее атрибутов, так и внутренних недостатков, ресурсы организации с целью достижения жизнеспособной и оригинальной ситуации, а также предвидеть возможные изменения в окружающей среде и непредвиденные действия разумных оппонентов.

Стратегия относится к комбинации средств для достижения целей при наличии неопределенности. Принятая стратегия представляет собой лучший вариант, но ничто не гарантирует ее успех. При полной уверенности в эффективности средств достижения целей стратегия не требуется. Взаимосвязь между целями и средствами становится чисто технической.

Развитие стратегического мышления приводит к созданию управленческой команды с общим видением будущего и глубоким чувством авторитета и лидерства со стороны всех ключевых сотрудников организации.

Существуют два ключевых момента в стратегическом управлении, формировании и реализации. Реализация стратегии в основном трансформируется в дезагрегирование ее на более операционные процессы, позволяющие осуществлять и развивать те же процессы. Этот момент трансформируется как стратегическое планирование, сформулированное как в долгосрочных планах, так и в планах тактики. Традиционно иерархические структуры организации приспосабливаются к этим стратегическим моментам, оставляя за высшим руководством заботу о формировании стратегии и оставляя за промежуточными управленческими командами и т.д. в иерархиях долгосрочное планирование, тактические и оперативные планы.

Стратегическое мышление имеет фундаментальное значение почти во всех сферах жизни, будь то эмоциональная среда, семья или рабочее место. Чтобы понять, что означает эта концепция, необходимо рассмотреть и понять три понятия, которые она охватывает, а именно: цели, стратегию и тактику.

Концептуальная стратегия используется, в общем, для обозначения плана, разработанного для достижения определенной цели, т.е. стратегия — это общий план, который создается в определенный момент времени для достижения цели.

Организация, стремящаяся к совершенству, должна понимать и систематизировать ценности и идеи, которые составляют движущую силу компании. Таким образом, система ценностей складывается из формулировки миссии, концепции и философии организации и согласуется с высшим руководством. Ее предписания имеют обязательную силу, и ее выполнение учитывается при оценке и развитии персонала, интегрирующего организацию. Затем система ценностей трансформируется в шаблоны поведения внутри организации.

Можно утверждать, что теоретико-методологический подход стратегического мышления не является современным, он развивался с теми изменениями, которые произошли в организациях, а также с теми экономическими, политическими, социальными, культурными и другими изменениями, где он развивается, что позволило выстроить долгий и плодотворный путь обсуждения и анализа при формулировании и реализации бизнес-стратегий сегодня.

Поэтому, по мере усложнения новых форм организации, теоретические принципы стратегического мышления приобретают обоснованность и большую стратегическую ценность, когда менеджеры и руководители, применяя каждое из его измерений — отношение, процессы, инструменты и качество, например, могут выявить, проанализировать и оценить ключевые элементы успеха своей организации. Аналогичным образом, когда управлении компании разрабатывают и анализируют систему ценностей, миссию и видение организации в качестве важных факторов ее деятельности и организационной культуры.

Список литературы

  1. Спивак, В. А. Учебное пособие управление персоналом для менеджеров. / В.А. Спивак. М.: Эксмо, 2012. – 790 с.
  2. Философия. [Электронный ресурс] / ГЗК – https://www.grandars.ru/college/biznes/filosofiya-upravleniya-personalom.html
  3. Балашов, Л.А. Философия. / Л.А. Балашов. М.: 2004. – 194 с.
  4. Федосеев, В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М., 2003. – 368 с.